Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире экологический кризис ставит перед обществом новые задачи развития подрастающего поколения. Приоритетным становится интенсивное накопление системы знаний об окружающем мире у младших школьников, развитие многогранных отношений к природному и социальному окружению, способствующих становлению личности. Поэтому среди многих направлений учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста экологическое образование приобретает все большую актуальность.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации проблема ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов относится к числу угроз национальной безопасности. Поэтому воспитание экологической культуры населения является ведущим направлением деятельности государства в экологической сфере.
Современное образование не должно ограничиваться предоставлением учащимся определенных знаний, оно призвано воспитывать активную жизненную позицию детей, формировать ответственное отношение к природе .
Сенситивным периодом экологического образования является младший школьный возраст, поскольку в данном возрастном периоде преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Важными условиями возникновения эмоциональной чувствительности являются взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов. На данном этапе развития происходит формирование наглядно-образной картины мира, на основе которой формируется нравственное отношение ребёнка к природе. В данный период развития проявляется двойственный характер познания: осознание, что человек является не только частью природы, но и частью общества. Младший школьник усваивает ценностное отношение к окружающей среде.
Целью данной работы является рассмотрение экскурсий в природу как одного из средств экологического образования и воспитания младших школьников.
Задачи:
- описать основы развития младших школьников;
- рассмотреть особенности экологического воспитания и образования в начальной школе;
- изучить особенности организации экскурсии в природу для младших школьников;
- проанализировать виды, формы, структура и общие методические положения проведения экскурсий в природу с младшими школьниками.
Исследованием проблемы экологического образования младших школьник занимались такие учёные, как Е. А. Дмитриева, И. Д. Зверев, О. Н. Лазарева, Н. В. Моргачёва, В. А. Ситаров, И. Т. Суравегина и др. Процесс формирования знаний обосновали Д. Н. Богоявленский, Н. М. Верзилин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.
Значение природы как фактора формирования знаний раскрывали в своих трудах А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и другие. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.
Объект исследования – экологическое воспитание и образование младжших школьников.
Предмет исследования – экскурсии в природу как одного из средств экологического образования и воспитания младших школьников.
Глава 1 Теоретические основы экологического образования и воспитания младших школьников
1.1 Основы развития младших школьников
Учебно - познавательный интерес – это целенаправленность ученика на процесс получения знаний, умений, навыков, выраженный выбор в той или иной области знаний.
Главной характеристикой учебно-познавательного интереса является постоянное стремление к познанию, к получению новых, более полных и глубоких знаний .
Интерес к познанию – это один из главных мотивов учения и средств обучения детей младшего школьного возраста. Развитый учебно-познавательный интерес у школьников благоприятно и эффективно действует на обучение, помогает легко освоить программу.
Особенностью учебно-познавательного интереса является то, что он способствует развитию и активизации не только процесса учебно-познавательной деятельности, но и любой другой деятельности человека, поскольку познание является началом любой деятельности .
Учебно-познавательный интерес имеет ряд различных состояний развития. Условно различают на следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Рассмотрим данные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
- Любознательность – заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательного интереса. На этой стадии развития можно увидеть яркое выражение эмоций удивления, радости от получения новых знаний и навыков, удовлетворенности деятельностью.
- Теоретический интерес – стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
По итогам психолого-педагогических исследований, интересы младших школьников характеризуются эмоциональным отношением к ярко, эффективно раскрытому в содержании знаний. Интерес к фактам, явлениям природы, событий общественной жизни, истории и др. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и усилению познавательного интереса младшего школьника:
─ опора на активную умственную деятельность младшего школьника. Для развития познавательных возможностей и интересов учащиеся представляют собой ситуации познавательных задач, активного поиска, рефлексии, наблюдения, суждения, рассмотрения различных позиций, которые студент должен решить самостоятельно .
- обеспечение формирования познавательных интересов, необходимо придерживаться условий ведения образовательного процесса на оптимальном уровне развития детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенную заинтересованность младших школьников в приобретении новых знаний, навыков и умений, внутреннюю решимость и постоянную потребность использовать различные способы действия для реализации знаний, расширения знаний, расширения кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которые понимают познавательную активность как качество человека. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как черту личности, которая включает в себя стремление человека к знаниям, выражающее интеллектуальную реакцию на процесс познания. По их мнению, «познавательная активность» становится качеством личности со стабильным выражением стремления к знаниям . Это структура качества личности, где потребности и интересы указывают на значимую характеристику, а воля представляет форму.
Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение учебно - методического процесса разносторонней деятельностью, которая способна обеспечить социальную детерминацию развития учащихся и реализацию индивидуальных способностей каждого из них. При этом следует учитывать, что интеграция ученика во всестороннюю классную деятельность должна обязательно обеспечивать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: работа - познание - общение, способное обеспечить успешную жизнь младшего школьника, подготовить его для жизни, становления и развития его личности.
Вовлечение учащегося в разностороннюю деятельность, способную удовлетворить его духовные потребности и нужды; осознавать индивидуальные влечения - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов и познавательной активности .
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Все процессы сознания развиваются под влиянием познавательной деятельности. Познание требует активной работы мышления, не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Приобретение знаний требует не только запоминания, но и их переосмысления, множества операций, чтобы полученные знания приобрели необходимый для человека смысл.
Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и многие другие операции познавательной деятельности способствуют проверке знаний, улучшению их усвоения.
Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит педагог. В совместной учебной деятельности с учеником учитель выступает субъектом деятельности, объектом которой является ученик. Это укоренившееся суждение о стабильности расстановки сил в познавательной деятельности значительно снижает роль этой деятельности для ученика.
В процессе обучения, в своей познавательной деятельности ученик не может выступать только как объект. Обучение полностью зависит от его активной, деятельной позиции и учебной деятельности в целом, если оно построено на межсубъективных отношениях между учителем и учениками, оно всегда приносит более плодотворные результаты. Поэтому формирование активной познавательной позиции школьника - главная задача всего учебного процесса. Ее решение во многом связано с познавательным интересом. Исследования последних лет показали неподготовленность значительной части педагогического коллектива к сознательной реализации гуманистической парадигмы с учетом способностей и потребностей детей:
1) остается нацеленным на пассивно - репродуктивное восприятие знаний, недооценка творческой познавательной деятельности;
2) сохраняется самодостаточная ценность «твердых знаний», ориентация школьников на их некритическое восприятие;
3) авторитет учителя как носителя «высших» интеллектуальных и моральных истин неизменен.
Для решения этих задач современная начальная школа должна стать отправной точкой для построения траектории развития личности. Именно в возрасте начальной школы ребенок должен восприниматься как абсолютная ценность; педагогу необходимо создавать ситуации, активирующие развитие личностно - смысловой, духовно - нравственной, ценностно - эстетической сферы личности, давать ребенку возможность проявить независимость, самостоятельность, творческие способности, создавать потребность в самосовершенствовании и постоянной работе над собой.
Учитывая, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, ее рациональная организация является одной из важнейших проблем современной начальной школы. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, потому что, во - первых, через нее реализуются основные отношения ребенка с обществом; во - вторых, в ней имеет место как формирование основных личностных качеств школьника, так и в индивидуальных психических процессов, - подчеркивает Д. Эльконин .
Полное признание важности единства работы, знаний и общения в учебном процессе, об их влиянии на формирование активной личности школьника очень важно. В то же время мы считаем, что совместная образовательная деятельность учителей и учеников может быть обогащена включением в образовательный процесс других видов деятельности, которые имеют свой потенциал. Например, художественная деятельность создает возможности для широкого общения с искусством, отражает действительность, проникает в глубокие области познания природы, человека; дидактические, ролевые
Фрагмент для ознакомления
3
1) Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 09.12.2023)
2) Багаутдинова Л. А. Приемы формирования экологической культуры у младших школьников// ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 января 2020 г, г. Саратов). В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: Аэтерна, 2020. С. 59-62
3) Вологдина И.В. Здоровьесберегающие технологии в современном дошкольном и начальном образовании: к постановке проблемы //Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 4-6
4) Габеркорн И. И. К вопросу о сущности экологического образования младших школьников//НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Тула, 2022. С. 64-68
5) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361 -365
6) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-40
7) Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. – М. : Педагогика, 1980.
8) Кириллова И. П., Осолодкова Е.В. Организация эколого-краеведческой экскурсии в природу в условиях города с младшими школьниками// ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ: сборник статей Международной научно-практической конференции (12 декабря 2020 г, г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч. 2 - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. С. 79-80
9) Кочарян Л. Б. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2 (45). – С. 61–64.
10) Лазарева О. Н., Волкова Н. А., Ворошилова В. М. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2004.
11) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
12) Мамедов, Н. М. Экологическое образование: социокультурный аспект // Вестн. КРАУНЦ. Сер. «Гуманистические науки». – 2012. – № 2 (20). – С. 6–13.
13) Маслова И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / И. В. Маслова, И. П. Андрусякова // Молодой ученый. – 2018. - № 1 (187). – С. 123 – 136.
14) Оказова З.П., Эльтемирова С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе//ИЗВЕСТИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ 1. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2020. № 2. С. 183-190
15) Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 2010
16) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
17) Третьяков А. Л. Экскурсионно-краеведческая деятельность как методический фактор формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников//ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПУТИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. Москва, 2021. С. 255-260
18) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
19) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961.