Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная эпоха научно-технической революции в значи¬тельной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.
Сегодня средний школьник до 80% информации получает вне стен школы, а принцип ведомости учащихся, понятный и естественный ранее, все чаще и чаще теперь должен сочетаться с принципом сотрудничества учителя и учени¬ка [1, 27].
А значит, меняется вся социально-психологическая ситуация взаимодействия обучающего и учащихся. Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов как одна из задач воспитания, предполагаемых современным стандартом образования, логично предполагает повышение об¬щей педагогической культуры учителя, воспитателя.
Повышаются, соответственно, требования к личности педагога, осуществляюще¬го в современной школе учебно-воспитательную деятельность. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и ру¬ководить их деятельностью.
В психолого-педагогической литера¬туре в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью управления процессами учения, обучения приемам работы, постоянного поддержания заинтересованности учащихся на уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, что может быть достигнуто только в процессе педагогического общения.
Такое общение представляет собой многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Проблема педагогического общения привлекает внимание многих учёных, и ей посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении.
Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.Н. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.).
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э.А. Гришин, И.В. Страхов и др.). Педагогическая система «учитель-ученик» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе.
Объект исследования: воспитательный процесс.
Предмет исследования: влияние педагогического общения на ход воспитательного процесса.
Цель исследования: выявить и обосновать особенности организации общения между субъектами образовательного процесса.
Гипотеза исследования: Эффективность педагогического общения обусловлена следующими положениями: общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника, и если оно осуществляется педагогом, владеющим методическим и психологическим материалом в сфере организации общения.
Задачи исследования:
1. Представить характеристику термина педагогического общения;
2. Рассмотреть системы отношений в образовательно-воспитательном процессе;
3. Рассмотреть стили педагогического общения;
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент для выявления характеристик педагогического общения.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование;
Математические и статические методы: регистрация, шкалирование.
База исследования: …
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Характеристика педагогического общения
В современном мире существует множество требований к учителю, одно из них – это умение установить связь с учеником, умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
В литературе по психологии и педагогике исследователи говорят о коммуникативных способностях учителя, которые являются важными факторами для осуществления плодотворной педагогической и воспитательной деятельности.
Безусловно, профессия учителя предполагает знание всех наук, в частности того предмета, который преподаёт учитель детям, и методики учебно-воспитательной работы. Но это лишь составляющие того, чем должен владеть носитель такой профессии. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Педагогический процесс осуществляется в ходе педагогического общения, взаимодействия педагога и ученического коллектива.
Умение выстраивать такое общение основывается на фундаменте любви. Такого мнения придерживался В. А. Сухомлинский. Нельзя с ним не согласиться. Ведь, действительно, научиться любить детей невозможно. Она может зародиться только в процессе взаимодействия с ними.
Повседневное общение учителя с классом, по мнению Кан-Калика содержит в себе три компонента, а именно:
• содержательный,
• методический,
• социально-психологический [11, 65].
Содержательный – это содержание обучения и воспитания, это те знания, которые ребенок должен усвоить в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы учебного заведения.
Методически аспект рассматривает проблемы организации обучения, выбор методов работы и методик преподавания.
Третий компонент, социально-психологический, подразумевает структуру социального взаимодействия, которая должна соответствовать содержательным и методическим стадиям обучения и воспитания и направлять их.
Именно педагогическое общение способно обеспечить плодотворную передачу знаний и умений. Только после установления уверенного взаимодействия с учащимися возможно подключение в работу различных прогрессивных учебно-воспитательных материалов и методик.
Однако этот компонент ещё не исследован в полной мере, поэтому вызывает некоторые трудности с его воплощением.
Множество факторов создают проблему установления взаимодействия между учителем и учениками.
Исследователи чаще всего отмечают следующие из них:
• неумение наладить контакт,
• непонимание внутренней психологической позиции ученика,
• сложности в управлении общением на уроке,
• неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач,
• трудности в речевом общении и передаче собственного эмо¬ционального отношения к материалу,
• сложности в управлении собственным
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Введение в практическую психологию образования. Учебное пособие [Текст] / П.В. Андреев. – Балашов: СГУ, 2013. – 277 с.
2. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики. В поддержку актуальной науки [Текст] / А.И. Арнольдов. – Москва, 1999. – 137 с.
3. Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие [Текст] / А.А. Афашагова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 187 с.
4. Барабанов В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства [Текст] / В.В. Барабанов // Universum: Вестник Герценовского университета, № 8, 2010, с. 10-14.
5. Вигдорчик М.И. Психодинамический подход к проблеме акцентуаций [Текст] / М.И. Вигдорчик. – Одесса: 1995. – 40 с.
6. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Диссертация … кандидата наук [Текст] / Т.В. Ворончихина. – Киров, 2006. – 186 с.
7. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. – Учебное пособие [Текст] / И.В. Выбойщик. 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.
8. Глэддинг С. Психологическое консультирование. Учебное пособие [Текст] / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
9. Егоров, В. С. К понятию открытости образования [Текст] / В. С. Егоров // Синергетика и образование. – Москва, 1997. – 89 с.
10. Кавизина К.Н. Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности [Текст] / К.Н. Кавизина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, 2016, с. 136-142.
11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
13. Краснова Н.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Деловое общение» [Текст] / Н.А. Краснова. – Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса, 2012. – 132 с.
14. Красноруцкая Н.Г. Экология социокультурного образовательного пространства вуза [Текст] / Н.Г. Красноруцкая // Известия ВолгГТУ. 2014. №24 (151). С.131-134
15. Курдус Е.В. Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ [Текст] / Е.В. Курдус // Гуманизация образования. 2009. №2. – С. 134-138
16. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Учеб. пособие для вузов. [Текст] / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
17. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор. Государственные и Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/ Дата обращения: 15.05.2018
18. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность [Текст] / Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. 2011. №5. С.65-70
19. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении [Текст] // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 2000. 264 с.
20. Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология» (квалификация бакалавр)». Электронный ресурс. Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_37.03.01.doc Дата обращения: 01.05.2018
21. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности [Текст] / Е.В. Тарасова // Universum: психология и образование, № 4 (34), 2017, с. 38-43.
22. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение [Текст] / Г.К. Триандис. – М.: Форум, 2007. – 382 с.
23. Устинова Е.В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении [Текст] / Е.В. Устинова // Казанский педагогический журнал. 2011. №3. – С.74-77
24. Филатова Л.Б. Педагогические технологии формирования этической компетенции в профессиональной подготовке. Монография [Текст] / Л.Б. Филатова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. – 128 с.
25. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики [Текст] / Н.В. Цепелева // Journal of Siberian Medical Sciences, № 6, 2014, с. 2-10.
26. Чупров Л.Ф. Деонтология в психологической практике [Текст] / Л.Ф. Чупров // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, № 12, 2014, с. 38-42.
27. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества [Текст] / А.В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 2, 2012, с. 75-84.