Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что утопия как литературный жанр является объектом пристального внимания ученых, превратившись в важное направление научного теоретизирования, и в то же время не удалось создать обобщающего исследования, представляющего целостную картину утопического мышления в мировом масштабе. Причины заключаются как в слабой изученности утопических традиций отдельных стран и регионов, так и в отсутствии координации научных усилий. Объективно назрела необходимость комплексно переосмыслить сущность утопии и воссоздать целостную картину ее развития. Последняя должна быть понята как особый духовно-практический феномен, который, оставаясь неотъемлемой частью процесса «филиации идей» и формой социально-философской рефлексии, критически оценивающей настоящее с позиций будущего, выступает, вместе с тем, специфическим культурным регулятивом, направляющим действия личностей и коллективов на реальное изменение общества.
Объектом исследования является утопия как литературный жанр.
Предмет исследования – особенности утопии в русской и европейской литературе.
Цель исследования – выявление основных характеристик утопии как литературного жанра.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Общая характеристика утопии в русской и европейской литературе.
2. Обзор подходов к пониманию утопии.
3. Характеристика научной фантастики как выражение авторского мировоззрения и основного направления утопической литературы.
4. Сопоставление утопий в отечественной и зарубежной научной фантастике.
Глава 1.Оснвные черты утопии как литературного жанра
1.1.Общая характеристика утопии в русской и европейской литературе
Проблема сущности утопии обусловлена двойным смыслом, который за¬ложил в это понятие Томас Мор, отсюда различные толкования термина. Дополнительную трудность представляется междисциплинарный характер явления, следовательно, необходимо учитывать наработки философии, культурологии, социологии и т.д. Как утверждает Ч. Кирвель, «утопия принадлежит к «по¬граничному искусству», находится на стыке между обыденным и теоретическим сознанием, образным и концептуальным восприятием действительности, психологией и идеологией, религией и наукой». Будучи одной из форм общественного сознания, утопия является результатом недовольства существую¬щим порядком вещей и, соответственно, пытается уйти от него, предложив идеальный (т.е. совмещает как социальную критику, так и осмысление возможного социального идеала).
Л. А. Морщихина выделяет широкое и узкое понимание термина: в широком смысле - это нарратив, который на основе мысленного моделировани формирует определенным обра¬зом аксиологически ориентированное общественное сознание; в узком - проект совершенного государ¬ственного и общественного устройства, противоположного существующей действительности, созданный на основе ориентации на некий идеал и обосновывающий альтернативную социальную гипотезу.
Сложность состоит в том, что зачастую в научных работах одним термином пытаются обозначить различные явления: утопи как литературный жанр и утопизм как вид общественного сознания. Идеал, который принципиально недостижим, заменяется конкретной целью (гипотеза Е. Чертковой о трансформации утопического сознания от утопии к утопизму). Третий компонент - утопическое сообщество - вводит Л.Т. Сарджент.
Нет единства и в трактовке утопии как литературного явления, особенно если рассматривать си¬туацию в XX веке, когда распространилась антиутопия. Одни исследователи признают единую жанро¬вую природу утопии и антиутопии. Другие - считают антиутопию самостоятельным жан¬ром (По мнению М. Шадурского, ядро жанра утопии образовалось «в ходе переосмысления канониче¬ских жанровых образований - мениппеи, пасторали и сократического диалога». Причем «текст утопического произведения несет на себе одновременно два заряда: на уровне смысла - очевидное стремление к социально-политической инженерии; на уровне модальности - потаенную иронию и даже скепсис по поводу жизнеспособности провозглашаемых идеалов». Представляется, что последнее утвер¬ждение верно в отношении немногочисленных утопий Уэллса. На метажанровом уровне утопия «входит в контекст философской прозы и фантастической литературы». Основными признаками утопии Р. Гербер считал фантастичность, идейность и тенденциозность.
Заключение
Можно сделать вывод, что типологическое единство не означает тождественность, поэтому некорректны, хотя и заслуживают внимания теория «мифотворческой» функции научной фантастики. При такой постановке вопроса наблюдаются сходства с философским знанием в области функций (когнитивная, критическая, прогностическая), предмета (система «человек - мир») и методов исследования - научная фантастика предлагает читателю максимально расширенную и обобщенную реальность.
Научная фантастика организует особый предметный план произведения, пространственно-временные реалии, систему характеров, обстоятельства, преображая их в символ всего человеческого мира. Такой принцип построения мирообраза характерен и для реализма, но в научной фантастике «выходит на другой масштабный уровень, модифицируя образно-тематический, композиционный и стилевой компоненты произведения».
С середины XIX века утопии все больше превращаются в специфический жанр полемической ли¬тературы, посвященной проблеме общественного идеала, который в основном достигается за счет научно--технического прогресса.
Характерные черты классических утопий:
страна, отделенная от остального мира как географически, так и стараниями самих жителей;
минимизация или же запрет связей с внешним миром;
формальное равенство членов общества (особенно в сфере труда на общее благо);
максимальна регламентация всех сфер жизни (политика, экономика, образование, семейная жизнь);
всеобщая свобода-равенство-братство достигается за счет беспрекословного подчинения опреде¬ленному своду правил;
высшее благо - счастье коллектива, индивид - лишь его часть.
Сопряжение науки и научной фантастики может происходить на нескольких планах:
функциональный план (общими являются функции научно-технического и социального прогноза и популяризации знаний);
сюжетный (в классической научной фантастике основу сюжета составляет описание реакции общества/отдельного человека на некий научный или псевдонаучный, но гипотетически возможный факт или открытие);
мировоззренческий (научное мироощущение - это характерный для современного сознания тип восприятия мира).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баталов, Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспе¬риментах / Э.Я. Баталов. - М.: Политиздат, 1989. - 317/319 с.
2. Бугров В. Задержавшееся знакомство // 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой: Очерки и этюды.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. С.268 - 275.
3. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая.- СПб.: Петрополис, 2003.- 320с.
4. Кирвель, Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции / Ч.С. Кирвель. - Минск: Университетское, 1989. - 192 с.
5. Ланин, Б. А. Русская литературная антиутопия / Б. А. Ланин. - М., 1993. - 199 с.
6. Латынина, Ю.Л. Литературные истоки антиутопического жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Ю.Л. Латынина. - М., 1992. - 175 с.
7. Медведев Ю. «На границе грядущего с беспредельным…» // Русская фантастическая проза XIX – начала XX века.- М.: Правда, 1986.- 704с.
8. Мортон, А.Л. Английская утопия / А. Л. Мортон. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 276 с.
9. Морщихина, Л. А. Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: автореф. ... дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Л.А. Морщихина; Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск, 2004. - 24 с.
10. Нудельман Р. Фантастика, рождённая революцией // Фантастика, 1966. М.: Мол. Гвардия, 1966. Вып.3. С.330-369.
11. Ревич В. Перекрёсток утопий. У истоков советской фантастики // Орион.- М.: Моск. рабочий, 1985. С.309-348.
12. Сабинина, О.Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30 - 50-х годов ХХ века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / О.Б. Сабинина. - М., 1989. - 153 с.
13. Соколова М. Он обгонял время и звал вперёд // Беляев А.Р. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1: Продавец воздуха. Властелин мира. Ариэль: Романы.- М.: Литература, Вече, 2001.- 496с. (Всемирная литература).
14. Чаликова Г. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопий и дистопий // Социокультурные утопии XXв.: Реф. сб. / ИНИОН. М., 1985. Вып.3. С.92-166.
15. Черткова, Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) / Е.Л. Черткова // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 47 - 58.