Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях развития рыночной экономики бухгалтерский учет и отчетность являются ключевыми элементами финансового менеджмента. Практически все те, кто заинтересован в получении объективных данных о деятельности организации, используют методы финансового анализа.
Анализ бухгалтерского учета и отчетности является решающим этапом в характеристике экономической деятельности компании. Руководитель анализирует отчет, чтобы увеличить доходность на капитал. Инвесторы и кредиторы проводят анализ, чтобы выявить и минимизировать свои риски. Качество принятия решений в большей степени зависит от метода, выбранного для проведения финансового анализа.
Независимо от того, растет экономика или сокращается, оценка бухгалтерского учета и отчетности важна в любое время. Необходимость разработки и использования методов бухгалтерского учета и отчетности для различных видов деятельности возрастает по мере усложнения экономических отношений.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на национальном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Министерство финансов имеет приоритет в области управленческого учета и отвечает за подготовку и утверждение нормативных документов по методам и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы регулирования и надзорной деятельности в области бухгалтерского учета, и их применение на территории Российской Федерации является обязательным.
Другие учреждения (департаменты, министерства и ведомственные структуры), которые имеют право регулировать бухгалтерский учет в рамках своих полномочий, не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам поведения и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. Некоторые из принятых нормативных актов имеют обязательную применимость (законы, положения по бухгалтерскому учету), в то время как другие носят рекомендательный характер (бухгалтерские таблицы, стандарты, комментарии).
Степень научной разработанности. Исследованию вопроса бухгалтерского учета и отчетности посвящен ряд работ зарубежных и российских экономистов (А.Смит, Д.Рикардо, И.А.Бланк, М.А.Вахрушин, В.В.Ковалев, А.М.Ковалева, Г.В.Савицкая и др.). Опыт, накопленный в ходе анализа бухгалтерского учета и отчетности различных организаций, показывает, что реально существующие проблемы бухгалтерского учета шире, чем те, которые описаны в программных документах. Таким образом, работа по решению вопросов бухгалтерского учета и отчетности имеет практическое значение.
Цель исследования: провести анализ законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России на примере ООО «Молочный комбинат «Витамин»» в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Система правового регулирования бухгалтерского учета в России
2. Изучить направления совершенствования законодательства РФ в области бухгалтерского учёта;
3. Раскрыть порядок разработки и утверждения федеральных стандартов;
4. Изучить общую характеристику организации ООО «Молочный комбинат «Витамин»»;
5. Провести анализ организации бухгалтерского учета в системе управления фирмой;
6. Разработать рекомендации по совершенствованию функционирования бухгалтерского учета в компании.
Объект исследования: ООО «Молочный комбинат «Витамин»»
Предмет исследования: законодательное регулирование системы бухгалтерского учета в РФ.
Источники информации: ряд нормативно-правовых актов по данной проблематике, к примеру, Бухгалтерский кодекс РФ.
Методологическая база включает в себя законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы по состоянию на 2023 год, годовые отчеты, а также МСФО.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
1. Система бухгалтерского учёта в РФ, необходимость её регламентации со стороны государства. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская отчетность включает бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах, если иное не предусмотрено законами, международными договорами, учредительными документами или решениями собственников хозяйствующих субъектов.
Состав годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности зависит от категории хозяйствующего субъекта [5, с. 62]:
1. Права интеллектуальной собственности, а также филиалы или иные организации ведомственных структур, созданные в соответствии с иностранным законодательством, если они ведут учет доходов и расходов и/или иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
2. Согласно Федеральному закону N244-ФЗ от 28 сентября 2010 года «О субъекте инновационного центра «Сколково»», субъекты малого бизнеса, некоммерческие организации и основной состав организации имеют статус участников научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и коммерциализации проектов;
3. Другие организации, включая организации, подлежащие обязательному аудиту, потребительские кооперативы, кредитные учреждения, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или другие организации.
Упрощенная (финансовая) годовая отчетность включает в себя (пункт 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 №66н):
1. Бухгалтерский баланс;
2. Отчет о финансовых результатах;
3. Отчет об использовании средств;
4. Приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и отчету об использовании целевого фонда содержат только самую важную информацию. Без этой информации невозможно оценить финансовое положение организации и ее финансовые результаты.
Национальные учреждения должны представлять промежуточные ежемесячные и ежеквартальные отчеты, а также годовые отчеты. Отчетный период организации, созданной путем изменения бюджета и типа учреждения, составляется с даты изменения типа (с даты включения созданного государственного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года его создания [12, с. 142].
Информация в приказе относится только к главным распорядителям федерального бюджета и управляющим фондами, которые определяют конкретный срок отправки отчетов в подчиненные национальные агентства. Однако необходимо сообщить о годовых результатах не позднее, чем за 15 дней до отчетного периода учредителя. Следует отметить, что в составе годового отчета есть квартальный и ежемесячный.
Это зависит от существующих бюджетных полномочий государственного учреждения по предоставлению ежемесячных, квартальных и годовых бюджетных отчетов для специальных целей, старшего распорядителя бюджетного фонда.
Бюджетный учет государственных учреждений ведется в соответствии с определенными правилами. Бухгалтеры в государственных учреждениях должны следовать двум основным инструкциям при подготовке отчетов [4, с.36]:
- порядок подготовки и представления годовых, квартальных и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации №191н от 28 декабря 2010 г.;
- порядок подготовки и представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности по бюджетам был введен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года №33.
Бухгалтерам необходимо не только понимать, какие годовые отчеты им необходимо сформировать до того, как 1С закроет счета в национальных учреждениях, но и учитывать особенности организации. Особое внимание следует уделить Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора".
Еще одним важным документом является Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года №260н, которым утвержден федеральный стандарт «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Например, необходимо устно описать форму бухгалтерского учета, включая данные бухгалтерского баланса и информацию о финансовых результатах и отчетах о движении денежных средств, а также показатели исполнения бюджета.
Бюджетный отчет не содержит конфиденциальной правительственной информации и предоставляется в электронном виде с цифровыми подписями. Сам документ содержит информацию об исполнении федерального бюджета государством и другими бюджетными учреждениями, а также о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и операций [7, с.12].
Целью финансового учета является оценка достижений деятельности организации и выявление недостатков, оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости, а также создание эффективного механизма управления организацией. Другими словами, при проведении бухгалтерского анализа организации стоит определить степень успешности исследуемого хозяйствующего субъекта и то, как он реагирует на текущие и стратегические задачи (см. табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Основные задачи бухгалтерского финансового учёта организации
№ Задачи
1 Своевременная и объективная диагностика финансового состояния организации, установление ее «болевых точек»
2 Поиск резервов улучшения финансового состояния организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости
3 Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование ресурсов
4 Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов
Необходимыми факторами для обеспечения стабильного состояния являются достаточный собственный капитал, хорошая структура активов, высокий уровень прибыльности, необходимая ликвидность и простота получения кредитов [15, с. 88].
Финансовый учет организации должен вестись в соответствии с определенными принципами (базовыми правилами). Основные принципы оценки финансовой деятельности приведены в таблице 1.1.2.
Таблица 1.1.2
Основные принципы бухгалтерского финансового учёта организации
Принцип Характеристика
Конкретность Анализ должен проводиться на основе реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
Научность При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, учитывать требования экономических законов развития производства
Системность Все экономические явления изучаются во взаимосвязи, а не отдельно друг от друга
Регулярность Анализ проводится постоянно, систематически и соответственно по плану
Объективность Вырабатываются обоснованные выводы, они должны быть беспристрастны
Действенность Результаты анализа должны быть применимы на практике, например для повышения результативности хозяйственной деятельности
Оперативность Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь
Таким образом, отчет о численности сотрудников и заработной плате организаций отражает среднюю численность работников за год в разбивке по категориям, роду занятий, годовой заработной плате и сумме социального обеспечения.
При формировании данной формы показателя необходимо учитывать, что, в отличие от таблицы статистического отчета, отображается среднегодовое значение, а не среднее значение по списку, поскольку методы расчета этих показателей различны [11, с.44].
2. Направления совершенствования законодательства РФ в области бухгалтерского учёта
Федеральный закон по бухгалтерскому учету предусматривает в качестве цели установление единых требований к бухгалтерскому учету, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и создание правового механизма управленческого учета.
Для определения нового механизма управления была введена совершенно новая концепция правил управленческого учета, которая ранее не применялась. Это международные и отраслевые стандарты, а также стандарты бухгалтерского учета.
Статьи Закона по вопросам регулирования,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021).
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция).
6. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02.07.2010 (в ред. от 19.04.2019).
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
9. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Литература
10. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч.: учебник для вузов / О. А. Агеева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 273 с.
11. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда: Учебное пособие / Г.И. Алексеева. - М.: Юрайт, 2019. - 216 c.
12. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 423 с.
13. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум / И. М. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
14. Калиновский, С.А. Управленческий учет и анализ использования технологической оснастки: Монография / С.А. Калиновский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 156 c.
15. Кулагина ,Н. А. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Кулагина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 135 с.
Статьи из периодических изданий
16. Анисимова, А.И. Методика комплексного анализа финансового состояния организации по данным бухгалтерской финансовой отчетности / А.И. Анисимова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1. – С. 346–348.
17. Атанов, И.Ю. Стратегия улучшения финансового состояния предприятия / И.Ю. Атанов // Аллея науки. – 2019.– № 10 (37). – С. 376–378.
18. Бабурина, В.В. Финансовая отчетность и ее роль в анализе финансового состояния / В.В. Бабурина // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России сборник статей Международной научно–практической конференции молодых ученых. – 2019. – С. 154–156.
19. Булатова, В.Б. Оценка финансового состояния предприятия и пути его улучшения / В.Б. Булатова // Молодые финансисты XXI века Сборник материалов научно-практической конференции. — 2019. — С. 170-174.
20. Исаева, Ш.М. Бухгалтерская финансовая отчетность организации как информационная основа анализа финансового состояния / Ш.М. Исаева, К.А. Габибова // Экономика и социум. – 2019. – № 4 (47). – С. 333–337.
21. Клопова, А.А. Состав, содержание форм и их роль в бухгалтерской отчетности в финансовом анализе предприятия / А.А. Клопова // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 149–151.
22. Якуничев, Е.Б. Особенности доходов и расходов организации / Е.Б. Якуничев // Наука через призму времени. - 2021. - № 2 (32). - С. 55-59.