Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что инструментом осуществления представительной демократии являются политические партии, без которых в современном мире практически нет государств.
Выполнение политическими партиями многообразных функций возможно только в условиях реальной многопартийной системы, которая, в свою очередь, связана с развитием гражданского общества, с формированием политической личности граждан как носителей и выразителей многообразных индивидуальных интересов и инициатив, с оценкой ими роли партий как работающих инструментов учета и реализации их интересов. Многопартийность означает не только право на инакомыслие, но и определенную ответственность за будущее страны, которая ложится на все политические партии.
Объектом данной работы является институт взаимодействия государства и политической системы общества.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие взаимосвязь государства и политической системы общества, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы ставится изучение государства и политической системы общества.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие государства;
• исследовать значение общества;
• проанализировать политическую систему общества;
• выявить актуальные проблемы государства и политической системы общества России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
1. Характеристика государства и общества
1.1. Понятие государства
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
Через понятие государства происходит рассмотрение содержания множества политико-правовых категорий, и отсутствие единого подхода к пониманию государства влияет на достоверность выводов по наиболее значимым научным проблемам.
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления. Подобный подход встречается и в работах других ученых. С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым. Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.е. как механизм или аппарат государства.
В то же время, когда рассматриваются признаки государства, характеризуются такие качества, как территория, население, суверенитет, публичная власть, система налогов и сборов и др. Указанными качествами не может обладать государство в узком смысле. Следовательно, использование при научном исследовании как узкого, так и широкого понимания государства позволяет избежать противоречивости положений отдельных институтов теории государства.
Многие авторы дают понятие государства без указания на то, в каком - широком или узком - смысле они рассматривают это явление. Так, А.А. Диденко указывает, что «государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства». Р.Т. Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов. Е.М. Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги.
Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.
Совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.
Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами - это государственная власть. По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле. Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.
Узкий подход к пониманию государства вступает в противоречие с демократической формой организации власти. Если органы государственной власти формируются населением, то они не могут существовать обособленно от него. Источник государственной власти не может быть оторван от конкретных ее носителей, воплощенных в системе органов власти, ведь в интересах населения и выражен волевой компонент государственной власти. Простая совокупность элементов механизма государства без волевого компонента не может составлять государство даже в узком его значении. Отсюда - при узком подходе - бессмысленно противопоставление государства и гражданского общества, которое и формирует органы власти.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
Население, территория и публичная власть - это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института.
В то же время следует отметить, что определение государства через совокупность таких элементов, как население, территория, публичная власть и суверенитет, достаточно упрощено. Современный тип государства несколько видоизменился, большое значение приобрели нормы международного права и международные организации, которые влияют как на наличие самой государственности, так и на ее качественное своеобразие.
Так, например, международную правосубъектность приобретает только признанное государство. Международное признание - это акт, которым государство признается таковым иными государствами. С одной стороны, акт международного признания - это своевольное решение признающего государства, а с другой, международное признание - это необходимое решение, лишь удостоверяющее то, что определенное государство является таковым фактически. То есть наличие всех признаков государственности непременно должно привести к признанию государства со стороны других (хотя на практике не всегда такое происходит). Осуществить международное признание тем самым можно только в отношении государства в широком его понимании.
Подводя итог вышеизложенному, следует предложить определение государства.
Государство - это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором существует политически и территориально организованная суверенная публичная власть.
Определение государства через общество означает, что оно является первичной предпосылкой существования государства, обособлено в первую очередь территориально и организовано посредством деятельности публичной власти, действующей через свои политико-территориальные институты. Если же определять государство через организационную
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М.: НОРМА, 2011; Саликов М.С. Партийная система России: динамика конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. N 4.
3. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учеб. пособ. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 69 - 70.
4. Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 36.
5. Белуза А. ЦИК допустил до выборов в Госдуму 14 партий // Российская газета. 2016. 12 августа.
6. Белуза А. С наступающим днем голосования // Российская газета. 2016. 17 августа.
7. Белуза А. Голос не для галочки // Российская газета. 2016. 17 августа.
8. Белуза А. Дистанция длиной в бюллетень // Российская газета. 2016. 22 августа.
9. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
10. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6.
11. Егорова Н.Е., Помазанский А.Е., Потапенко В.С. Интересы в праве: мнение молодых ученых // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 48.
12. История России: Учебник / А.С. Орлов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. С. 274 - 283.
13. Карапетян Л.М. Мы там уже побывали! Об очередной попытке реализации партии власти // Независимая газета. 2010. 21 сентября.
14. Кашанина Т.В. Гражданское общество: всесторонний взгляд // Lex russica. 2014. N 5. С. 625.
15. Лебедев В.А. Государственная власть и политические партии в современной России: конституционно-правовые проблемы их взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 26.
16. Лысенко В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания // История государства и права. 2009. N 23. С. 18.
17. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. я. 83.
18. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 265 – 266.
19. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Маркет ДС, 2009. С. 77 - 92.
20. Околеснова О.А. Значение общественных интересов при осуществлении общественного контроля // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 19.
21. Петров В. ЦИК обнародовал результаты выборов в Госдуму // Российская газета. 2016. 23 сентября.
22. Петров В. ЦИК получил 467 жалоб на ход думской кампании // Российская газета. 2016. 17 августа.
23. Положенцева Н.Ю. Особенности взаимодействия государства и политических партий в условиях смешанной, парламентской и президентской форм правления // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 42 - 47.
24. Положенцева Н.Ю. Элементы концепции «государственного вмешательства» в деятельность политических партий // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 30 - 33.
25. Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9.
26. Туманов Д.А. Проблемы защиты общественного интереса в российском гражданском процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 9. С. 3 - 4.
27. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 21.