Фрагмент для ознакомления
2
Фигурное катание, как социальное явление, охватывающее миллионы людей, является одновременно спортивным зрелищем и видом искусства, выражая физическую и духовную гармонию и красоту современного человека.
Фигурное катание – сложный координационный вид спорта. Это связано с тем, что коньки очень мало контактирует со льдом, а сам лед очень твердый и скользкий. Фигуристу приходится выполнять на льду очень сложные элементы, в том числе многооборотные прыжки, которые могут сопровождаться частыми ошибками в приземлении и падения.
Современным направлением фигурного катания является гармонизация основных компонентов фигурного катания и балансировка содержания программ фигурного катания. Спортсмены должны продемонстрировать владение всеми группами элементов: шаги, спирали, повороты, вращения, прыжки; совместные и параллельные повороты в парном катании; различные комбинации шагов в танцах на льду.
Тема роли хореографии в фигурном катании в настоящее время актуальна во всем мире. По итогам крупных международных соревнований можно сделать вывод о ее значимости. Однако, несмотря на это, большинство мировых лидеров тратят много времени на изучение сложнейших многооборотных прыжков.
Исследования, основанные на возрасте и опыте фигуристов, показывают, что спортсмены могут хорошо выступать в молодом возрасте. В этом смысле главным критерием продолжения занятий фигурным катанием является контроль за уровнем специальной физической и технической подготовки фигуристов, а также повышение объемов хореографической подготовки.
Цель исследования – анализ роли хореографической подготовки и ее влияния на спортивные результаты юных фигуристов.
Объект исследования – процесс хореографической подготовки фигуристов на начальном этапе обучения.
Предмет исследования – влияние объема хореографической подготовки фигуристов на начальном этапе обучения.
Гипотеза исследования: мы предполагает, что в содержание учебно-тренировочного процесса по фигурному катанию с юными фигуристами необходимо включать хореографические элементы, которые оказывают влияние на уровень спортивного совершенства юных фигуристов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности фигурного катания и методику организации учебно-тренировочного процесса юных фигуристов;
2. Определить роль и значение хореографической подготовки в повышении профессионализма и спортивных результатов юных фигуристов;
3. Провести экспериментальную работу по влиянию хореографической подготовки на спортивные достижения юных фигуристов.
Методы исследования:
- анализ теоретической и периодической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое тестирование, методы качественного и количественного анализа результатов.
Практическая ценность результатов данной работы определяется тем, что представленный в работе комплекс хореографической подготовки юных фигуристов может быть полезен тренерам спортивных школ в организации учебно-тренировочного процесса.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ
1.1 Общие представления о фигурном катании как виде спорта
Фигурное катание – это конькобежный вид спорта, включающий в себя сложные виды координации, характеристиками которых являются: изменение направления движения спортсмена на льду под музыкальное сопровождение, выполнение основных и дополнительных фигур и элементов, технического и артистического уровня мастерства.
Специализация фигурного катания оказывает большое влияние на строение тела спортсмена в фигурном катании. Оно должно обеспечивать оптимальное сочетание скоростных и силовых качеств. Исследования показывают, что фигуристы относятся к людям среднего телосложения.
Если посмотреть на коньковые движения с точки зрения биомеханики, то их можно разделить на две основные группы: в обязательных фигурах и в произвольной программе. Такое разделение основано на несовпадении двигательных задач и большом различии кинематических, информационных и динамических характеристик этих групп движений [15]
Сравнение динамических характеристик движений в обязательной и произвольной программе катания также выявляет существенную разницу между этими двумя группами движений. В этом плане способности фигуристов можно разделить на две группы: одни лучше справляются с обязательным катанием, а другие лучше с произвольным [15].
Обязательные фигуры. Анализируя различные приемы выполнения обязательных фигур, сравнивая их эффективность в тренировочном и соревновательном процессах, одним из основных направлений совершенствования этой группы движений является стремление к сдержанной и лаконичной форме их выполнения. Эволюция стиля выполнения обязательных фигур раньше и сейчас проявляется в изменении амплитуды свободных и опорных движений, она уменьшается, скорость скольжения так же меньше, сила и резкость толчка ослабевают, его толщина и глубина следа также уменьшается [6].
Произвольное катание. Основная задача произвольного катания – овладение искусством управления движением в прыжке, а это, как показывает практика, особенно сложно.
Фигурное катание, по мнению спортивных экспертов, является ведущим видом спорта в общеоздоровительном комплексе. Невский Ю.П. в своих работах о фигурном катании говорит: «Необходимость органической связи движения и музыки, стремление ясно выразить эстетический замысел программы, высокое техническое мастерство, выразительность и атлетизм в катании. Вот две стороны произвольного катания – техническая и художественная. Повышение уровня технического мастерства открывает двери для решения более сложных эстетических задач [12].
В зависимости от различных движений элементы произвольной программы можно разделить на шаги, спирали, вращения, прыжки с оборотами во вращении [5].
Шаги состоят из комбинации толчков, дуг, перетяжек, различных поворотов, вращательных движений, выполняемых, как правило, на высокой скорости скольжения [5].
Состав фигуристов, занимающихся в спортивных школах, определяется возрастом, уровнем подготовки и опыта тренировок. В связи по этим параметрам формируются группы: группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова В.А. Использование современной хореографии для развития специальных физических качеств 7- 8 лет. / В.А. Александрова, О. Блюм. // «Детский тренер».- 2013. - №1. - С. 20-24.
2. Андреева Ю. Танцуй, пока молодой. Особенности танцевального искусства на льду / ГС. Андреева // Московский фигурист. - № 3 (35). - 2014. - С 24-28.
3. Ашмари, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2000. – 349с.
4. Баранова Д. Д. Современная хореография как средство развития творческой личности, формирования собственного стиля и пластичности движений у детей, занимающихся фигурным катанием на коньках в учреждениях дополнительного образования / Д.Д. Баранова, Н.В. Китаева, Л. В. Кузнецова // Евразийский Союз Ученых. - 2016. - №2-1 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-horeografiya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti-formirovaniya-sobstvennogo-stilya-i-plastichnosti-dvizheniy-u (дата обращения: 01.12.2023).
5. Вагушева Т.Н. Актуальные вопросы обучения подкруткам и выбросам в фигурном катании на коньках. / Т.Н. Вагушева / Методические рекомендации под общей редакцией профессора Мишина А.Н. М.: ГДОИФК им. Лесгафта, 1990 г.-31 с.
6. Гандельсман А.Б. Роль афферентных систем в фигурном катании на коньках. Теория и практика физкультуры / А.Б. Гандельсман, А.Н. Крестовников, Н.А. Панин. - 1946. –В. 11–12. – С. 547.
7. Губаева Е.Е. Развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки / Е.Е. Губаева, Н.Н. Мугаллимова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-figuristov-gruppy-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 01.12.2023).
8. Докторевич М.А. Перенос воздействия вне ледовых средств подготовки конькобежцев на бег на коньках / М.А. Докторевич // Адаптация, физическая культура и спорт: сборник научных трудов. - Смоленск: Изд-во СГУФК, 1987. - С. 75-77.
9. Кудрявцев В. Прыжковая математика: работа над ошибками / В. Кудрявцев //Московский фигурист. - №2 (30). - 2013. -С. 26-27.
10. Курбанов Н.Ш. Самоучитель по фигурному катанию / Н.Ш. Курбанов - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 110 с.
11. Москвина Т.В. Предотвращение травм с вне ледовой тренировкой. Второй Международный конгресс по медицине и науке в фигурном катании. / Москвина Т.В., -Хельсинки, 1999.
12. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании / Мишин А.Н -М.: Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.
13. Пидоря A.M., Основы координационной подготовки спортсменов / А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов. - Омск, 2009. – 290с.
14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
15. Попов Г.И. Биомеханика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп / Г.И. Попов. - М.: Издательский центр "Академия", 2009 - 256 с.
16. Романов С. В. Обучение катанию на роликовых коньках как способ круглогодичного повышения двигательной активности учащихся / С.В. Романов // Новые исследования. - 2009. - №4 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kataniyu-na-rolikovyh-konkah-kak-sposob-kruglogodichnogo-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya (дата обращения: 01.12.2023).
17. Романов С.В. К обоснованию структуры движений и механизма отталкивания конькобежца / С.В. Романов // Проблемы спортивной техники. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный 70-летию профессора В.В. Ермакова / Под. ред. В.В. Ермакова. - Смоленск: Изд-во СГУФК, 2004. - С. 245-255.
18. Управление движением / Под ред. А.А. Митькина. - М., Наука, 2008. -167с.
19. Фигурное катание на коньках. Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. Мишина А.Н. М.: ФиС, 2011.-271 с.
20. Фигурное катание на коньках. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, школ олимпийского резерва. Руководитель программы - И.В Абсаля-мова. - М., Изд-во Спорт, - 2006. -170 с.
21. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / И.А. Шипилина. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. - 307 с.