Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество Марины Ивановны Цветаевой в последние десятилетия привлекает к себе заслуженное внимание читателей и критиков. К сожалению, в течение долгих лет её произведения в России не издавались и были незаслуженно забыты. Но сейчас наконец внимания удостоены самые различные аспекты творчества поэтессы — тематика её творчества, особенности языковой организации её произведений, особый их эмоциональный и экспрессивный настрой. Именно поэтому наше исследование представляется нам актуальным.
Также внимание исследователей привлекают трагические страницы жизни и смерти Цветаевой и те трагические события эпохи, которые отразились в её произведениях и во многом повлияли на формирование её особого трагического мировосприятия. Внимания также заслуживает и идейно-тематический диапазон её творчества.
Любовная тематика, несомненно, в лирике любого поэта занимает ведущее место — не стала исключением в этом отношении и М. Цветаева. «Чтобы понять творчество Марины Цветаевой, нужно в первую очередь посмотреть на неё, как на человека, для которого жить ― значило любить. «Без любви я вообще не живу…», ― писала она», — так определяет важность любовной тематики в поэзии Цветаевой В. А. Маслова.
Но помимо этого, она переживала многие события современной ей эпохи как события личные — и эти трагедии, смерти, разлуки также нашли отражение в её поэзии. Нас в нашей работе интересует, какая тематика была для Цветаевой наиболее характерна, и какие идеи воплотились в её произведениях.
Цель данной работы — проанализировать идейно-тематическое своеобразие поэзии М. Цветаевой.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко остановиться на некоторых особенно значимых моментах биографии поэтессы;
- указать самые общие основные особенности её поэтической манеры;
- проанализировать основные темы поэзии Цветаевой:
- мотив любви и ревности;
- мотив смерти близких и любимых;
- мотивы разлуки и потерь;
- мотивы разрушения прежних духовных ценностей и упадка России;
- рассмотреть, какие идеи лежат в основе её творчества.
Объектом нашего исследования является поэзия Марины Цветаевой, предметом исследования служит идейно-тематическое содержание её поэзии.
В своей работе мы использует описательный и сравнительно-сопоставительный методы.
Глава 1. Основные теоретические положения
1. 1 Некоторые вехи жизни и творчества М. Цветаевой
Личность поэтессы и события её жизни очень трудно отделить от её поэзии. «Для исследователей творчества М. Цветаевой характерно тесное переплетение биографии реального поэта и восприятия мира её лирической героиней. <…> Поэтому анализ цветаевской поэзии <…> неотделим от анализа человеческой личности поэта, особенностей её поведения и обстоятельств её судьбы», — пишет В. А. Маслова. Кроме того, в её жизни было много трагических событий — потери близких, смерть маленькой дочери, разлуки, эмиграция — которые не могли не отразиться в её лирике.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в 1892 году в семье профессора и директора Музея изящных искусств И. В. Цветаева. Стихи Цветаева начала писать в шести лет, а печататься — с шестнадцати. В 1910 году она издаёт свой первый сборник «Вечерний альбом». И этот сборник не остался незамеченным такими влиятельными критиками, как В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин.
В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона. Как пишет Д. Таубман, «её преданность Сергею продлится до конца жизни, её верность, в более узком смысле, продлится совсем недолго».
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми (Ариадной и Ириной) она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»).
1921 год традиционно определяется как переломный год в жизни и поэзии Цветаевой. С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Но, тем не менее, в такой изоляции, в таких лишениях Цветаева работала как поэт.
В 1937 Сергей Эфрон возвращается в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.
1. 2 Основная тематика поэзии Цветаевой
Но несмотря на все жизненные тяготы и лишения, которые пришлось пережить Цветаевой, ей было дано любить и быть любимой. «З. Фрейд утверждал, что основные базисные потребности человека ― любовь и страсть к смерти, разрушению». Именно эта тематика наиболее близка Цветаевой и проходит сквозь всё её творчество поэтессы, «котор
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
Источники
1. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М., 1990.
Научная литература
2. Адмони В. Марина Цветаева и поэзия ХХ века // Звезда — № 10 (1992)
3. Валгина Н. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой // Русская речь. 1978, № 6
4. Горчаков Г. Н. О Марине Цветаевой: Глазами современника. — USA: Antiquary, 1993
5. Евтушенко Е. Стихи не могут быть бездомными… // Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М., 1990.
6. Кудрова И. В. Просторы М. Цветаевой: поэзия, проза, личность. СПб., 2003
7. Кудрова И. Я вся курсивом! // Знамя, 2011, № 12
8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. — СПб.: Искусство СПб.
9. Маслова В. А. Марина Цветаева. Над временем и тяготеньем. Минск, 2000
10. Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. М., 2004
11. Орлов В. М. Цветаева. Судьба, характер, поэзия // Цветаева М. Избранные произведения. М., Л., 1965
12. Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века. — М.: Наука, 1995
13. Саакянц А. А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. М., 2000
14. Таубман Д. «Живя стихами…» Лирический дневник М. Цветаевой. М., 2000
15. Труайя А. Марина Цветаева. М., 2003
16. Цветкова М. В. Интонация как способ создания музыкальности в поэзии Марины Цветаевой // Традиции И.С. Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. Новгород, 2008