Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях без сильной финансовой поддержки, которая направлена на улучшение условий труда и жизни населения муниципалитетов, не представляется возможной реализация программ в социальной сфере. В данном отношении особого рода значимость приобретают проблемы образования финансовых ресурсов местных бюджетов РФ. РФ ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления и достаточно быстрым образом реализовано ее положение по поводу того, что осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественным образом быть возложено на органы власти, которые наиболее близки к гражданам. Данного рода положение нашло свое отражение в Бюджетном кодексе РФ и ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но при этом не нужно забывать о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерными тем полномочиям, которые предоставлены им Конституцией либо законом.
Цель работы – представить проблемы и перспективы финансового потенциала местных бюджетов в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть сущность, значение местного бюджета и классификацию его доходов;
- раскрыть организационно-правовые основы финансового потенциала местных бюджетов в РФ;
- оценить доходы местных бюджетов в РФ;
- выявить проблемы и рассмотреть возможные перспективы финансового потенциала местных бюджетов.
Объект исследования – местный бюджет МО «Костомукшский городской округ». Предмет исследования – финансовый потенциал местных бюджетов.
1 Теоретические, организационные и правовые основы формирования финансового потенциала местных бюджетов
1.1 Сущность, значение местного бюджета и классификация доходов местного бюджета как основы местных финансов
В качестве основного звена финансовой системы выступает бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования для обеспечения финансовыми ресурсами важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, он необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
Иного рода определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ). Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2].
Под местным бюджетом (или бюджетом муниципального образования) понимают форму образования и расходования финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения задач и функций, которые относят к вопросам ведения органов местного самоуправления [2]. К вопросам ведения органов местного самоуправления относят вместе с тем вопросы только местного значения. На территории России каждый год принимают порядка 30 тыс. бюджетов органов местного самоуправления, к которым относят бюджеты районные, городские, поселковые и сельские [9, С.589].
Органы местного самоуправления обладают правами бюджетными и имущественными, которые предоставлены данным органам, они предоставляют им возможность составления, рассмотрения, утверждения и исполнения собственных бюджетов.
Отдельно взятый бюджет связан денежными отношениями, которые носят объективный характер, то есть существование бюджета обусловлено необходимостью объективного характера, он есть и во всех общественно-экономических формациях, где были отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств, в связи с этим, можно говорить, что бюджет представляет собой экономическую категорию, которая тесно связана с существованием самого государства. Данная категория имеет особенности:
- бюджет муниципального образования (МО) является особой экономической формой перераспределительных отношений, которая связана с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее применением с целью удовлетворения потребностей общества;
- при помощи бюджета МО идет перераспределение национального дохода между отраслями хозяйства страны, территориями, сферами общественной деятельности;
- определение пропорций бюджетного перераспределения стоимости происходит при помощи потребностей воспроизводства, задачами, которые стоят перед обществом на каждом отдельно взятом историческом этапе [13, С.79].
Сущность бюджета МО (или местного бюджета) в качестве категории экономики реализуется посредством функций (Приложение 1).
Местный бюджет служит своего рода каналом передачи населению итоговых результатов производства. Через местные финансы происходит перераспределение общественных фондов потребления между различными группами населения. Из местных финансов же происходит и финансовое обеспечение развития отраслей сфер производства [15, С.199].
Бюджет МО выступает в качестве важного инструмента воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При помощи него государством может изменяться структура общественного производства, оказываться воздействие на результаты хозяйствования, осуществляться преобразования в социальной сфере.
Органами местного самоуправления обеспечивается удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения в сферах, которые отнесены к ведению МО, на уровне не менее минимальных социальных стандартов государства, исполнение которых закреплено законодательным образом.
Основой бюджета являются доходы и расходы.
Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:
- средства, которые передаются органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, которые предусмотрены законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
- собственные средства МО. К собственным доходам бюджетов МО относятся такие: налоговые доходы, которые зачисляются в местные бюджеты согласно российскому бюджетному законодательству и законодательству о налогах и сборах; неналоговые доходы, которые зачисляют в местные бюджеты согласно российскому законодательству; доходы, которые получены местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций;
- заемные средства (привлечение денежных средств органами власти местного уровня с целью покрытия дефицита бюджета (т.е. недостатка финансовых ресурсов) или для финансового обеспечения различного рода внебюджетных мероприятий посредством эмиссии соответствующих ценных бумаг долгового характера) [18, С.16].
Доходы бюджетов МО согласно БК РФ формируют за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к таким категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
К налоговым доходам бюджетов поселений относят такие.
1. В бюджеты поселений происходит зачисление сумм налоговых доходов от такого рода местных налоговых платежей:
- земельного налога - согласно нормативу 100%;
- налога на имущество физических лиц – согласно нормативу 100%.
2.Зачисление в бюджеты поселений налоговых доходов производят от такого рода федеральных налогов и сборов, налогов, которые предусмотрены налоговыми режимами специального характера:
- налога на доходы физических лиц – согласно нормативу 10%;
- единого сельскохозяйственного налога – согласно нормативу 30% [17, С.527].
Далее подробнее представлены налоговые доходы муниципальных районов.
1. В бюджеты муниципальных районов должны быть зачислены налоговые доходы от такого рода местных налогов, которые установлены представительными органами муниципальных районов согласно законодательству РФ о налогах и сборах:
- земельного налога, который взимается на межселенных территориях, - согласно нормативу 100%;
- налога на имущество физических лиц, который взимается на межселенных территориях, согласно нормативу 100%.
2. В бюджеты муниципальных районов должны быть зачислены налоговые доходы от такого рода федеральных налогов и сборов, налогов, которые предусмотрены налоговыми режимами специального характера:
- налога на доходы физических лиц – согласно нормативу 15%;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – согласно нормативу 100%;
- единого сельскохозяйственного налога – согласно нормативу 30%;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014. №172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»)» от 31.08.2015. №914 (ред. от 29.05.2023) // СПС КонсультантПлюс.
6. Ахатова В.А. Проблемы формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. – 2022. - №7. – С.223-225.
7. Жиляков Д.И., Ускова В.С. Перспективы роста доходной базы местных бюджетов // Наука и практика регионов. – 2021. - №2. – С.57-63.
8. Ибрагимова П.А., Абасова М.А., Тагирова К.М. Особенности формирования и исполнения местного бюджета // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №1. – С.602-607.
9. Кириллова С.С., Горелова Ю.Н., Горохова Ю.С., Савенкова Е.Г. Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов за счет неналоговых доходов // Наука и образование. – 2021. – Т.4. - №2. – С.589-591.
10. Клементьева Н.М., Дорожкина Е.Г., Ульянкин В.Е. Основные принципы, бюджетные пределы и ограничения в бюджетах муниципальных образования // Актуальные проблемы современности: наука и общества. – 2021. - №2. – С.40-43.
11. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 345с.
12. Матросова А.И. Местные бюджеты как экономическая основа местного самоуправления // Студенческий. – 2021. - №40-6. – С.6-10.
13. Мейлиев О.Р., Жураев Э.Х. Перспективы обеспечения устойчивости доходов местного бюджета // Процветание науки. – 2021. - №3. – С.79-104.
14. Мысляева И.Н. государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 445с.
15. Огнева А.А. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодой ученый. – 2021. - №4. – С.198-200.
16. Пинская М.Р., Вагин В.В., Логинова Т.А., Прокаев М.В. Увеличение налоговых доходов местных бюджетов с помощью инициативного бюджетирования // Белорусский экономический журнал. – 2020. - №4. – С.117-127.
17. Фахрутдинова Э.Р., Валеева М.Ф. Совершенствование собираемости налоговых доходов местных бюджетов // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т.1. – №7. – С.525-530.
18. Шаяхметова Т.В. Механизм формирования и использования средств местных бюджетов // Студенческий вестник. – 2022. - №1-9. – С.15-17.
19. Официальный сайт Министерства финансов РФ - https://minfin.gov.ru/ru/.