Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Эволюция методик преподавания математики в 1980-е годы
1.1. Исторический контекст образовательных подходов к математике в 1980-е
Период 1980-х годов стал поворотной эпохой в педагогической сфере математики, характеризующейся парадигмальным изменением образовательных методик. Изменения были обусловлены сочетанием глобальных образовательных тенденций и специфической социокультурной динамики. В этот период наблюдалась тенденция к диверсификации и методологическим инновациям в области математического образования.
Диссертация Л.Х. Асланяна, посвященная внедрению единой ступени среднего математического образования в техникумах, в частности машиностроительного профиля, отражает акцент эпохи на профессионально-техническом образовании [Асланян, 1985]. Это направление было частью более широкой тенденции к контекстуализации математического образования в рамках профессиональной и практической деятельности. В то же время исследование Л.В. Паздериловой роли междисциплинарных задач в профессионально-ориентированном обучении математике в средних профессионально-технических учебных заведениях подчеркивает интеграцию математики с другими дисциплинами, способствующую формированию целостного образовательного подхода [Паздерилова, 1985].
В этот период также усилилось внимание к дополнительной литературе как средству повышения математической подготовленности учащихся средних классов, что нашло отражение в работе С.Е. Чакликовой. Такой подход отражает растущее признание важности дополнительных образовательных ресурсов для углубления математического понимания [Чакликова, 1984]. Исследование В.В. Анисимовым методических особенностей использования программных пакетов в обучении математике и информатике также отражает развитие отношений между технологиями и математическим образованием, предваряя цифровую революцию в педагогике [Анисимов, 1989].
1980-е годы также были периодом педагогических экспериментов и теоретического расширения. Исследование Ю.К. Набойку по улучшению методико-математической подготовки будущих учителей начальной школы подчеркивает, что в это десятилетие основное внимание уделялось совершенствованию методик подготовки учителей [Набойку, 1984]. С этим направлением перекликается работа В.Ф. Ефимова по подготовке учителей начальной школы к использованию алгоритмов в курсе математики, что свидетельствует о переходе к алгоритмическому мышлению в начальном образовании [Ефимов, 198x].
В это время возрос интерес к проблемно-ориентированным подходам в обучении математике, о чем свидетельствует работа Г.Х. Гайдаржи о проблемном обучении в 4-5 классах, в частности с использованием геометрических материалов. Этот подход представляет собой переход к более увлекательным и интерактивным педагогическим методам [Гайдаржи, 1983].
Исторический контекст 1980-х годов заложил основу для трансформационного периода в математическом образовании. Он характеризовался усилением акцента на технической и профессиональной значимости, междисциплинарной интеграцией, широким использованием технологий и инновационных педагогических стратегий. Именно эти изменения заложили основу для методологических достижений, которые определили будущее математического образования.
Развитие математического образования в 1980-х годах в Советском Союзе и Соединенных Штатах имело разные педагогические траектории, но в основе обеих лежал общий импульс к инновациям и реформам. Советский подход, нашедший отражение в таких работах, как Г. Гундогды, делал акцент на формировании математических структур в сознании учащихся, уделяя особое внимание факультативным и кружковым занятиям в восьмилетних школах [Шадурдыев, 1983]. В этой методике подчеркивалась важность воспитания глубокого математического понимания с раннего возраста, и эта тема также преобладала в исследовании А.З. Мухамедеевой, посвященном методике обучения смещениям в курсе математики [Мухамедеева, 1983].
В США внимание также было сосредоточено на обогащении математической программы, но с несколько иным акцентом, как отмечают такие ученые, как Джером Брунер и Золтан П. Дьенес [Bruner, 1980; Dienes, 1980]. Брунер в своей работе «Процесс образования» и Дьенеш в своей работе «Построение математики» выступали за более концептуальное понимание математики, отход от заучивания к решению задач и обучению на основе открытий. Переход к конструктивистскому обучению, значительный отход от традиционных дидактических методов, был подробно исследован Робертом Б. Дэвисом и Кэролин А. Махер [Davis, Maher, 1988].
В Советском Союзе на педагогическую ориентацию оказало существенное влияние профессионально-педагогическое направление специализированной подготовки учителей математики, исследованное А.Г. Мордковичем [Мордкович, 1986]. В рамках данного подхода подчеркивалась необходимость для учителя не только глубоко понимать математические понятия, но и уметь их эффективно передавать в педагогически грамотной форме.
Одновременно с этим в США возрос интерес к когнитивно ориентированному обучению, за которое выступали Элизабет Феннема и Томас П. Карпентер [Fennema, Carpenter, 1988]. В их работе прозвучала мысль о том, что понимание когнитивных процессов, лежащих в основе математического мышления учащихся, может значительно повысить эффективность преподавания. Эта работа была дополнена работой Алана Х. Шенфельда, который сосредоточился на решении математических задач, подчеркивая необходимость того, чтобы учащиеся занимались математическим мышлением, а не просто заучивали алгоритмы [Schoenfeld, 1985].
В обеих странах также наблюдался всплеск интереса к психологии математического образования. В Советском Союзе это нашло отражение в работе Василия Алексеевича Крутецкого, который изучал психологические аспекты математических способностей школьников [Крутецкий, 1980]. В США схожие темы исследовали Ричард Леш и Мэрилин Ландау, которые сосредоточились на приобретении математических понятий и процессов [Lesh, Landau, 1983].
В этот период одной из важных тем стало влияние технологии на математическое образование. В советском контексте Ш.А. Алимов и Ю.М. Колягина, посвященные алгебре и началам анализа для учащихся 9-10 классов, подчеркнули необходимость включения более сложных математических понятий в среднее образование [Алимов, Колягин, 1985]. В отличие от этого, в США работа Джера Конфри ««Функциональный зонд»: компьютерный микромир для математических исследований» стала примером бурного использования технологий в математическом образовании, заложив основу для будущих разработок в области цифровых учебных сред [Confrey, 1987].
Расхождения и в то же время взаимодополняющие траектории в Советском Союзе и США отражают динамичный и многогранный характер математического образования в 1980-х годах. Обе страны, хотя и работали в рамках различных образовательных систем и идеологий, продемонстрировали приверженность к развитию математического понимания и педагогики, заложив основу для дальнейшего развития этой области. Этот период образовательных реформ и инноваций сыграл решающую роль в формировании современных подходов к математическому образованию, что подчеркивает значимость данного исторического анализа.
1.2. Методологические инновации в преподавании математики
Наступление 1980-х годов ознаменовалось значительным изменением педагогического ландшафта математического образования, ознаменовавшимся появлением инновационных методических подходов. В эту эпоху появились интерактивные и интегративные методы обучения, в корне переосмыслившие традиционные дидактические подходы к преподаванию математики.
Интерактивные методики, характеризующиеся подходом, ориентированным на ученика, подчеркивают активное участие учащихся в процессе обучения. Этот педагогический сдвиг был сформулирован Р.Р. Скемпом, который утверждал, что понимание психологии изучения математики имеет решающее значение для эффективного преподавания [Skemp, 1981]. Выступая за реляционное понимание, а не за инструментальное обучение, Р.Р. Скемп подчеркивал важность вовлечения студентов в более осмысленный и интерактивный процесс обучения.
Интегративный подход, с другой стороны, стремился связать математические понятия с другими дисциплинами и реальными приложениями. Б.И. Аргунов обратил на это внимание в своей работе, посвященной образовательным функциям школьного курса математики, особенно в преподавании геометрии [Аргунов, 1980]. В своих работах о педагогических стратегиях, применяемых в обучении геометрии, Б.И. Аргунов подчеркивает интеграцию математических понятий с пространственными рассуждениями и практическими приложениями, что способствует более целостному пониманию математики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 9-10 кл. сред, школы / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1985. -304 с.
2. Анисимов В. В. Методические особенности применения пакета прикладных программ при обучении математике и информатике: дис. . .канд. пед. наук: 13.00.02 / В. В. Анисимов. М., 1989.
3. Аргунов, Б. И. О некоторых путях и средствах воспитательных функций школьного курса математики: Преподавание геометрии в 9 10 классах / Б. И. Аргунов. – М.: Просвещение, 1980. – 224 с.
4. Асланян Л.Х. Реализация единого уровня среднего математического образования в техникумах (на примере техникумов машиностроительного профиля). Диссертация. 1985. 133 с.
5. Байдак В.А. Деятельный подход в обучении математике в школе: методические рекомендации для студентов физико-математических факультетов по курсу «Методика преподавания математики.» -Омск: изд-во ОмПИ, 1980. -37 с.
6. Бескин, H. M. О некоторых основных принципах преподавания математики / H. М. Бескин // Математика в школе. 1985. – №1. – С. 87-90.
7. Бесчинская А.А. Пути усиления политехнической направленности обучения математике в 7-9 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.-32 с.
8. Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. -М.: Наука, 1983. -328 с.
9. Болтянский В.Г., Пашкова Л.M. Проблема политехнизации курса математики. //Математика в школе. -1985. -№ 5. С. 12-14
10. Виленкин, Н. Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты / Н. Я. Виленкин // Математика в школе. 1988. – №4. – С. 5-12.
11. Виноградова, JI. В. Развитие мышления учащихся при обучении математики: Пособие по спецсеменару / JI. В. Виноградова. Петрозаводск: Карелия, 1989. – 171 с.
12. Гайдаржи Г.Х. Проблемный подход к обучению математике в 4-5 классах (на геометрическом материале). Диссертация. 1983. 186 с.
13. Ефимов В.Ф. Подготовка учителей начальных классов к использованию алгоритмов в курсе математики I-III классов. Диссертация. 192 с.
14. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Диссертация. 1986. 358 с.
15. Мухамадеева А.З. Методика изучения перемещений в курсе математики восьмилетней школы. Диссертация. 1983. 194 с.
16. Набойку Ю.К. Совершенствование методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов на педагогическом факультете. Диссертация. 1984. 168 с.
17. Паздерилова Л.В. Роль задач с межпредметным содержанием в осуществлении профессиональной направленности преподавания математики средних ПТУ электрорадиотехнического профиля. Диссертация. 1985. 233 с.
18. Чакликова С.Е. Дополнительная литература как средство повышения математической подготовки учащихся средней школы. Диссертация. 1984. С. 155 с.
19. Шадурдыев Гундогды. Формирование элементов математических структур у учащихся восьмилетней школы: на факультативных и кружковых занятиях. 1983. 183 с.
20. Bell Alan. A Study of Pupils' Proof-Explanations in Mathematical Situations. 1981. 136 p.
21. Bishop Alan J. Mathematical Enculturation: A Cultural Perspective on Mathematics Education. 1988. 214 p.
22. Brousseau Guy. Theory of Didactical Situations in Mathematics. 1986. 240 p.
23. Brown Laurinda, Coles Alf. Psychology of Mathematics Education. 1987. 112 p.
24. Bruner Jerome. The Process of Education. 1980. 176 p.
25. Confrey Jere. Function Probe: A Computer Microworld for Mathematical Exploration. 1987. 102 p.
26. Davis Robert B., Maher Carolyn A. Constructivist Views on the Teaching and Learning of Mathematics. 1988. 125 p.
27. Dienes Zoltan P. Building Up Mathematics. 1980. 214 p.
28. Ernest Paul. The Philosophy of Mathematics Education. 1989. 235 p.
29. Fennema Elizabeth, Carpenter Thomas P. Cognitively Guided Instruction: A Knowledge Base for Reform in Primary Mathematics Instruction. 1988. 145 p.
30. Hiebert James, Carpenter Thomas P. Research on Teaching and Learning Mathematics: Two Disciplines of Scientific Inquiry. 1986. 148 p.
31. Kilpatrick Jeremy. The Teaching of Arithmetic: The Story of an Experiment. 1980. 152 p.
32. Krutetskii Vasily A. The Psychology of Mathematical Abilities in Schoolchildren. 1980. 304 p.
33. Lesh Richard, Landau Marilyn. Acquisition of Mathematics Concepts and Processes. 1983. 231 p.
34. Polya George. Mathematical Discovery: On Understanding, Learning, and Teaching Problem Solving. Volumes 1 & 2, 1981. 220 p.
35. Schoenfeld Alan H. Mathematical Problem Solving. 1985. 247 p.
36. Silver Edward A. Teaching and Learning Mathematical Problem Solving: Multiple Research Perspectives. 1985. 280 p.
37. Skemp Richard R. Psychology of Learning Mathematics. 1981. 207 p.
38. Steffe Leslie P., Cobb Paul. Construction of Arithmetical Meanings and Strategies. 1988. 143 p.
39. Wittmann Erich Ch. Elements of Mathematics: From Euclid to Gödel. 1984. 198 p.