Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика физиологических и психологических особенностей у юношей 13-16 лет в дзюдо……………………………..…. 5
1.1. Анализ научно-методической литературы по анатомо-физиологическим особенностям юношей 13-16 лет в дзюдо…...….. 5
1.1.1. Особенности развития центральной нервной системы и эндокринного аппарата………………………………………… 5
1.1.2. Особенности развития опорно-двигательного аппарата. 6
1.1.3. Особенности развития кардио-респираторного аппарата…………………………………………………………. 6
1.1.4. Особенности обмена веществ и энергии………………. 7
1.1.5. Анатомо-физиологические особенности адаптации организма к физическим нагрузкам в избранном виде спорта……………………………………………………………..
1.2. Анализ научно-методической литературы по психологическим особенностям юношей 13-16 лет в дзюдо …... 8
9
1.2.1. Особенности социального развития ……….…................... 9
1.2.2. Особенности ведущего типа деятельности.…………...…… 10
1.2.3. Особенности развития познавательной сферы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь) 11
1.2.4. Влияние занятий дзюдо на психологические особенности юношей 13-16 лет.……........................................... 12
Глава 2. Средства и особенности методики развития силовых способностей у юношей 13-16 лет в дзюдо ………………….……….…… 16
2.1. Характеристика силовых способностей………………….…… 16
2.1.1. Виды, сенситивные периоды……………………….…… 17
2.1.2. Средства развития………………………………….…….. 18
2.1.3. Методы развития…………………………………..……... 20
2.2. Особенности методики воспитания силовых способностей…. 24
2.2.1. Методика воспитания силовых способностей в дзюдо у юношей 13-16 лет ………………….….………….…………... 24
2.2.2. Контрольно-измерительные тесты……………….…..… 16
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….. 30
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современный уровень развития спорта предъявляет требования к повышению качества дзюдоистов на различных этапах тренировочного процесса. Бои характеризуются высокой интенсивностью технико-тактических действий, требующих от спортсменов приложения максимальной мышечной силы и проявления их в быстро меняющихся условиях.
Расширение отечественной борцовской школы, а также наращивание научно-технического потенциала, позволяющего основным конкурентам детально изучать особенности технического мастерства ведущих борцов России, требуют постоянного исследования и тщательного изучения и анализа содержания и методики формирования и совершенствования технического мастерства бойцов на различных этапах многолетней подготовки и распространение огромного опыта, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом [5].
При большом количестве исследований и методических работ по единоборствам следует отметить, что одной из проблем в теории и практике спортивной борьбы является отсутствие методики обучения на начальных этапах обучения и проблемы совершенствования при работе в юными дзюдоистами.
Данная проблема актуальна, что объясняется постоянной конкуренцией борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических мероприятий, наличием большого количества школ разного направления в технической подготовке спортсменов и их частой сменой.
Особенно важна работа по развитию силовой выносливости юношей 13-16 лет в дзюдо.
Объект: тренировочный процесс юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
Предмет: Выносливость юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
Цель: исследовать научно-методическую литературу по развитию выносливости у юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
Задачи:
1) Проанализировать существующую научно-методическую литературу по анатомо-физиологическим особенностям юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо
2) Проанализировать научно-методическую литературу по психологическим особенностям юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
3) Проанализировать научно-методическую литературу по развитию выносливости у юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
4) Проанализировать научно-методическую литературу по методике развития и контрольно-измерительным тестам выносливости у юношей 13-16 лет, занимающихся дзюдо.
Глава 1. Общая характеристика физиологических и психологических особенностей у юношей 13-16 лет в дзюдо
1.1. Анализ научно-методической литературы по анатомо-физиологическим особенностям юношей 13-16 лет в дзюдо
1.1.1. Особенности развития центральной нервной системы и эндокринного аппарата
Одну из ведущих ролей в развитии двигательной функции у детей играет центральная нервная система. По мере увеличения преобладания целенаправленного торможения над процессами инстинктивного и эмоционального торможения повышается эффективность тренировок и тренировок. Поскольку в подростковом возрасте этот баланс очень хрупкий, преподаватели и тренеры должны уделять ему особое внимание. Необходимо постоянно включать в учебный процесс новые задачи, двигательные действия, различные формы организации занятий, которые позволяют каждому ученику в полной мере проявить свой физический потенциал.
Функциональное состояние нервной системы находится под повышенным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, утомляемость, нарушение сна.
Внешние реакции по силе и характеру неадекватны раздражителям, которые их вызывают [3]. Дети часто переоценивают свои двигательные способности, пытаются во всем разобраться самостоятельно, стараются все делать самостоятельно.
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови.
В связи с гормональной перестройкой в подростковом возрасте возможны дисфункции эндокринных желез с развитием зоба, гипертиреоза. пубертатно-юношеского диспитуитаризма и др.
1.1.2. Особенности развития опорно-двигательного аппарата
Отличительной чертой детей13-16 лет является то, что в это время в организме начинается половое созревание. В период полового созревания скорость роста скелета значительно увеличивается до 7-10 см, масса тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают от девочек по темпам увеличения массы тела и длины тела на 1-2 года. Процесс окостенения еще не закончен. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища, мышечные волокна не успевают развиться, длина трубчатых костей увеличивается. Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются. У мальчиков в возрасте 13-14 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [4].
Одним из самых интенсивных является рост костей. Трубчатые кости растут наиболее интенсивно, что способствует быстрому росту тела как у девочек (в возрасте 12-13 лет), так и у мальчиков (в возрасте 13-14 лет).
Грудные кости могут отставать в развитии вместе с мышечной массой, поэтому тело подростка выглядит стройным и угловатым [9].
1.1.3. Особенности развития кардио-респираторного аппарата
Сердце 13-16-летних детей тратит гораздо больше энергии на физические нагрузки, чем сердце взрослых. Это связано с увеличением минутного объема крови из-за увеличения частоты сердечных сокращений при небольшом увеличении ударного объема [10]. При монотонной двигательной работе (занятиях) дети быстро устают. Чтобы сохранить работоспособность, рекомендуется часто делать короткие перерывы между тренировками, менять содержание и характер работы.
Длительные интенсивные нагрузки невыносимы, поэтому, например, рекомендуется чередовать интенсивный бег с ходьбой. Широко использование специальных дыхательных упражнений необходимо
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесян Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов. – М.: Моск.ун-т потребкооперации , 2003. – 278 с.
2. Айзман Р.И., Рубанович В.Б. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности // Физиология человека. – Т. 20. – 1994. – №3. – С. 136-143.
3. Аккуин Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно--тренировочном процессе: сб. материалов науч.-практ. конф.; Уральский гос. ун-т физ. культуры. – Челябинск, 2008. – 328 с.
4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983. – 175 с.
5. Ерегина С.В., Тарасенко К.Н. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер. – 2007. – № 2. – С. 10-12.
6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос. 1994. – 368 с.
7. Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания (рус.) // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой: Кано Дзигоро. Научно-методический сборник под редакцией А.М. Горбылёва. – М.: Известия УД П РФ, 2008. – В. 1. – С. 118-173.
8. Каплин В.Н., Еганов А.В., Сиротин О.А. Оценка уровня специальной и общефизической подготовленности дзюдоистов-юниоров: Метод. рекомендации. – М.: Госкомспорт, 1990. – 22 с.
9. Катуков Ю.В., Алябин В.Г., Алябин А.В. Как проводить спортивный отбор: Методические рекомендации. - Челябинск: ГИФК, 1987. – 17с.
10. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминг К.Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов. – М.: Спортивная борьба, 1979. – 151 с.
11. Козлов Г.А. Основы теоретической подготовки дзюдоиста. – Красноярск: БУКВА, 2004. – 213 с.
12. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук . – СПб, 2003. – 50 с.
13. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 152 с.
14. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
15. Никитушкин В.Г., Шпанов В.И. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Дис.... д-ра пед. наук. – М., 1995. – 88 с.
16. Паринова Т.В. Развитие физических качеств юных дзюдоистов на начальном этапе многолетней подготовки в ДЮСШ №3 Бийска // Известия Бийского отделения Русского географического общества. Вып. 33. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 194-197.
17. Плотников В.И. Характеристика разделов подготовки в дзюдо и их планирование в годичном цикле тренировки // Материалы Всеросс. науч. практ. конф. – Красноярск, 2004. – С. 53- 55.