Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мода не существует сама по себе. Она является зеркалом общественной жизни. В основе изменений, происходящих в моде всегда лежат изменения в жизни общества. Но эта связь не односторонняя, т.к. в моду заложено интуитивное свойство улавливать общественные настроения и прогнозировать направление развития будущих коллекций. Окончание Второй Мировой войны и план дальнейшего экономического развития европейских стран — «план Маршала» стали причиной европейского экономического чуда, лозунгом которого стал призыв — «не экономить для победы, а покупать для развития экономики». Это породило активное развития производства продуктов потребления, к которым вполне можно отнести моду. Всеобщий экономический подъем не мог не отразиться на деятельности сохранившихся в период Второй Мировой войны Модных домов. Потребность в росте массового производства одежды привела к тому, что мода «от кутюр» используется в качестве образцов для промышленного производства одежды, которая перестает довольствоваться своим утилитарным назначением, от неё теперь требуется не только уберегать от дождя, холода или солнца, но также украшать внешность. В этой ситуации высокая мода приобретает еще большее значение символа роскоши и благополучия, она представляет потребителям право выбора, исходя из размер кошелька. Согласно новой идеологии, активно продвигаемой с помощью рекламы, женщина в доме — хозяйка и мать, её внешний вид — показатель достатка. В подтверждение этому можно привести примеры рекламных листовок и постеров, имевших широкое распространение в 50-е годы в Европе, на которых был изображен так называемый идеальный дом, особенностью которого было разнообразие различной домашней техники, такой как пылесос, тостер, приспособление для глажения и т. Тут же располагался гараж и символом уюта — шторы на окнах, на фоне которых изображалась безупречная во всех отношениях женщина — хозяйка дома и мать, рядом с ней — улыбающийся мужчина и ухоженные дети. Мода в этой визуализированной красивой мечте занимала одно из самых важных мест, предлагая женщине полный набор таких предметов одежды, которые априори повышали её статус.
Новый стиль, возникший во Франции в середине XX столетия, важно рассматривать не только как очередное новое модное направление среди тех,: которые приходят в жизнь по прогнозируемым законам: длинное сменяет короткое, широкое — узкое, а образ музы сменяется образом эмансипированной подруги. Этот новый стиль нес в себе определенную идеологию, в задачу которой входило новое понимание и утверждение идеалов женственности и семейных ценностей. С легкой руки редактора американского модного издания — «Harper’s Bazaar» он получил название «New Look» — «Новый взгляд». Новый стиль стал тем рубиконом, который решительно отрезал все тяготы и невзгоды прежней жизни, оставляя их в прошлом. В его задачу входило представление нового образа, воплотившего в себе абсолютную женственность, красоту и элегантность. «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки», — вспоминал позже Диор. Именно благодаря новому подходу к образу самой женщины, к её одежде и стилю, вопреки еще неизжитым в народе печальным последствиям европейской истории первой половины XX века, одежда в стиле New Look, несмотря на все те неудобство, которые возникали при её ношении, стала так востребована, в первую очередь, среди всех, кто был причастен к моде, а также тех, для кого она приобретала символ заветной мечты.
Актуальность: цикличность развития моды требует периодического переосмысления не только её современного состояния, но и исторического опыта прошлого. Сегодня, в эпоху оверсайза и минимализма, настало время современным кутюрье и всех тех, кто связан с модой, обратиться к опыту прошлого, заново проанализировать его идеи и создать на этой основе свою собственную новую философию, созвучную реалиям современной жизни. Естественно, что опыт осмысления должен быть в реальности воплощен в новых интересных коллекциях.
Целью данной работы является изучение биографии и творчества Кристиана Диора, а также стиля New Look: его истоков, философии, воплощенных в коллекциях именитых кутюрье.
Объектов исследования — модный стиль New Look и творчество Кристиана
Диора.
Предмет исследования — особенности стиля New Look, воплощенного Диором в его коллекциях
Задача исследования — выявить характерные особенности стиля New Look, как они преломлялись в творчестве Кристиана Диора и его сторонников и последователей, исследовать особенности кроя и материалы, используемые для создания стильных образов; обозначить особенности женской и мужской моды в стиле New Look, составить перечень используемых аксессуаров, придающих костюму законченный художественный образ.
Для решения поставленной задачи, использованы следующие методы познания — теоретический, связанный с изучением и анализом научных, иллюстрированных (фотоматериалов) и публицистических материалов, посвященных теме New Look и творчеству Кристиана Диора, а также метод дедукции и индукции.
Структура работы представляет собой введение, две главы, посвященные исследованию научных и иллюстрированных материалов, заключение, дополненные списком использованной литературы и интернет-источников, а также приложением с иллюстративным материалом.
Значение работы связано с её актуальностью, а сведения и выводы, полученные в процессе изучения данной темы, могут оказать помощь как будущим модельерам в их практической работе, так и студентам, изучающим историю моды.
ГЛАВА I. СТИЛЬ NEW LOOK В ОДЕЖДЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
1.1. Предпосылки возникновения стиля New Look
После окончания Второй Мировой войны так сложилось, что ключевое положение в цивилизации XX века заняли европейская культура, европейские науки, европейские технологии, европейские методы управления производственными и социальными процессами. С течением времени эти категории, начиная с середины прошлого столетия, вышли за границы европейских стран и распространилось по всему миру.
Итоги недавно закончившейся войны явно продемонстрировали, что Европа, несмотря на существующие различия, представляет собой единое культурно-историческое пространство, любые события в котором неизбежно сказывается на каждой, из существующих в границах этой территории, стране. Государство в европейских странах в той или иной степени оказывало помощь не только в становлении и развитии промышленности, но и брало на себя ответственность за развитие систем здравоохранения, образования и науки. Предусматривалось обеспечение равных стартовых возможностей гражданам через систему предоставления социальных гарантий всем, кто в этом нуждался. Шло постоянное совершенствование важнейших социальных услуг, в том числе образования, социального обеспечения.
Все эти качественные изменения в социально-экономической структуре страны, не могли не способствовать изменению социальной структуры общества. Рост общеобразовательного и профессионального уровня основной массы населения, способствовал количественному росту сотрудников научно-технической сферы, материальный достаток которых позволял использовать средства не только на удовлетворение необходимых потребностей.
Наступившая индустриализация и модернизация промышленности активно влияла на процесс становления общества, в котором с одинаковым успехом сосуществовали технический прогресс и либеральная демократия. Это была эпоха масс и массовых событий и явлений. Молодежные антивоенные манифестации, выступления за права темнокожих и женщин — все это стало наряду со стремительным восстановлением промышленности, частью того социально-общественного мировоззрения, на фоне которого происходило развитие науки, философии. Культура также искала выход из того застоя, в котором она оказалась за годы оккупации: поиск шел в направлении новых форм изобразительного и исполнительского искусства, утверждавших ценность человеческой жизни и самоощущения художника, его индивидуальный взгляд на переживаемые события. А в приватной жизни существовала ностальгия по жизни, разрушенной войной. В обществе все отчетливее проявлялась неосознанное стремление к исконным формам проявления женственности. И стиль New Look оказался как никогда созвучен этим мыслям, своим появлением он ответил на запрос общества.
Степень познания действительности различается у разных художников: одни долго изживали в себе последствия военных ужасов, с которыми им пришлось столкнуться в недавнем прошлом; другие — старались как можно скорее забыть прошлое и строить вокруг себя мир, полный гармонии и красоты. Кристиан Диор избрал второй путь и своим творчеством органично вписался в новые предлагаемые обстоятельства. Оглядываясь на этот период, можно сказать, что это было время максимального проявления творческой индивидуальности во всех областях жизни и творчества, но в любом случае, точкой отсчета для новых свершений служили события недавнего прошлого.
Мода, как явление социальное, не осталась в стороне происходивших в европейских странах процессов. Этому способствовало то, что в таких европейских странах, как Германия и Франция были сняты запреты на продажу определенных видов ткани, которые в военное время использовались исключительно для нужд фронта. Одно только это давало некоторую свободу в производстве разнообразных швейных изделий, особенно для женщин. Первые послевоенные годы показали, что не только женщины, но и представители мужской половины испытывали острую потребность в новых, элегантных образах. А значит, появление нового стиля «витало в воздухе», его ждали и он оказался ожидаемым и очень своевременным.
Появление нового, в высшей степени элегантного нового стиля, стало поворотным моментом в истории моды и изменило вектор её развития. Уже модели первого послевоенного десятилетия, представленные на показах модных домов, поражали своей изящностью, кроем, легким шармом, активно вытеснявшим из памяти образы суровой работницы тыла. Стараниями модельеров перед взором заинтересованной публики возникал новый образ утонченной женщины, облаченной в костюм, подчеркивающий с помощью силуэта и деталей её природную красоту. С появлением нового стиля ушли в небытиё строгость и функциональная простота кроя, доминировавшие в военные годы.
1.2. Стиль New Look — курс на элегантность: — модные женские образы в стиле New Look; — модные мужские образы в стиле New Look
Общество, уставшее от войны и бесконечных ограничений, касавшихся всех сторон обычной жизни, с восторгом воспринимали многие из тех идей известных кутюрье, чьи модели демонстрировали абсолютно новый характер: мода, как и искусство, была направлена на то, чтобы как можно ярче и изысканнее подчеркнуть индивидуальность её обладателя. Сработал извечный закон — за периодом аскетизма и строгой экономии наступила модная эпоха, отмеченная роскошью и требующая затрат.
Ученые доказали, что если сознание социума ограничено существует в фазе покоя, то для быстрого внедрения в массы новой идеи, желательно использовать только ограниченные фрагменты или детали, которые по своему характеру скорее напоминают изменения-уточнения: на примере моды целесообразно говорить о тех, которые касаются особой игры с отдельными деталями и аксессуарами.