Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одной из основных задач современной образовательной организации является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей. Человек в 21-м веке живёт чрезвычайно интенсивно. Сегодня далеко не все дети имеют достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры.
Родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут сегодня малоподвижный образ жизни. Они часто задаются вопросом, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. Физическая культура необходимо всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности, у детей крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная и сосудистая системы. Растет сопротивляемость организма заболеваниям и повышается уровень морально психологической устойчивости.
Ребенку необходимо самовыражение, внутренний контроль, координация движений и способность быть настойчивым и любознательным. Ребёнок должен получать удовлетворение и удовольствие от физической и умственной деятельности. С этим хорошо справляются подвижные и спортивные игры.
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир. Увлекательное содержание подвижных игр и их эмоциональная насыщенность, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям. Игры помогают детям обретать все необходимые физические качества, получать в игре силу и ловкость.
Несмотря на то, что проблема развития быстроты у младших
школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных
трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложной психолого-педагогической проблемой. Это создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному образованию и общепринятым опытом обучения и развития;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких игр необходимо развивать быстроту младших школьников? Вышеперечисленное обусловило выбор темы работы «Подвижные игры как средство развития быстроты у детей младшего школьного возраста».
Цель работы: изучить и обосновать необходимость подвижных игр как средства развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к подвижным играм.
Предмет исследования: развитие физических качеств и развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия подвижные игры и их влияние на детей младшего школьного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику развития детей младшего школьного возраста.
3. Описать организационно-педагогические условия проведения подвижных игр как средства развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
4. Предложить методические рекомендации при проведении подвижных игр как средства развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, диагностика, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса проведения подвижных игр как средства развития быстроты у детей младшего школьного возраста
1.1. Анализ понятия подвижные игры и их влияние на детей младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста должны непрерывно развиваться различные физические качества. Это решается посредством уроков физической культуры, физкультминутками и подвижными играми. Задачи при этом поставлены следующие:
- укрепление здоровья;
- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни .
Подвижные игры – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом. Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка. При этом он получает первоначальную адаптацию в области общественного поведения.
В процессе проведения с младшими школьниками подвижных игр, учителю необходимо удерживать внимание детей. Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве. Это поведение физиологически оправдано, поскольку выполнение различных движений препятствует чрезмерному напряжению мышц ребёнка. Так организм сам себе обеспечивает саморегуляцию. Различные движения руками, ногами, туловищем одновременно служит сигналом для учителя, что учащиеся утомлены и излишняя подвижность может позже смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.
Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде активных физических упражнений и в виде подвижных игр, или их элементов. Подвижные игры служат непродолжительным активным отдыхом и небольшой паузой с выполнением несложных физических движений. Для проведения подвижных игр можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать игры интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету и др .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабунова, Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства [Текст] / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №13. — С. 147−155.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Текст] / И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2017. – 431 с.
3. Бурда, С.А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 19.01.2024).
4. Гогоберидзе, А.Г. Школьная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с.232.
5. Гончаров, В. И. «Память на движения» как специальный вид памяти [Текст]: монография /В.И. Гончаров. — Владивосток, Издательство ДВГУ, 2008. — С. 224.
6. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Ю. Горская, И. Я. Суянгулова.Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 221 с.
7. Гребнева, Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 19.01.2024).
8. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - с. 188-195.
9. Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития [Текст]: монография / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 288с. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст]: учебник для вузов / Ю. И. Евсеев. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
10. Иванова, В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 19.01.2024).
11. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение. - 2010. – 235с.
12. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148с.
13. Курысь, В.Н. Образование детей младшего школьного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект [Текст]: монография / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова. — Ставрополь: Ставрополье, 2006. — 224с.
14. Логвинова, О. Ю. Формы физкультурно-оздоровительной работы / О. Ю. Логвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40118/ (дата обращения: 19.01.2024).
15. Поварницына, Е. А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/ (дата обращения: 19.01.2024).
16. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник. – М.: Просвещение, 2009. – с.214.
17. Рыкова, М.А. Физическое оздоровление детей младшего школьного возраста при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 19.01.2024).
18. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823-825.
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М., - 2009. – 169 с.
20. Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/(дата обращения: 19.01.2024).