Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЗАДАЧИ РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
1.1. Понятие, сущность районирования территорий
Понятие «экономический район» является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны, так как он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет свойственную только ему структуру хозяйства. Эта структура развивается на основе специфического для данной тер¬ритории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития региона. Ключевой признак экономического района - это относительно законченная система воспроизводственного процесса.
Существуют и другие определения этого понятия: экономический район представляет собой территориальную часть хозяйства страны, которая характеризуется конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, в основе которой территориальное общественное разделение труда. В экономической литературе имеется множество определений экономического района, причем практически каждый известный специалист в области региональной экономики или экономической географии в это понятие привносит свою специфику [9,c.83].
Однако, отличаясь друг от друга теми или иными значениями, в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития.
Наиболее точным определением экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, которые способствуют выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований.
Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или по группе факторов, которые особо влияют на региональное разделение труда, например, по энергоэкономическому и демографическому районированию и прочее. В основу энергоэкономического районирования заложено деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресурсами, по экономике их использования, по дефицитности или избыточности их и другое. Однако эта принципиально важная экономическая категория входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие частные территориальные деления по отдельным факторам и условиям развития.
Макрорегионы можно охарактеризовать как крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, которые зависят от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения [11,c.110].
Для макроэкономических исследований в настоящее время выделяются два макрорегиона - Западная и Восточная зоны страны, так как природные и демографические ресурсы их развития настолько различны, что подходы к формированию этих зон совершенно не совпа-дают.
Hа территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс данной зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических.
А в Восточной зоне страны сосредоточены основные природные ресурсы, поэтому Восток страны играет ведущую роль в обеспечении России сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и прочее, при этом основная доля сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны или экспортируется.
Границы макрорайонов принимаются несколько условно, так как в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону и целом. Так, арктические районы как Европейской, так и Восточной зоны резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным факторам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности региона [13,c.121].
Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагает ряд экономгеографов, вряд ли будет целесообразно, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями тесно связаны со сложившейся структурой административного деления страны. В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны по причине их большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами.
1.2. Условия и факторы районирования
Выделение экономического пространства в системе народного хозяйства страны осуществляется на основе складывающегося регионального экономического комплекса в рамках административного деления, принятого на конкретном этапе развития экономики. Знак равенства между терминами «экономический район» и «экономический район» не может быть установлен.
Региональный экономический комплекс - это система экономических и социальных процессов, объективно развивающихся на определенной территории. Экономическая зона - более широкое понятие, поскольку она может включать в свой состав экономические комплексы нескольких территорий, характеризующихся либо схожими направлениями развития и специализациями, либо взаимно подчиняющимися в решении конкретных задач социально-экономического развития нескольким административным единицам [8, с.155].
Экономическая сфера выделяется группировкой экономических комплексов нескольких административных единиц для обеспечения управления экономическими процессами, создания единой информационной базы данных, проведения прогнозных и прогнозных исследований на основе единой методологии.
Таким образом, основные очертания районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности в их использование, специализацией в системе разделения труда, рабочей силой (ее плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортабельностью, степенью развития социальной и промышленной инфраструктуры.
Сетка экономических зон неоднократно пересматривалась, менялась их численность и уточнялся состав крупных территорий.
Первый пятилетний план (1929 - 1932) был составлен по 24 районам, второй — по 32 районам и северной зоне, третий - по 9 районам и 10 союзным республикам (1938 - 1942). В 1963 году была утверждена Сеть экономических районов СССР (уточнена в 1966 году), включающая 18 крупных экономических районов, в том числе 10 крупных районов РСФСР — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В связи с растущими различиями в развитии производительных сил в настоящее время из Северо-Западного округа выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район [12, с.97].
Рыночные отношения не особенно изменили материальную основу территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда, но лишь незначительно видоизменили их. Таким образом, известные в плановой экономике регионообразующие принципы экономической зоны сохраняют свое значение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ) // Российская газета. 2008.
2. Гражданский кодекс РФ от 26.11.07.№ 147-ФЗ.//Российская газета от 28 ноября 2009 г.
3. Кодекс РФ об Административных правонарушениях от 20 июля 2019 г. № 118-ФЗ. //СЗ РФ. 2019. Ст.3425.
4. Федеральный закон РФ от 6 октября 2021 г. № 131-ФЗ. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» . // СЗ РФ,2020.ст.2045.
5. Федеральный закон РФ от 19.06.2004 N 53-ФЗ (ред. от 06.07.2006) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».//СЗ РФ. 2006. с. 1023.
6. Федеральный закон РФ от 21.12.2013 N 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Вступил в силу с 01 января 2014 года.
б) Специальная литература
1. Артынская П.Д. Социально-экономическое и культурно-политическое развитие региона в современных условиях. М.: Культурный Центр, 2019. – 290 с.
2. Воронов С.В. Региональная экономика. М.: НОРМА, 2018. - 344 с.
3. Волхонский П.Г. Социология. Учебник для Вузов. - М.: Дело, 2018. - 345 с.
4. Громов О.Н. Регионоведение: Учебник. М.: Дело и сервис, 2020. -544 с.
5. Дремов М.В. Стратегия социально-экономического развития региона. СПб.: Питер, 2019. – 314 с.
6. Игнатенко А.Г. Обществознание. - М.: Феникс, 2019. - 355 с.
7. Ищенко Ф.Н. Социология сегодня. – М.: Феникс, 2020. -236 с.
8. Загорский Т.Г. Социологические исследования. - М.: Юнити, 2022. -115 с.
9. Куйбышев Л.Е. Социология. - М.: БЕК, 2019. - 359 с.
10. Лисовец Г.Д. Социальное управление. СПб.: Питер, 2019. - 326 с.
11. Миронов А.В. Социология. Практикум. – М.: МГУ, 2018. - 129 с.
12. Окулов Д.В. Регионалистика. М.: Академия, 2021. – 490 с.
13. Поспелов Л.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2019. – 196 с.
14. Поляков Д.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2021. – 540 с.
15. Рязанцев В.М. Бюджетная реформа: содержание и проб¬лемы // Финансы. 2018. № 8.
16. Рычков П.Ф. Региональная экономика. М.: Юнити, 2020. – 516 с.
17. Скворцова З.П. Основы региональной экономики. М.: БЕК, 2020. – 340 с.
18.Тюрин Ф.Д. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. М.: Знание, 2018. - 271 с.
19. Фролов С.С. Экономическая география. М.: Юрист, 2019. - 415 с.
20. Шурыгин Ф.Д. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Юрайт, 2018. - 241 с.
21. Шевандрин А.А. Управление культурой. М.: Юрайт, 2019. - 241 с.
22. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: Эконо-мическая теория и политика. М.: Дашков и К, 2019. – 290 с.