Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема курсовой работы – «Путевой контент вертолетной экскурсии Петрозаводск – Кижи – Сенная Губа».
В последнее время большую популярность набирают вертолетные экскурсии. Они обладают рядом преимуществ. Во-первых, это способ получить незабываемые впечатления, не вставая с кресла и не проходя пешком много километров. Так как вертолет летит ближе к земле, то открывается прекрасный панорамный вид на достопримечательности. Применительно экскурсии на Кижи, вертолет станет очень актуален зимой для тех, кто хочет насладиться всей красотой и при этом не потратить много времени на дорогу. Дорога на вертолете займет около одного часа, а на наземном транспорте – порядка 4 часов в одну сторону. Так как зимой не ходит водный транспорт, то вертолетная экскурсия будет пользоваться спросом среди туристов. Поэтому становится актуальной разработка путевого контента экскурсии.
Объектом исследования является вертолетная экскурсия.
Предметом исследования является путевой контент конкретной вертолетной экскурсии.
Цель работы – составить путевой контент для вертолетной экскурсии «Петрозаводск – Кижи – Сенная Губа».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность вертолетной экскурсии
2. Выделить особенности проведения экскурсии
3. Разработать методику проведения экскурсии
4. Выделить объекты показа на экскурсии
5. Составить рассказ для экскурсии
В своей работе мною были использованы следующие методы:
1. Метод обобщения
2. Метод синтеза
3. Метод изучения и анализа литературы
4. Метод описания
5. Метод наблюдения
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение занимает 2 страницы.
Первая глава называется «Технология и методика организации и проведения вертолетной экскурсии». Она представляет из себя теоретическую часть работы.
Состоит из трех параграфов
1.1. Сущность экскурсии, элементы и классификация
1.2. Методика организации и проведения экскурсии
1.3. Путевой контент, его особенности
Вторая глава называется «Содержание экскурсии «Петрозаводск – Кижи – Сенная Губа». Она представляет из себя практическую часть работы.
Состоит из трех параграфов
2.1. Вертолетная экскурсия, ее особенности
2.2. Особенности экскурсии «Петрозаводск – Кижи – Сенная Губа»
2.3. Путевой текст экскурсии
Заключение занимает 1 страницу.
Список литературы занимает 2 страницы.
Глава 1. Технология и методика организации и проведения вертолетной экскурсии
1.1. Сущность вертолетной экскурсии, ее особенности
Экскурсия – это методически продуманный показ интересных мест, памятников, достопримечательностей, в основе которого лежит анализ объектов и умелый рассказ экскурсовода о событиях, связанных с ними.
Экскурсии можно классифицировать по различным параметрам. Классификация экскурсий имеет большое значение для ее организаторов. В настоящее время экскурсии классифицируют следующим образом.
1. По содержанию делятся на обзорные и тематические
2. По составу и количеству участников экскурсии делятся на индивидуальные и групповые (для школьников, для работников предприятий, для спортсменов, для местного населения, для приезжих туристов, для иностранцев и т.д.)
3. По способу передвижения бывают: пешеходные, транспортные (автобусные, велосипедные, теплоходные, вертолетные и т.д.), смешанные (часть маршрута пешеходная, часть с использованием какого-либо транспорта)
4. По форме проведения экскурсии: лекция, концерт, прогулка, спектакль
У каждой экскурсии должна быть определенная тема. Тема – предмет показа и рассказа в экскурсии. У обзорных экскурсий тему выделить сложно, они многотемные. Также должно быть название. Название экскурсии – языковое выражение, отражающее содержание экскурсии в прямой или переносной форме.
В экскурсии при ее проведении присутствуют следующие элементы:
1. Показ
2. Рассказ
Вертолетная экскурсия – это экскурсия, проводимая полностью или частично на вертолете, предполагающая панорамный осмотр экскурсионных объектов, либо ставящая перед собой цель добраться до какого-либо места на вертолете.
Особенности экскурсии:
• туристы видят объекты сверху, панорамно
• объекты возникают быстро, но есть возможность о них рассказать в пути
• Контакт с туристами скорее всего отсутствует, но это зависит от вида вертолета. В некоторых вертолетах экскурсовод может сидеть отдельно и не контактировать непосредственно с туристами. В таком случае экскурсия будет проводиться в виде монолога. Есть вертолеты, где гид находится рядом с туристами, он может встать к ним лицом и проводить экскурсию. Если же это небольшой вертолет, то туристы сидят за гидом, гид находится спиной к ним. При этом для гида полностью открыт обзор, и он показывает объекты, возникающие перед ним, и рассказывает о них.
Преимущества вертолетных экскурсий:
1. Быстрота, небольшое время в пути
Если перед экскурсантами стоит задача быстро добраться из одного пункта в другой, вертолет представляется лучшим вариантом. Время в пути значительно сокращается в отличие от автобуса или другого вида транспорта. При этом экскурсия, проводимая гидом с вертолета, позволяет получить знания, незабываемые эмоции и впечатления.
2. Отличный панорамный обзор
Вид достопримечательностей сверху гарантирует незабываемые впечатления. С вертолета, который летит не очень высоко, открывается отличный вид. Экскурсанты могут наблюдать то, чего не могут видеть с земли, открываются необыкновенные ракурсы, есть возможность рассмотреть несколько объектов в комплексе. Экскурсанты могут наслаждаться панорамными видами гор, океанов, лесов и городов, которые выглядят совершенно иначе с высоты. Это гарантирует непередаваемые впечатления.
3. Возможность сделать потрясающие фотографии
На сегодняшний день, в эпоху интернета и социальных сетей, для людей важны красивые качественные фотографии. Вертолетная экскурсия позволяет это сделать.
4. Небольшие экскурсионные группы
В зависимости от вида вертолета. Минимально – 3 человека. Максимально – 20 человек.
5. Возможность добраться или осмотреть труднодоступные объекты
6. Вертолеты оборудованы современными системами безопасности и комфорта. Пассажиры могут наслаждаться прекрасными видами в уютной и защищенной среде. Профессиональные пилоты и экипажи обеспечивают высокий уровень безопасности
Однако есть и проблематика таких экскурсий.
1. В некоторых вертолетах есть предельно допустимый вес, это повлияет на возможность выполнения экскурсии
2. Невозможность выполнять полет в плохие погодные условия (ветер, туман)
3. Наличие фобий, страхов у некоторых экскурсантов. Хотя уровень безопасности во время выполнения полетов очень высокий, бывает трудно убедить гостей. Эта категория гостей исключается.
4. Туристы, имеющие некоторые проблемы со здоровьем, не могут быть допущены к полету.
5. Качка, вследствие возможно укачивание, «морская болезнь».
6. Закладывание ушей при взлете
7. Шум от движущихся винтов
8. Дороговизна экскурсий. Не каждый сможет позволить себе вертолетную экскурсию, данный продукт не будет пользоваться массовым спросом.
9. Невозможность использовать материалы из портфеля экскурсовода.
Вертолетная экскурсия, как и традиционная, выполняет информационную, развлекательную функции, расширяет кругозор и формирует интересы.
Вертолетная экскурсия содержит в себе обязательные признаки экскурсии:
• протяженность по времени, обычно от академического часа
• наличие экскурсионной группы (1- 20 человек)
• подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом
• четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление - осмотр экскурсионных объектов
• знакомство с объектами в движении и на остановках
Экскурсия на вертолете обладает следующими особенностями:
• Экскурсия на вертолете предполагает, что экскурсовод находится в кабине рядом с пилотом, так как ему в первую очередь необходим хороший обзор.
• Непосредственный контакт с экскурсантами не предполагается.
• Экскурсионные объекты находятся в поле зрения экскурсантов значительно долго, их показ и рассказ о них может продолжаться значительное время.
• В основном используется панорамный показ. Обзор объектов осуществляется через окна вертолета.
• Можно вести подробный рассказ об объектах, использовать эффект присутствия.
• В данной экскурсии исключена возможность использования портфеля экскурсовода.
• Объекты в иллюминаторе вертолёта появляются намного быстрее, чем в окне автобуса. Здесь важно уметь быстро сориентироваться. Картина сверху абсолютно другая. Трудно узнать знакомые здания и места.
• На взлёте и при посадке закладывает уши. И требуется пристегнуть ремни. Можно экскурсию не вести в эти моменты.
1.2. Методика организации и проведения экскурсии
Методика – от греческого слова метод – совокупность способов проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения цели.
Экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей. Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсии. Она делится на методику показа и рассказа.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов – ее подготовки и проведения.
Подготовка экскурсии включает три основных этапа:
1. Предварительная работа – подбор материалов, их изучение, отбор объектов.
2. Разработка экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, написание контрольного текста, работа над методикой проведения, подготовка методической разработки экскурсии, написание индивидуального текста экскурсии.
3. Защита экскурсии на маршруте
Работа над экскурсией начинается с определения ее цели. Это то, ради чего показываются экскурсионные объекты экскурсантам. Цели могут быть воспитательные, образовательные и т.д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
Тема экскурсии – это предмет экскурсионного показа и рассказа, главная мысль экскурсии.
Выбор темы зависит от спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики.
Отбор литературы и других материалов.
В ходе разработки подбирается литература по теме и составляется список. Помимо книг могут использоваться архивы, документальные фильмы, рассказы и воспоминания участников событий.
При разработке вертолетной экскурсии можно выделить следующие этапы:
1. Подбор материала, изучение экскурсионных объектов
2. Выделение целевой аудитории
3. Рассмотрение существующих экскурсий на рынке, у конкурентов
4. Отбор наиболее интересных объектов
5. Выбор темы экскурсии
6. Составление экскурсионного маршрута
7. Написание контрольного текста
8. Подготовка методической разработки экскурсии
9. Написание индивидуального текста экскурсии
10. Заключение договора с транспортной компанией, согласование полетного маршрута
11. Защита экскурсии
При разработке вертолетной экскурсии очень важно выделить ее целевую аудиторию. Вертолетная экскурсия - достаточно дорогой продукт, подойдет не для всех категорий туристов. Ввиду особенностей вертолетной экскурсии исключаются туристы с заболеваниями и со страхом полета и фобиями (клаустрофобия, аэрофобия). Не могут летать на вертолете туристы с заболеваниями сердца, после перенесенных операций, страдающие тромбообразованием. При респираторных заболеваниях также не рекомендуется летать на вертолете. Эти категории исключаются.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Биске Г. С. Григорьев С. В. Малинина Т. И. Смирнов А. Ф. Эпштейн Е. М. Онежское озеро. Петрозаводск: Карелия., 1975. 168 с.
2. В. А. Гущина, Б. А. Гущин Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1946–1979 гг.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. 138 с.
3. Гидробиология Петрозаводской губы Онежского озера. — Петрозаводск: КФ АН СССР, 1980. — 182 с.
4. Демидов И.Н., Колканен А.М., Лаврова Н.Б., Мельников И. В., Герман К. Э. Палеоэкологические условия в голоцене и освоение древним человеком побережья залива Вожмариха на юге Заонежского полуострова // Кижский вестник. Вып.6. Петрозаводск, 2001. С.233–235.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение // Учебник. – М: 2007
6. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — С. 197—384 с.:
7. Кедрова, И. В. Специфика методики экскурсионной работы и ее совершенствование. 2016. № 2. С. 22-30
8. Кижский вестник. Выпуск 18: [сборник статей] / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». – Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019.
9. Кочкуркина С. И. Археологические памятники корелы (V—XV вв.). - Л.: Наука, 1981. — 158 с.
10. Лобанова Н.В. Хронология и периодизация памятников с ямочно–гребенчатой керамикой на территории Карелии // Проблемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии. СПб., 2004. С.254–259.
11. Мельников И. В., Герман К. Э. Древние поселения южного Заонежья (мезолит – энеолит). Петрозаводск: ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”», 2013. с.52-120
12. Мельников И.В. Новые археологические памятники Южного Заонежья // Кижский вестник Вып.6. Петрозаводск, 2001. С.197–220.
13. Мельников И.В. Святилища Древней Карелии. Издательство Петрозаводского Университета, 1998, с.7-20, 61
14. Метаморфозы века // Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.
15. Н.А. Добрина // Экскурсоведение: учебное пособие. – М: Флинта, 2013 с.127 – 171
16. Озёра Карелии / Александров Б. М., Зыцарь Н. А., Новиков П. И., Покровский В. В., Правдин И. Ф. — Петрозаводск: Госиздат Карельской АССР, 1959. — С. 86—135. — 618 с. — 3000 экз.
17. Отв. ред.: Т. В. Краснопольская, В. П. Орфинский / Село Суйсарь: история, быт, культура // Петрозаводск: ПетрГУ, 1997. — 295 с.
18. Рябининские чтения-2007: Материалы научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера // Отв. ред Т.Г.Иванова // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007 с.120-205
19. Рябининские чтения-2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011.
20. Сингаевский В.Н. Карелия. Путеводитель. – Москва, АСТ, 2010. – с.141 - 169
21. Ученые и краеведы Карелии: биобиблиографические очерки / [под ред. Н. С. Михайловой, Ю. В. Литвин]; М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение культуры «Гос. историко-архитектур. и этнограф. музей-заповедник „Кижи“», Кар. регион. обществен. организация «Лига прибалтийско-финских народов». – Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2023. – 52 с.
22. Хохлова Т. Ю., Антипин В. К., Токарев П. Н. Особо охраняемые природные территории Карелии. (2-е изд., дополненное). — Петрозаводск: изд-во КарНЦ РАН, 2000. — 312 с.
23. Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности: учебное пособие / Н.М.Хуусконен, Т.М.Глушанок. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2006.
24. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / А. Д. Балюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 с.22-26, 82-150
25. Якубова Н.И. Карелия – Жемчужина Русского Севера // История, традиции и природные достопримечательности республики. – Москва, 2023 – с.27