Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Роль и функции складов в логистике
Перемещение материальных потоков от производителей до конечных потребителей невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение материальных потоков через склад связано с дополнительными затратами, что в свою очередь увеличивает стоимость товара. В этой связи проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в общей цепи поставок товаров.
Современный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. Необходимо подчеркнуть, что данное определение справедливо и для военных складов [2,3].
Важно помнить, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы могут значительно отличаться друг от друга, так же как и ее элементы.
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствие со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме и т.д.
Создание нужного ассортимента на складе способствует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение. Данная функция позволяет выравнивать образующуюся разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
3. Объединение и транспортировка грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.
4. Предоставление услуг. Среди наиболее важных услуг, которые склад может предоставить клиентам, выделим следующие:
- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
- придание продукции товарного вида и предварительная обработка;
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Важно отметить, что производственный процесс на складе требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Данный процесс включает в себя несколько этапов:
- снабжение запасами;
- контроль за поставками;
- разгрузка и приемка грузов;
- внутрискладская транспортировка и перевалка грузов;
- складирование и хранение грузов;
- комплектация заказов клиентов и отгрузка;
- сбор и доставка порожней тары;
- контроль за выполнением заказов;
- информационное обслуживание склада;
- обеспечение обслуживания клиентов.
В работе складских комплексов особую роль играет вид складирования. Он предполагает, прежде всего, выбор технологического оборудования, на котором складируется груз, и форму размещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние такие факторы, как:
- складская площадь;
- высота склада;
- используемый товароноситель;
- объемы партий поставки;
- особенности объединения различных видов груза;
- свободный доступ к товару;
- условия хранения товара;
- широта ассортимента товара;
- простота обслуживания;
- капитальные затраты.
Хорошо организованная система складирования предопределяет рациональность технологического процесса на складе. Основным условием здесь является минимальное количество операций по переработке груза. Поэтому огромное значение придается определению оптимального вида и размеров товароносителя, на котором формируется складская грузовая единица [4].
Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. На его выбор влияют следующие факторы:
- вид и размеры упаковки;
- система комплектации заказа;
- оборачиваемость товара;
- применяемое технологическое оборудование для складирования груза;
- особенность подъемно-транспортного оборудования, обслуживающего склад.
Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада.
Среди возможных видов складирования особенно выделяются следующие:
- складирование в штабеле блоками;
- складирование в полочных стеллажах до 6 м;
- складирование в полочных высотных стеллажах;
- складирование в проходных (въездных стеллажах);
- складирование в передвижных стеллажах;
- складирование в элеваторных стеллажах и т.д.
Преимуществами различных видов складирования могут быть:
- высокая степень используемой площади и объема;
- свободный доступ к товару;
- обеспечение контроля структурных изменений
- возможность высотного складирования;
- легкость обслуживания;
- низкие капиталовложения и строительные затраты;
- низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание.
Для обслуживания складов используют различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов. Их выбор тесно связан с характеристиками самих транспортных средств и общей направленности технической оснащенности склада. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ, использование высокопроизводительных технических средств целесообразны на крупных складах с большой складской площадью и устойчивым однородным материальным потоком. На складах, задействованных на снабжении различных розничных предприятий, могут использоваться и средства малой механизации. Наиболее распространены на механизированных складах такие виды подъемно-транспортных средств, как электропогрузчики и электроштабелеры, а на автоматизированных складах – межстеллажные краны-штабелеры.
Одним из направлений эффективной организации складского товаропотока является внедрение логистической системы в практику погрузо-рагрузочных работ. Эта система позволяет использовать передовую технологию и эффективные технические средства, грузовых ресурсов и перегрузочного оборудования.
Склады крупных производственных предприятий или организаций оптовой торговли являются не только интегрированной составной частью, но и системообразующим звеном логистической системы, в которой предусмотрены накопление, переработка, распределение материального потока.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев ; отв. ред. Б. А. Аникин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.
2. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем: учебное пособие для СПО / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 150 с.
3. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : 2019 - 477с.
4. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для СПО / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 507 с.
5. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 4-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 341 с.
6. Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика : учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 375 с.
7. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум для СПО / Г. Г. Левкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 187 с.
8. Логистика : учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 387 с.
9. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для СПО / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
10. Мельников, В. П. Логистика : учебник для академического бакалавриата / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе, А. К. Антонюк ; под общ. ред. В. П. Мельникова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 288 с.
11. Мельников, В. П. Логистика : учебник для СПО / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе, А. К. Антонюк ; под общ. ред. В. П. Мельникова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 287 с.
12. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. - 5-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 559 с.
13. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник и практикум для СПО / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. - 5-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 559 с.
14. Неруш, Ю. М. Логистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 221 с
15. Сергеев, В. И. Логистика снабжения : учебник для СПО / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 384 с.
16. Тяпухин, А. П. Логистика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. П. Тяпухин. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 386 с
17. Щербаков В.В Логистика и управление цепями поставок : учебник для СПО / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 582 с.
18. Щербаков В.В Логистика и управление цепями поставок : учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 582 с.