Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в России в настоящее время горнолыжный туризм является востребованным и перспективным видом туризма, особенно в сфере туризма Краснодарского края. В последние годы горнолыжные курорты ежегодно пополняются новичками, которые хотели бы заняться горнолыжным катанием и восхождением на горные вершины, то подобные туры пользуются особым спросом как среди спортсменов, так и среди обычного населения.
Проведение отдыха на горнолыжных курортах привлекает все больше туристов, его выбирают активные молодые и спортивные люди, очень часто в горы приезжают семьи с детьми. Чтобы провести отпуск или каникулы в горах, теперь не нужно ехать далеко, в зарубежные страны – в России функционируют отечественные горнолыжные курорты. Причиной возросшего спроса стало развитие туристической инфраструктуры, организация комфортного отдыха, строительство современных трасс и подъемников, возможность совершить восхождение на горные вершины.
Сотни тысяч отдыхающих выбирают Кавказ, их привлекает европейский уровень сервиса в отелях, высококвалифицированные инструкторы и недорогой прокат качественного спортивного снаряжения.
В данной работе проводится разработка программы горнолыжного тура в Краснодарском крае, в частности – город Сочи. Туристов из разных стран привлекает возможность восхождения на снежную вершину гор, а также покататься на лыжах или сноуборде по широким и пологим склонам горы. Местные трассы могут осваивать лыжники и сноубордисты с различной подготовкой и опытом. Кроме того, в регионе в 60-х годах ХХ века была построена первая канатная дорога.
Объектом исследования является горный массив Краснодарского края, который имеет огромный туристический потенциал.
Предмет исследования - выступает разработка тура на горнолыжный курорт в районе Сочи, В Кавказские горы.
Целью рассматриваемой темы является формирование туристского продукта горнолыжного туризма и оценка его экономической эффективности - горнолыжного тура.
Исходя цели, решались следующие задачи:
-изучить условия развития горнолыжного туризма в России и его современное состояние;
-изучить туристический потенциал Краснодарского края;
-изучить спрос и емкость рынка туризма в Краснодарском крае;
-проанализировать горнолыжный потенциал города Сочи;
-разработать программу горнолыжного тура с восхождением на гору в Краснодарском крае.
Основными методами исследования послужили следующие: статистические методы, индукции и дедукции, методы изучения документов, сравнительного анализа и другие.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИЗМА
1.1. Определение горнолыжного туризма
Горнолыжный туризм с каждым годом набирает популярность в индустрии туризма, так как он привлекает туристов путешествием в горы, катанием с высоких круч, своей экстремальной уникальностью, и тем, что положительно влияет на здоровье. Горнолыжный туризм любят не только профессиональные спортсмены, но и обычные туристы, кто желает провести зимний отдых в горах, полюбоваться великолепными зимними пейзажами, ослепительными белоснежными вершинами гор, покататься на крутых горных склонах, и, конечно же, подышать чистым горным воздухом.
Горнолыжный туризм представляет собой туристские услуги, которые оказываются в горно-туристических комплексах [5,с.83]. Туристический комплекс в горах можно охарактеризовать как совокупность организационных, технических, технологических средств и оказываемых услуг, которые обеспечивают активный и пассивный отдых в горах. Данный вид туризма связан с катанием с гор на лыжах, санях, сноубордах, и прочих спортивных инструментах, а также с различными физкультурно-оздоровительными и туристско-рекреационными мероприятиями в горах. Горнолыжный туризм включает в себя, как правило, горные лыжи и сноубординг.
Ключевой задачей горного туризма выступает прохождение рельефно-ландшафтных препятствий по снежно-ледовой и заснеженной поверхности на лыжах или сноуборде, а для более сложной категории туризма - с восхождениями на вершины гор в суровых условиях горной местности и холодной климатической зоны.
Горные лыжи - это очень старый вид спортивного туризма, наиболее бурная эволюция которого наблюдается в последние десятилетия, когда с каждым годом растет количество людей, которые желают посетить горные курорты, спортивные базы, кататься на лыжах по горным трассам. За прошедшие годы горнолыжный сервис для этих туристов становится все более качественнее, разнообразнее, улучшается инфраструктура, появилось много комфортабельных отлей в зоне высокогорного отдыха.
Катание на лыжах в горах как спорт исторически обрело популярность во второй половине XIX века, когда в России в 1895 году был основан первый клуб лыжников в Москве. В советское время импульс для быстрого развития горнолыжного спорта связан с молодым офицером Андреем Андреевичем Жемчужниковым, которого называют основателем нового вида спорта в России. Именно он стал организатором первых соревнований по горнолыжному спорту в СССР [11,с.126].
Лыжный туризм многообразен и включает не только простое катание на лыжах, но и дальние лыжные путешествия, походы и экскурсии, прохождение на лыжах сложных туристских маршрутов, в том числе с преодолением природных препятствий, таких, как перевалы, вершины гор и и другие. У туристов очень популярен и сноубординг, так как многие туристы-экстремалы стремятся получить острые ощущения и незабываемые впечатления. Однако это более агрессивный вид спорта, в отличие от горных лыж, и потому он более опасен, требует определенных навыков и физической подготовки от туриста. Сноубординг представляет собой вид активного отдыха - спуск по крутым склонам с заснеженных гор на сноуборде [12, с. 47].
Родина сноуборда - Америка, именно там в шестидесятых годах ХХ-го века его открыл Шерман Поппен, который в 1965 году сделал для своей дочери «снефер» (snurfer - это snow («снег») и surf - «сёрф» - снежный серф), который имел вид пары лыж, скрепленных в одно целое. А затем предприимчивый американец зарегистрировал свое право на это изобретение. А через девять лет в 1979 году впервые в истории спорта состоялся Мировой чемпионат по снёрфингу в окрестностях города Гранд Рапидс.
Этот чемпионат возвел снёрфинг в статус нового самостоятельного вида спорта и стал первым в истории соревнованием по сноуборду.
В России же массовое признание сноуборд получил только в 90-х годах прошлого века, когда известный футбольный комментатор Владимир Маслаченко привез в Россию первый сноуборд. С тех пор этот вид спорта активно развивается, многие туристы едут в горы только для того, чтобы покататься в горах на сноуборде.
1.2. Значение горнолыжного туризма для развития страны
Горнолыжный туризм как один из экстремальных видов спорта, требует от туриста хорошей физической подготовки, соблюдения мер по безопасности отдыха, предоставление туристам качественного сервиса. Для организации горнолыжного туризма не все территории подходят, а только те, у которых определенные природно-климатические и инфраструктурные условия: например, наличие комфортных горнолыжных трасс, подъемников, канатных дорог и прочее.
Для качественного горнолыжного отдыха каждый горнолыжный центр должен иметь полный перечень определенных условий, а именно: средства размещения; горнолыжные школы; учебные склоны; разные по сложности и протяженности трассы; систему подвесных и буксировочных подъемников; пункты проката спортивного инвентаря; службу трасс; спасательную службу; центры торговли и общественного питания [15,с.96].
Непосредственно около горнолыжных комплексов, помимо мест развлечений, строятся отели и гостиницы и другие средства размещения для удобства и комфорта отдыха туристов. Здесь же расположены пункты проката спортивного инвентаря, которые оснащены новейшими компьютерными системами, благодаря чему обслуживание клиентов осуществляется быстро и без очередей.
При выборе горнолыжных курортов туристы учитывают протяженность и разнообразие горнолыжных трасс, которые бывают трудными и легкими, длинными и короткими. Основными характеристиками горных трасс являются следующие: их протяженность - длина, м; ширина, м; профиль, крутизна, градус; рельефные сложности, например, крытые виражи, бугры, обрывы и канавы; препятствия - скалы, каменистые завалы, деревья, риск схода лавин. Рельеф горной трассы или склона - это продольный профиль, с уклоном и перепадом высот, крутизной, длиной и различными неровностями трассы или склона [8,с.54]. Основные требования к горнолыжным трассам представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Требования для горнолыжных трасс по категориям
Требования Зеленая Синяя Красная Черная
Рельеф ландшафта Легкий Легкий
(Разнообразный) Средний С большим наклоном, разнообразный
Снежный покров (хорошо обработанный, без оголенных мест) Да Да Да Да
Профиль участка Легкий Легкие разнообразные наклоны Разнообразный без резких границ и боковых наклонов С разным отклонением и соответствующим соединением наклонов
Ширина трассы 15 - 40 м 20 - 40 м 30 - 40 м 35 - 40 м
Угол наклона трассы (продольный и поперечный наклон)в % От 5% до 15% До 25% До 40% Свыше 40%
Опасные участки Не допускаются Следует избегать Допускаются в порядке исключения. Их следует обязательно обезопасить Следует избегать наклон свыше 60%, резкие боковые наклоны, при этом их необходимо обязательно обезопасить
Пропускная способность канатной дороги в час должна быть меньше или равна пропускной способности лыжной трассы Да Да Да Да
Обеспечение подхода к лыжной трассе и поддержка сооружений в хорошем состоянии Да Да Да Да
Виды трасс по степени сложности бывают следующие: «черная» - это высокий уровень сложности; «красная» - средний уровень сложности; «синяя» - низкий уровень сложности; «зеленая» - для начинающих.
На «зеленых» трассах склоны имеют более ровный р
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. [Текст] : учеб. пособие для вузов /А.Ю. Александрова. – Москва.: Аспект Пресс, 2019. – 464 с.
2. Бургонова Г.Н. Гостиничный и туристский бизнес. [Текст] : учеб. пособие / Г.Н. Бургонова. - Москва.: Финансы и статистика, 2018. – 296 с.
3. Бове Л.К. Современная реклама в туризме. [Текст] : учеб. пособие / Л.К. Бове. - Москва.: МГУ, 2021. - 215 с.
4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. [Текст] : учеб. пособие / В.Г. Гуляев. - Москва.: Нолидж, 2017. – 195 с.
5. Дурович А.П. Реклама в туризме. [Текст] : учеб. пособие / А.П. Дурович. - Минск: БГЭУ, 2019. – 185 с.
6. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. [Текст] : учеб. пособие / А.П. Дурович. - Москва.: Финансы, 2020. – 315 с.
7. Зубец А.К. Особенности управления риском в туризме. /А.К. Зубец. //Страховое дело. №2.2020. с.45-48.
8. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. [Текст] : учеб. пособие / Е.Н. Ильина. - Москва.: Финансы и статистика, 2018. – 277 с.
9. Квартальнов В.А. Финансирование туризма [Текст] : учебник. /В.А. Квартальнов. – Москва.: Финансы и статистика. 2020. – 320 с.
10. Липец Е.В. Формирование эффективной политики продаж туристских услуг. [Текст]. /Е.В.Липец. //Туризм. 2016. № 10. С. 12-15.
11. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама, и информация в туризме. [Текст] : учеб. пособие / Р.Ю. Попова. - Москва.: Диалог-МГУ, 2020. - 284 с.
12. Сенин В.С. Организация международного туризма. [Текст] : учеб. пособие / В.С. Сенин. - Москва.: Дело, 2017. – 275 с.
13. Сафронова Н.А. Экономика гостиничного бизнеса. [Текст] - Москва.: Юрист, 2018. – 280 с.
14. Саркисян Э.Н. Рекламная деятельность в гостиничном бизнесе. – 3е изд., перераб. и доп. [Текст] - Москва.: Кнорус, 2019.- 287с.
15. Самихов М.М. Резервы снижения затрат в системе гостиничного бизнеса. [Текст] - Москва.: Приор, 2019. – 290 с.
16. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. [Текст] - Москва.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел - синтез»», 2020. - 272 с.
17. Филатов О.Р. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст]/ - Москва.: Финансы и статистика, 2019. – 233 с.
18. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. [Текст]/ А.Д. Чудновский. - Москва.: Тандем, Издательство ЭКМОС, 2020. – 168 с.
19. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов:2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Под ред. А.И. Руденко.- Москва.: МГУ, 2012.-475с.
20. Яковлев В.Ф. Экономика туризма. /Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Под ред. А.И. Руденко.- Москва.: МГУ, 2021. -475с.