Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В современных условиях возрастает важность психологической адаптации человека к меняющемуся миру социальных отношений. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности у ребенка. Младший школьный возраст - важный этап личностного развития, и наибольшую роль в этом развитии играют не только отношения в семье, но и в отношениях с самыми близкими родителями ребенка людьми, а также в развитии школы.
Среди важных личностных характеристик детей младшего школьного возраста особое место занимает личностная тревожность, связанная с освоением нового вида деятельности – учебы. Современная жизнь предъявляет очень высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такие характеристики, как тревожность, все чаще встречаются в качестве устойчивых новообразований. Проявление этой черты характера и усиление ребенка в первый год обучения в школе создают негативные предпосылки для дальнейшего личностного развития.
А.М. Прихожан, Ф.Е. Василюк, А.В.Б асов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, в работах этих авторов, отмечается, что тревожность негативно влияет на протекание многих психических процессов и многих личностных характеристик.
В настоящее время проблема сохранения психологического здоровья обучающихся является одной из актуальных для современной школы. При этом значимыми аспектами психологического сопровождения образования являются формирование и развитие адекватной самооценки и эмоциональной сферы детей.
От уровня и характера самооценки зависит поведение человека, характер межличностных отношений, отношение к своим успехам и неудачам в ходе деятельности.
Проблему самооценки младших школьников изучали А.Н. Леонтьев, Л.Д. Столяренко, А.М. Прихожан и др.
Принимая во внимание системность строения психики, следует предположить наличие взаимосвязи самооценки и тревожности у детей младшего школьного возраста и их влияние на развитие человека. При этом в современных источниках практически не нашло своего отражения исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста, исключения составляют лишь отдельные работы (А.М. Прихожан, М.Ф. Сафин и др.).
Учитывая системную структуру психики, следует предположить, что существует взаимосвязь между самооценкой и школьной тревожностью и их влиянием на развитие человека. Важность подобных исследований для оптимизации образовательного процесса в школах, в частности для принятия мер по укреплению и поддержанию психологического здоровья с одной стороны, и недостаточная представленность таких данных в современной науке, с другой стороны, определяют актуальность данного исследования.
Предмет исследования; влияние самооценки на школьную тревожность первоклассников
Цель: изучение влияния самооценки на школьную тревожность первоклассников.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития самооценки у первоклассников.
2. Изучить психологические особенности школьной тревожности первоклассников
3. Провести эмпирическое исследование влияния самооценке и школьной тревожности первоклассников
4. Представить результаты исследования
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого – педагогической литературы;
эмпирическое: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой данного исследования являются исследования в области тревожности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, О. Ранг, Спилбергер, Р. Мэй, К.Р. Сидоров, Ф.Б. Березин и др.), самооценки (У. Джеймс, К. Хорни, К. Роджерс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Левин, И. Чесноков, В. Ф. Сафин и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при построении педагогами учебной и воспитательной работы с младшими школьниками, а также при разработке 6 педагогами-психологами программ, направленными на коррекцию тревожности.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Развитие самооценки первоклассников
Самооценка является одним из центральных образований личности и является частью ее ядра. Она заключается в осознании своих личных физических, интеллектуальных и моральных качеств и их оценке. От этого во многом зависит социальная адаптация личности и поведения. Но самооценка дается нам не сразу. Она меняется и формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия [7].
Самооценка - важнейший показатель личностного развития. Она позволяет человеку делать активный выбор в различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Представляется, что начинать формирование объективной самооценки необходимо именно в этом младшем школьном возрасте, поскольку чувствительным периодом для формирования самооценки является младший школьный возраст, как особый элемент самосознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2017. – 288 с.
2. Астапов, В.М. Тревожность детей [Текст] /В.М. Астапов. – М.: Просвещение, 2011. – 284 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с.
5. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход [Текст] / Т. В. Галкина. – Москва : Институт психологии РАН, 2019. – 399 с.
6. Запорожец, А.В. Психология [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Совершенство, 2006. – 315 с.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
9. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Валерия Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2006. – 608 с.
10. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет [Текст] / Ф. Сушкова. – МОСКВА: ГИТИС, 2006. – 151 с.
11. Тревога и тревожность [Текст] / сост. и общ. ред. В.И. Остапова. СПб.: Питер, 2001 – 256 с.
12. Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – С.11 - 17.
13. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. : «Питер», 2005. 389 с.
14. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабирова. – СПб.: Питер – пресс, 2003. – 302 с.
15. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.