Фрагмент для ознакомления
2
Тенденции развития современного общества выдвигают новые требования к организации процесса развития подрастающей личности. В процессе воспитания и обучения должны быть созданы условия для формирования у детей дошкольного возраста самостоятельности, активности, инициативности, представлений об окружающем мире, нравственных и духовных ценностей, то есть для разностороннего развития личности. Данные требования определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который сегодня является основополагающим документом в сфере дошкольного образования.
Обозначенные в ФГОС ДО ориентиры развития и воспитания достигаются посредством различных видов деятельности детей дошкольного возраста, в том числе посредством чтения художественной литературы. Художественное слово способствует разностороннему развитию детей дошкольного возраста, так как расширяет кругозор, формирует представления об окружающем мире, приобщает к духовно-нравственным ценностям, вводит в мир культуры, выступает как универсальное средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
О роли детской литературы в разностороннем развитии детей высказывались В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов и другие писатели, критики, общественные деятели, педагоги (И.Н. Арзамасцева, В.В. Гербова Н.Н. Светловская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова). Детская литература – это функционирующая в детской среде часть общей литературы, представленная ребенку в специальных изданиях (книгах и периодике), включающих произведения словесного, изобразительного и дизайнерского искусства, доступные человеку в начале его жизни (в период детства) для опосредованного или самостоятельного восприятия картины образов мира с целью формирования и развития личности. Средствами художественной литературы происходит формирование личности, что делает актуальной проблемой теоретического и методического обоснования применения художественной литературы в процессе развития дошкольников.
Актуальность данной проблемы, необходимость ее изучения обусловили выбор темы исследования: «Художественная литература как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить возможности художественной литературы в процессе разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности художественной литературы как средства разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть пути и способы развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть тематику и проблематику художественных произведений для детей дошкольного возраста.
4. Изучить возможности художественной литературы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психофизическая характеристика старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают различные виды деятельности. Согласно ФГОС ДО, игра, общение и познавательная деятельность являются сквозными видами деятельности дошкольников, который имеет важное значение в формировании личности. Также в дошкольном возрасте дети приобщаются к художественной литературе [22].
Для обоснования роли художественной литературы в формировании личности, необходимо рассмотреть психофизические особенности развития детей старшего дошкольного возраста: особенности развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, мышления, а также особенности развития познавательных интересов и активности старших дошкольников.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте совершенствуется и обеспечивает получение информации об окружающем мире посредством различных органов чувств. Для познавательной деятельности необходимы все виды восприятия – зрительное, слуховое, осязательное, пространственное. У старших дошкольников закрепляются и расширяются представления о сенсорных эталонах, формируются новые представления о явлениях и объектах окружающей действительности. Р.С. Буре отмечает, что благодаря различным видам восприятия у старших дошкольников накапливаются представления об окружающем мире, что создает основу для развития логического мышления, которое оперирует различными понятиями, дает возможность их сравнивать, обобщать, группировать [4].
Значительную роль в формировании личности детей старшего дошкольного возраста играет внимание. Благодаря тому, что оно становится более произвольным, дети осваивают навыки управления вниманием. Особенно это актуально при организации развивающих занятий с детьми. Совершенствуются все характеристики внимания – увеличивается его объем, устойчивость, переключаемость и другие свойства. В старшем дошкольном возрасте развивается способность выполнять задания по словесной инструкции, осуществлять самоконтроль действий, корректировать их. При этом важную роль играет речь, которая выполняет функцию планирования и регуляции деятельности. В удержании внимания также важны волевые процессы, а также свойства характера, такие как инициативность, настойчивость, самостоятельность и другие. Как считает Л.С. Выготский, познавательная деятельность невозможна без внимания, так как внимание – это сквозной познавательный процесс, который лежит в основе любых видов деятельности человека [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азиметова Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16-24.
2. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» / О.В. Акулова, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 192 с.
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Педагогика, 2001. – 234 с.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 80 с.
5. Воронова И.С. Художественная литература как средство развития связной речи старших дошкольников / И.С. Воронова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4-1. – С. 61-65.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2019. – 431 с.
7. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Юрайт, 2019. – 110 с.
8. Жирова М.В. Формирование у дошкольников интереса к чтению через взаимодействие между детским садом и библиотекой / М.В. Жирова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VII Международной научной конференции. – Краснодар, 2019. – С. 8-10.
9. Иванова М.К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки / М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – С. 65-68.
10. Левченко Е.В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е.В. Левченко, Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7 (17). – С. 9-12.
11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
12. Мардашова Р.С. Детская литература как средство воспитания и обучения дошкольников и младших школьников: историко-педагогические аспекты / Р.С. Мардашова, Л.В. Рахматуллина // Казанский педагогический журнал. – № 6. – 2020. – С. 155-160.
13. Нагина Е.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения детской художественной литературы / Е.В. Нагина // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 77-86.
14. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя / Т.А. Новикова. – Дмитров: Издательский дом «Вести», 2010. – 20 с.
15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / род ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 с.
16. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 218 с.
17. Селиванова О.В. Показательная библиотека по детскому чтению и институт детского чтения: два центра изучения детской литературы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2022. – Т. 226. – С. 133-140.
18. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, Д.А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
20. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я»: методический словарь-справочник / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
21. Ушакова О.С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О.С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23-31.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: в редакции 2023 года. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
23. Фролова И.С. Развитие монологической речи детей 5-6 лет в процессе обучения пересказу литературных произведений / И.С. Фролова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-1. – С. 302-306.
24. Ханова Т.Г. Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, А.А. Гузь // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 266-269.
25. Эннанова Л.Ф. Экспериментальная работа по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Л.Ф. Эннанова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 5 (13). – С. 7-10.