Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку 6
1.1. Характеристика методов и средств использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку 6
1.2 Технология использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку 10
Вывод по Главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку 16
2.1. Анализ исследования использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку. 16
2.2. Результат исследования использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку 22
Выводы по Главе 2 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 34
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку
1.1. Характеристика методов и средств использования аудирования как вид речевой деятельности в обучении иностранному языку
Под процессом аудирования понимают процесс слушания с пониманием, или понимание субъектом речи на слух. Это сложная рецептивная мыслительно - мнемическая деятельность человека. Связано это с восприятиями дальнейшей переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении. Можно говорить о том, что аудирование – это прежде всего понимание иностранного языка на слух. Термин «аудирование» был введен в методику американским психологом Доном Брауном в XX веке.
Аудирование – это осмысленное понимание воспринимаемой на слух речи. Оно нацелено на идентификацию, извлечение и обработку иноязычной
информации. В отечественную педагогическую практику понятие аудирование было введено психологом З.А. Кочкиной.
Аудирование – это реактивный вид речевой деятельности, который обеспечивает обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Слушающий с помощью каналов обратной связи воздействует на акт коммуникации, выражая ответную реакцию мимикой, жестами, репликами.
Аудирование или аудитивный навык определяется как «речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций в потоке речи» [7].
Е.С. Устинова выделяет фонетические, грамматические и лексические навыки аудирования, а также способности восприятия на слух монологических текстов, диалогической речи [12].
Восприятие речи является крайне важным этапом в изучении иностранного языка. Методисты отмечают, что начинать работу с аудиоматериалами следует начинать с детьми как можно раньше. Детям это даёт возможность качественно овладевать звуковой стороной изучаемого языка. Также ученик овладевает фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры идёт всегда через аудирование, которое позволяет облегчить процесс овладения говорением, чтением и письмом. Аудирование - слушание звучащих текстов с учебной целью для тренировки восприятия и понимания их содержания на слух.
Если ученик понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать. Специалисты выделяют 3 основных вида аудирования:
1. Аудирование основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали.
2. Аудирование с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали.
3. Аудирование с выборочным пониманием, направленному на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании.
Аудирование всегда соотносят с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух. При этом, аудирование рассматривают как компонент устно-речевого общения. Аудирование можно рассматривать как восприятие на слух и понимание диалога или полилога. Помимо прочего, аудирование может быть рассмотрено как понимание монологической речи и как восприятие текста на слух.
С точки зрения современной методики при изучении иностранных языков выделяют [4]:
-коммуникативное аудирование;
- учебное аудирование;
- контактное аудирование (как составная часть интерактивного общения);
-дистантное аудирование (посредством радио, телевидения, аудиозаписи).
В связи с этим рекомендуют к использованию следующие виды упражнений по аудированию:
1. Упражнения, которые выполняются перед прослушиванием аудио текста.
2. Упражнения, которые выполняются в процессе прослушивания аудиотекста.
3. Упражнения, которые выполняются после прослушивания аудиотекста.
Все эти упражнения методисты рекомендуют проводить с использование аудитивных игр. Аудитивные игры – это своеобразная проверка, которая позволяет зафиксировать способность восприятия речи на слух. При этом, каждая дидактическая задача, которую ставит перед собой учитель, требует, как понимания иностранной речи, так и умения одновременно с восприятием услышанного совершать мыслительную, то есть, когнитивную операцию. В этом заключается основная цель процесса аудирования. Все тексты при этом должны быть записаны на магнитную пленку. Высокую оценку получает тот ученик, который сумел решить поставленную перед ним задачу с первого раза и после первого прослушивания. Педагог при этом может использовать самые разнообразные тексты на своё усмотрение. Каждый учитель работает над совершенствованием процесса аудирования и, соответственно подбирает для этого много различных текстов.
Любая игра, которая может быть использована в процессе аудирования, будет являться игрой, которая осуществляется при работе с разнообразными текстами, и возможно с картинками. Педагоги практики признают, что аудитивные игры позволяют достичь в учебно-воспитательном процессе самые разнообразные цели. Это позволяет научить учеников понимать смысл однократного высказывания. Ученики способны также выделять самое главное в потоке информации. Они способны распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи. Все эти процессы позволяют также непрерывно развивать слуховую память и слуховую реакцию учеников.
Чаще всего аудитивные игры проводят с помощью магнитофона, или CD проигрывателя. Дети привыкают к темпу и тембру педагога и крайне важно, чтобы и аудио запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. Если этого не происходит, смысл проведения такой игры теряется. Важно помнить, что в условиях реализации ФГОС достаточно важно активизировать познавательную и когнитивную деятельность школьников [1].
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Подведя итоги, современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игр и игровых технологий, в том числе и для процесса аудирования. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
Таким образом, можно говорить о том, что аудирование есть вид речевой деятельности при обучении иностранному языку. Методы и средства, используемые при аудировании позволяют понять общее содержание текста, выборочное понимание текста и полное понимание текста. Тексты, которые используют при аудировании, при полном их понимании исключают незнакомую лексику. Это позволяет легко воспринимать обучающимися новые слова и словосочетания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
6. Афанасьева О.В, Михеева И.В., Колесникова Е.А., Английский язык книга для учителя к учебникам (2, 3, 4 класс): Дрофа, 2015г.
7. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 29.12.2023).
8. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 29.12.2023).
9. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
10. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2017. – 60 с.
11. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова // Вестник белгородского института развития образования. – 2017. – No4(6). – С. 66-72.
12. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
13. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 29.12.2023).
14. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
15. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
16. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
17. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
18. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации\\иностранные языки в школе. -1993 г.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. – М. 2000г.
20. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.- Пенза, 2003. – С. 43-48.
21. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2006. – 175 с.
22. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
23. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
24. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 16.11.2023).
25. Максимова И.Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» // Методическая мозаика. Приложение к журналу Иностранные языки в школе. – 2004 г. – № 4. – с.3-20.
26. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 29.12.2023).
27. Морянова Н.П. «Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований государственного образовательного стандарта нового поколения» URL: //http://www.imc-new.com/index.php/obrstandart/397-2012-10-26-11-35-33 (дата обращения: 29.12.2023).
28. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 29.12.2023).
29. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
30. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
31. Рабочая программа. Английский язык. К учебникам О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (2, 3, 4 класс) М.: Дрофа, 2015г.
32. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. М., 2000.
33. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.
34. Ткачук С. Л. «Особенности формирования ключевых компетенций на раннем этапе обучения. Обучение аудированию как одной из составляющих речевой компетенции» //http://festival.1september.ru/articles/505291/
35. УМК «Rainbow English» для 2-4 классов (учебник, рабочая тетрадь, диагностические работы, лексико-грамматический практикум) М.: Дрофа, 2015г.