Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обществу всегда требовались и требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как все остальные люди и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Про таких людей часто говорят, что они мыслят нестандартно и творчески. Проблема изучения творческих способностей, в том числе, изобразительная и прикладная деятельность детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, педагогов и психологов.
Ведущей целью целостного образовательного процесса является развитие личностных индивидуальных качеств детей. Также необходимо формирование их эстетических и этических ценностей. За эстетическим воспитанием ребёнка стоит не только формирование его эстетических наклонностей. Эстетическое воспитание занимает достаточно важное место во всей системе образовательного процесса. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей жизни. Многие писатели, педагоги, и деятели культуры отмечают важность вопросов эстетики в младшем школьном возрасте.
Можно отметить также психологические особенности развития мыслительной и эмоциональной сфер младших школьников. К ним относят высокую эмоциональную восприимчивость, гибкость и раскованность воображения. Именно в младшем школьном возрасте ребенок чувствителен к влиянию слова, красок, музыки и др. Личностные качества, которые демонстрирует творческий человек, не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности младших школьников. Большую роль в этих процессах играют традиционные и нетрадиционные формы обучения на внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному искусству.
Поддержка талантливых и одарённых детей всегда была одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Согласно требованиям ФГОС на каждой из образовательной ступени, начиная от ДОУ и заканчивая вузом, такая работа не является спонтанной. Планомерная и упорядоченная работа с детьми в области изобразительной творческой деятельности проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно прикладному искусству.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях.
Предмет исследования: формы и методы декоративно прикладного искусства на внеурочных занятиях младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия эстетическое воспитание в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Рассмотреть формы и методы внеурочной деятельности по декоративно прикладному искусству.
3. Описать организационно-педагогические условия эстетического воспитания на внеурочных занятиях по декоративно прикладному искусству.
4. Предложить методические рекомендации по эстетическому воспитанию на внеурочных занятиях по декоративно прикладному искусству.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение. наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
1.1. Анализ понятия эстетическое воспитание в условиях реализации ФГОС НОО
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Такое возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы способствуют формированию и развитию творческих способностей младших школьников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается, интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
В современном образовании воспитательным процессам школьников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени общего образования. Современная образовательная модель отличается от традиционной модели, поскольку в её основе лежит системно-деятельностный подход. Если в традиционной образовательной среде предъявлялись требования к сформированным знаниям, умениям и навыкам, то в системно – деятельностном подходе помимо предметных результатов. требования предъявляют к сформированным универсальным учебным действиям (УУД).
Весь образовательный результат, который регламентируется ФГОС НОО, подразделяется следующим образом:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Группа формируемых УУД классифицируется следующим образом:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Можно в данном случае говорить о том, что личностный образовательный результат и коммуникативные УУД относятся к воспитанию школьников. В связи с этим к процессам воспитания в современной образовательной организации сегодня предъявляют несколько иные требования. В каждой школе сегодня существует своя Рабочая программа воспитания. Педагоги и классные руководители разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь учебный год.
Современная образовательная среда, разрабатываемая на столь комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности младших дошкольников является важнейшей составной частью педагогической деятельности. Целью эстетического воспитания в образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов образования нельзя полностью вычленить из общего процесса воспитания, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер.
Базовой составной частью эстетического воспитания являются воспитание и образование человека. В литературе часто упоминается о том, что, если речь идёт об образовании в целом, это означает, что процесс воспитания школьников там уже заложен. Поскольку понятие образование подразумевает реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие личности школьника. в связи с эти необходимо разводить понятия образование и обучение. Безусловно, перед педагогами стоит вопрос, каким должно быть содержание эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, отвечающее всем современным требованиям.
В младшем школьном возрасте у детей закладывается основа нравственного и эстетического сознания. Происходит понимание существующих моральных норм поведения. У ребёнка начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений. Проблема эстетического воспитания в школе - это проблема современного мира вообще. Современной молодежи сегодня бывает трудно оценить эстетическую красоту чего либо, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. При этом главная задача, стоящая перед современной школой, была и остаётся - воспитание гармонично развитой личности. Именно эстетическому воспитанию принадлежит здесь значительная роль. Многие специалисты считают, что такие виды искусства, как изобразительное, музыкальное, танцевальное и др., являются сегодня в современной школе сильно недооценёнными [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 22.01.2024).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 22.01.2024).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108
(дата обращения: 22.01.2024).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 22.01.2024).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 22.01.2024).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 22.01.2024).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
21. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/(дата обращения: 22.01.2024).
22. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - С. 219-226.
23. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 22.01.2024).
24. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 22.01.2024).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.