Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Полноценное развитие и воспитание детей в современной образовательной среде начинается с раннего возраста. При этом важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика рук. Специалистами отмечено, что мелкая моторика рук связана с высшими психическими функциями и свойствами сознания человека. Прежде всего – это внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь и др.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (НОО) отмечено, что необходимо обеспечить обучающимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Методика оригами в данном случае является достаточно продуктивной для достижения данной цели. Благодаря оригами дети могут конструировать и создавать уникальные творческие продукты.
Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия и составляет основу ориентировки в окружающей действительности. Это можно обеспечить благодаря технике оригами – изготовлению фигур из бумаги.
Развитие навыков мелкой моторики рук чрезвычайно важно для ребёнка. В жизни любого человека требуется использование точных и координированных движений кистей и пальцев. Ребёнку это необходимо для того, чтобы он мог одеваться, писать, рисовать и др. Чем старше ребёнок, тем больше становится разнообразных бытовых и учебных действий, которые ему необходимо выполнять. К периоду начальной школы усиливается рост познавательных процессов и интересов детей. На их психику благотворно влияют активность и любознательность.
Среди ученых и практиков нет единого мнения по поводу того, как проявляются возрастные особенности детей при развитии мелкой моторики рук и каким образом необходимо добиваться максимального прогресса у детей младшего школьного возраста, в связи с чем, педагогическая практика показала, что в этой области недостаточно разработаны методические и диагностические материалы.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости развития мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы оригами для развития мелкой моторики рук у младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия мелкая моторика рук и её развитие в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить особенности развития мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами.
3. Описать организационно-педагогические условия развития мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами.
4. Предложить методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами
1.1. Анализ понятия мелкая моторика рук и её развитие в условиях реализации ФГОС НОО
Содержание работ по развитию мелкой моторики рук у детей достаточно разнообразно. Под моторикой понимают двигательную активность организма или отдельных органов человека. Прежде всего – это последовательность движений и общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. При этом, мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, а также, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная моторика отвечает за координацию движений и четкость действий частей физического тела [6].
Под мелкой моторикой будем понимать совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Успешность мелкой моторики достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем. При этом большую роль также играет зрительная система. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость». Мелкая моторика – это прежде всего, комплекс скоординированных действий, который направлен на точное выполнение мелких движений. К ней относят самые разнообразные движения, от привычных жестов человека, до самых мелких манипуляций.
Специалисты считают, что с точки зрения анатомии, примерно одну треть двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти. Она расположена рядом с речевой зоной. Именно потому так важно развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. От успешного развития мелкой моторики рук ребёнка будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в дальнейшем школьном обучении, благополучная социализация ребёнка и др. Именно по этим причинам необходимо уточнять и систематизировать средства развития мелкой моторики рук детей. Чтобы эти процессы протекали успешно, в образовательной организации необходимо создать для этого соответствующие педагогические условия.
Развитие «ручной умелости» – есть одна их важных задач воспитания. В образовательных организациях давно стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки ребёнка к письму. Стали обычными ситуации, когда ребёнок, уже начиная посещать школу, имеет неподготовленную к письму руку. Он не в состоянии успешно справиться с той нагрузкой, которая предусмотрена образовательной программой.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, что у многих из них движения рук плохо подчиняются задачам той деятельности, которая предусмотрена в начальной школе. Особенно часто встречается слабое развитие сложнокоординированных движений ведущей руки. У детей плохо сформированы умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента [11].
Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина и др., в своих работах уделяли большое внимание проблеме развития мелкой моторики рук младших школьников. По их мнению, должны быть разработаны специальные комплексы мер, которые бы способствовали развитию движений пальцев рук у детей. С.Е. Гаврилина считала, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически. Специалисты рекомендуют соответствующие упражнения, которые были бы доступны детям, в соответствии с их возрастом.
Сегодня, как в дошкольных образовательных организациях, так и в начальной школе достаточно много внимания уделяют разнообразной пальчиковой гимнастике, выполнение которой может сопровождаться стихотворной речью. Подобного рода упражнения активизируют моторику рук детей и вырабатывают у них умение управлять своими движениями. Они формируют правильную координацию движений и способствуют развитию речи ребёнка.
Практически все авторы ссылаются на исследования М.М. Кольцовой, которая экспериментальным путём установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Именно по этим причинам так важно развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Именно от этого у ребёнка будет зависеть сформированность речевых навыков.
О важности развития мелкой моторики у детей знает каждый педагог. Исследователь М.М. Кольцова экспериментальным методом доказала зависимость развития речи ребёнка от мелкой моторики рук. Именно она способствует полноценному развитию речевого аппарата ребёнка и тренирует у него ловкость и сноровку. М.М. Кольцова была уверена, что мелкая моторика рук помогает развивать интеллектуальное мышление школьника. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга», писала она. [15, с. 22].
Очевидно, что развитие мелкой моторики у детей следует начинать как можно раньше. Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека является период развития от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать у детей память, восприятие, мышление, внимание и др. В педагогической и психологической литературе проблеме развития мелкой моторики детей уделяется особое внимание.
В.В. Цвынтарный пишет, что всевозможные упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков будут успешно влиять на развитие мелкой моторики рук ребёнка [7]. Р.Д. Триггер и Е.В. Владимирова писали, что уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук [22]. При этом практически все они отмечают, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести сразу в нескольких направлениях. Е.В. Владимирова предлагает заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, с целью формирования графических навыков у ребёнка, обязательно учитывая при этом особенности возрастного развития дошкольника. Развитие руки ребёнка включает в себя три основных направления:
1. Формирование правильного захвата орудия письма.
2. Выполнение упражнений в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Развитие мелкой моторики руки.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами большим, указательным и средним. При этом карандаш должен лежать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен на плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься и карандаш при этом не падает. Чтобы у ребёнка всё получилось, авторы рекомендуют использовать для этого пальчиковые игры. Они могут быть предусмотрены для развития каждого пальчика в отдельности. Правильное распределение мышечной нагрузки ребёнка подразумевает возникновение некоторого напряжения и быстрого чередования силового напряжения и расслабления.
По мнению Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук, именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук должна осуществляться при правильном письме. Т.И. Гризик в своих работах предлагает достаточно много самых разнообразных пальчиковых и дидактических игр. При этом ребёнок достаточно быстро привыкает к работе с карандашом. Специалисты предлагают также вырезание ножницами, поскольку работа с ножницами прекрасно упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления.
Чем больше ребёнок действует ножницами и чем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса его руки. Безусловно, при этом необходимо уделять много внимания правилам безопасности при работе ребёнка с ножницами. По мнению М.М. Кольцовой, работа пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Практически все те учёные, кто занимался изучением психики детей, также отмечали большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Они отмечали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, и у него достаточно хорошо развиты память, внимание и связная речь. Очевидно, что понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его в дальнейшем от дополнительных трудностей в обучении, поскольку помогут сформулировать у младшего школьника навык письма.
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у младших школьников в процессе обучения оригами
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается ещё в дошкольном возрасте. Пространственные представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления – это также:
1. Сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов.
2. Сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений.
3. Понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Изучение пространственных представлений, прежде всего, способствует общему развитию младших школьников. Это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития пространственных представлений у школьников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания такого рода представлений подразумевает следующее:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом;
-умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;
-работа с раздаточным материалом;
-счет предметов, звуков, движений;
-использование при работе реальных предметов, затем их изображений, затем заменителей.
Развитие пространственных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка. Младшие школьники уже в состоянии выделять общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира. Очень важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление.
Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие пространство и количество. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками пространственных форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15]. Развивается способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. М. Монтессори считала, что процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание формы.
Необходимо умение абстрагировать форму от вещи и видеть её в других вещах. Е.И. Тихеева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и др. занимались проблемами исследования формирования у детей представлений о фигурах и формах предметов [3]. В современных образовательных условиях достаточно важно выявлять уровень сформированности у детей пространственных представлений.
И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления младших школьников. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. В процессе работы с количественными понятиями у детей также формируются навыки изображения предметов средствами графики и пластики в процессе знакомства с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах [13].
А.В. Запорожец в своих работах писал, что средством развития для ребёнка могут быть особые структурированные образы. При этом психические процессы являются особыми ориентировочными действиями. Эти действия опосредованы сенсорными эталонами. Эталоны в свою очередь служат общепринятыми образцами в процессе восприятия различных предметных свойств. Можно говорить о том, что восприятие формы и количества предметов опирается на эталоны конкретных фигур. Восприятие величин при этом основано на градации различий между однородными предметами разного размера.
Согласно результатам исследований А.В. Запорожца и Л.А. Венгера своеобразие детей младшего школьного возраста заключается в создании благоприятных условий для формирования их представлений на основе сенсорного восприятия [10].
Н.Н. Поддьяков исследовал тип мышления младших школьников, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Такой тип мышления в дальнейшем был назван детским экспериментированием. Это не задаётся взрослым, а выстраивается самим ребёнком на основе его ощущений. В ходе частого экспериментирования у ребёнка формируются особого рода представления, которые при направленной помощи взрослого приобретают понятные черты.
Детское экспериментирование позволяет формировать у ребёнка исследовательское поведение, что чрезвычайно важно в современной образовательной среде. Для ребёнка это является одним из основных источников получения представлений. Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия. Педагогу необходимо организовать процесс чувственного восприятия детей, в основе которого лежит ощущение. Можно сказать, что это является первой ступенью в процессе формирования представлений. Занятие оригами позволяет учитывать все эти необходимые условия.
Под оригами понимают вид декоративно-прикладного искусства, при котором происходит складывание фигурок из бумаги. Оригами способствует концентрации внимания, поскольку заставляет сосредоточиться на процессе изготовления продукта, чтобы получить желаемый результат. Этот вид творчества способствует развитию конструктивного мышления, воображения и художественного вкуса ребёнка. Также, процесс изготовления оригами стимулирует и развивает память, знакомит детей с основными геометрическими понятиями, обогащает словарный их запас специальными
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, А.А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П.Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников [Текст] / П.Р. Атутов, В.А. Поляков. – Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников технике оригами [Текст] / Л.П. Блощицина. - Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - с. 87.
4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] / О.В. Бачина. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.
5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
6. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина // Логопед. – 2015. – No3. – С. 21-24.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. - СПБ.: СОЮЗ,2006. -146 с.
8. Выгонов, В.В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. [Текст] / В.В. Выгонов. – Москва: Академия, - 2014. – 250 с.
9. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии [Текст] / Э. М. Галямова, В.В. Выгонов. – Москва: Академия, 2013. – 340 с.
10. Гвоздева, Е.Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения [Текст] / Е.Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – No 6.3. – С. 21-25.
11. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
12. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л. Джуир.- М.: Прогресс, 2017. – 236 с.
13. Жакун, В.В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС / В.В. Жакун. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 8 (112). - С. 948-950. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 05.02.2024).
14. Жестков, В.В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28628/ (дата обращения: 05.02.2024).
15. Журнал «Начальная школа плюс До и После» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.school2100.ru (дата обращения: 05.02.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2000. - 141с.
18. Лутцева, Е.А. Технология: Школа России [Текст] / Учебник для начальной школы 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева. - М.: Просвещение, 2017. - 75с.
19. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей: метод. пособие [Текст] / А.В. Никитина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 54с.
20. Новиков, Н.Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии (оригами) / Н. Н. Новиков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 838-840. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16628/ (дата обращения: 05.02.2024).
21. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.pedlib.ru (дата обращения: 05.02.2024).
22. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 05.02.2024).
23. Узорова, О.В. Учебник для начальной школы: Планета знаний 3 класс [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: Астрель, - 2013. – 116 с.
24. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: учеб. пособие [Текст] / И.А. Шипулина. – М.: Издательство «Начальная школа: плюс – минус», 2012. – 389с.
25. Хорошевская, Л.Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л.Л. Хорошевская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 28 (162). - С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45155/ (дата обращения: 05.02.2024).