Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО И ЗИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ С РАС
1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «гнозис» в психолого-педагогической литературе
Гнозис буквально означает узнавание. Наша ориентация в окружающем нас мире связана с распознаванием формы, размера, пространственного соотношения объектов и, наконец, с пониманием их значения, которое содержится в названии объекта. Этот запас информации об окружающем нас мире состоит из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и хранится в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сравнение полученных данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса — агнозия, суть которого заключается в том, что при сохранении восприятия объектов теряется ощущение их "знакомости" и окружающий мир, ранее столь знакомый в деталях, становится чужим, непонятным, лишенным смысла.
Но гнозис нельзя представить как простое сопоставление, распознавание образов. Гнозис - это процесс непрерывного обновления, уточнения и конкретизации образа, хранящегося в матрице памяти, под влиянием его многократного сравнения с полученной информацией [11,].
Представление о зрительном гнозисе как сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психическое развитие ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. Согласно этим теориям, зрительный гнозис рассматривается как процесс, включающий в себя внимательный (attention), мнемонический (memory), ментальный, эмоциональный и другие компоненты.
В отечественной психологии зрительный гнозис рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий.
Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой- либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.
Зрительная агнозия возникает при поражении затылочной коры головного мозга. Ребенок видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть разные варианты. В некоторых случаях ребенок правильно описывает внешние свойства объекта (цвет, форму, размер), но не может распознать объект.
Например, ребенок описывает яблоко как "что-то круглое, розовое", не узнавая яблоко в яблоке. Но если вы дадите ребенку этот предмет в руки, он узнает его, когда потрогает. Бывают моменты, когда ребенок не узнает знакомые лица. Некоторые дети с этим расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, родимое пятно и т.д.). В других случаях ребенок-агностик распознает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется, эти случаи относятся к группе речевых расстройств.
При некоторых формах зрительной агнозии нарушается пространственная ориентация и зрительная память. Практически даже при распознавании объекта можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый объект невозможно сравнить с его изображением в гностической матрице. Но бывают и случаи, когда при повторном предъявлении предмета ребенок говорит, что он его уже видел, хотя все еще не может его узнать. При нарушениях пространственной ориентации ребенок не только не узнает ранее знакомые лица, дома и т.д., но и может много раз проходить по одному и тому же месту, сам того не подозревая.
Часто распознавание букв и цифр страдает из-за зрительной агнозии, и наблюдается потеря способности к чтению. Изолированный тип этого расстройства будет проанализирован при анализе речевой функции [16].
Для изучения зрительного гнозиса используется набор объектов. Предъявляя их испытуемому, его просят идентифицировать, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, а какие меньше. Также используется набор картинок, цветных, монохромных и контурных. Они оценивают не только распознавание предметов, лиц, но и сюжетов [15].
Следует иметь в виду, что дети усваивают контурные картинки хуже, чем цветные и монохромные. Понимание сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. В то же время агнозия в классической форме у детей встречается редко из-за неполной дифференцировки корковых центров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем формирования / Э. Дж. Айрес. – М.: Теревинф, 2013. 3-е изд. – 272 с.
2. Анита Банди. Сенсорная интеграция: теория и практика [Текст]: Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с [англ.] и научн. ред. Д.В. Ермолаева. 2-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 768 с.
3. Антипова, Е.В. Введение в коррекционную педагогику : метод. обеспечение курса / Е.В. Антипова, А.В. Бычкова. – Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – 52 с.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архи-пова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 256 с.
5. Банди А., Мюрей Ю., Лейн Ш. Сенсорная интеграция: теория и практика. М.: Теревинф, 2018. 768 с.
6. Башаева Т.В. Формирование восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия формирования, 1997. 237 с.
7. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Министерство образования и науки Российской Федерации, Международный институт аутизма/О Б. Богдашина. - Красноярск, 2014 - 179 с.
8. Варенова, Т.В. Коррекция формирования детей с особыми образовательными потребностями : учебно-методическое пособие ∖ Т.В. Варенова. – М. : Форум, 2017. – 272 с.
9. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
10. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. М.: Просвещение, 1973. – 95 с.
11. Волошина А.А. Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройством аутистического спектра / А.А. Волошина // Актуальные научные исследования в современном мире, 2017. – № 5–1. – С. 190–194.
12. Воспитание и формирование детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2010. 224 с.
13. Выготский, Л.С. Психология формирования человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
15. Зайцева, И.А., Коррекционная педагогика ∖ И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина ∖ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н∖Д : Изд. центр «МарТ», 2012. – 304 с.
16. Ихсанова С.В. Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «Издательство
«ДетствоПресс»,2017.-208с.
17. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. – М.: Теревинф, 2017. 7-е издание, 240 с.
18. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 240 с.
19. Контрольный чек-лист для составления сенсорного портрета ребёнка. Первичный опросник для работы с родителями ребенка, который поможет понять, как работают сенсорные системы данного ребенка в общем (материалы вебинара «Сенсорная интеграция в теории и практике».
«PROшкола онлайн», 2021. URL: https://www.ds62spb.ru/wp- content/uploads/2021/05/Kontrolnyj-chek-list-dlya-sostavleniya-sensornogo- portreta-rebenka.pdf
20. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений ∖Б.П. Пузанов, А.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2009. – 160 с.
21. Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребёнок. М.: Редактор, 2012. 396 с.
22. Кувшинова И.А. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в инклюзивном образовательном пространстве / И.А. Кувшинов, Е.Л. Мицан // Modern developmental psychology: main trendsand prospect sofresearch. – Prague, 2016. – 139 с.
23. Лынская М.И. М.А.Р. (Motive, Adaptive, Play) метод активации и формирования речи у детей с нарушениями в развитии [Текст] / М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2018. – 104 с.
24. Лынская, М.И. Преодоление алалии и задержки речевого формирования у детей. Метод сен-сорно-интегративной логотерапии [Текст]: конспекты занятий / М.И. Лынская. – М.: Изд. ЛОГОМАГ, 2015. – 90 с.
25. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсорноинтеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gdou93.ru/assets/files/sensornayaintegracziya.pdf (дата обращения: 30.04.2022).
26. Миненкова И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического формирования / И.Н. Миненкова, С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 86–92.
27. Миненкова И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического формирования // Миненкова И.Н. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-методпособие/ С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. С. 86-92.
28. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического формирования в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. Пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.
29. Переверзева Д.С. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Д.С. Переверзева, Н.Л. Горбачевская //Современная зарубежная психология. – 2013. – Т.2. – № 2. – С. 130–142.
30. Реабилитация детей в домах ребёнка / под редакцией В. А. Доскина, З. С. Макаровой. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.
31. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
32. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 - 70 с.
33. Сенсорная интеграция – теория и практика, упражнения для детей, плюсы и минусы [Электронный ресурс] – режим доступа: https://womanadvice.ru/sensornayaintegraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya- dlya-detey-plyusy-i-minusy (дата обращения: 66 06.05.2022).
34. Сингатуллина И.И. Сенсорная интеграция детей я расстройстовами аутистического спектра // И.И. Сингатуллина, А.И. Каримуллина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2017. – № 2. – С. 212–215
35. Строганова Т.А. Нарушение механизмов ориентировки внимания к новому стимулу у детей с синдромом аутизма / Т.А. Строганова, Е.В.
Орехова, М.М. Цетлин, И.Н. Посикера, А.О. Прокофьев, Е.Ю. Обухова. – М., 2009. – С. 117–120.
36. Сунагатуллина И.И., Каримуллина А.И. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия детей с РДА // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 74 международной научно-практической конференции / под ред. В.М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. Гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова. – 2016. – Т. 3. – С. 195–197.
37. Суслова Е.Н. Педагогика. Сенсорное формирование детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для всей семьи
«Дошкольник» URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/1972-sensornoe- razvitiedeteiy-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.08.2022).
38. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сб. метод. материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»/ науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И.; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2018. 140 с.
39. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 52-59.
40. Хохрякова Ю. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. 2017. – 128 с.
41. «Шесть чувств» - сенсорное формирование ребёнка дома, на улице, на даче, в сенсорном саду (методические рекомендации для родителей). ГБУ Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов». Руководитель д.м.н., профессор В.А. Бронников, г. Пермь, 2020.
42. Янушко Я.А. Сенсорное формирование детей раннего возраста 1-3 года. М.: Владос, 2016. 354 с.