Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Кредитные организации выполняют функцию финансового посредничества, собирают временно свободные средства различных экономических агентов и вынуждены определять возможность пассивных операций не только на основе их стоимости, но и от возможности превращения в приносящие доход активы.
Современная ситуация в банковском секторе, включая Россию и весь мир, указывает на изменение приоритетов в системе управления в сторону совокупного управления пассивами и активами банка. При этом необходимо учитывать источники финансирования активов в сочетании с направлениями банковских инвестиций и вложений, чтобы обеспечить дальнейшую ликвидность, рентабельность и финансовую стабильность банка. Однако важно учесть, что кредитные операции играют значительную роль в генерации банковских доходов.
Тем не менее, отсутствует способность российских банков конвертировать обязательства в активы, которые приносят плановый банковский доход и обеспечивают прибыль. Ресурсный потенциал банка является основным компонентом кредитного портфеля, и оценка эффективности перехода обязательств к более выгодным кредитным операциям является ключевым. Кредитный портфель должен быть сформирован с учетом всех банковских издержек для привлечения ресурсов, регулирования кредитных операций и минимизации рисков. При передаче средств из ресурсов в активы и капитал необходимо использовать систематический подход.
Целью данной работы является анализ кредитных операции банка и их роль в формировании его доходов и расходов.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды кредитных операций банка;
- проанализировать место кредитных операций в формировании доходов и расходов банка;
- дать краткую характеристику банка АО «Почта Банк»;
- провести анализ кредитных операций АО «Почта Банк»;
- определить роль кредитных операций в формировании доходов и расходов АО «Почта Банк»;
- разработать предложения по совершенствованию организации кредитных операций.
Объектом данной работы является АО «Почта Банк»
Предметом данной работы теоретические и практические основы развития кредитных операций банка.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, а также научные труды, посвященные проблемам анализа кредитных операций и их применение в практической деятельности коммерческого банка в современных условиях хозяйствования.
К числу основных экспертов в рамках рассматриваемой темы можно отнести значительное число отечественных и зарубежных специалистов в области организации кредитных операций банка: Алексеенко М. Д., Бланк И. А., Дмитриенко М. Г., Кочетков В. Н., Примостка Л. А., Ковбасюк М. Р., Барановкий А. И., Денисенко М. П. и другие, ресурсы Интернет, статистические данные АО «Почта Банк» за 2020-2022 гг.
В качестве методики исследования в работе использованы эмпирический, абстрактно-логический, экспертно-аналитический, аналитически-расчетный, нормативный методы.
Работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1 Сущность и виды кредитных операций
Кредитные операции банка с клиентами включают следующие виды операций: краткосрочные и долгосрочные кредиты, факторинг, лизинг, предоставление средств клиентам на условиях репо, перечисление средств в качестве обеспечения исполнения обязательств, исполнение банком обязательств, предоставление средств при продаже векселей с отсрочкой оплаты, займы [3].
Классификация кредитов основана на характеристике объекта кредитных вложений в соответствии с целями предоставления кредита. По критерию использования на создание активов кредитополучателя, кредиты делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные кредиты предоставляются на цели, связанные с созданием и движением текущих активов без ограничения по сроку. К ним также относятся кредиты, предоставленные на срок до одного года, но не используемые на создание и движение долгосрочных активов [13].
Долгосрочные кредиты предоставляются на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов без ограничения по сроку. К долгосрочным также относятся кредиты, предоставленные на срок свыше одного года, но не используемые на создание и движение текущих активов [7].
Физическим лицам кредиты предоставляются на потребительские цели и для финансирования приобретения недвижимости. К кредитным операциям, связанным с ценными бумагами, относится предоставление отсрочки клиентам для оплаты приобретаемых ими векселей, включая их продажу на вторичном рынке. Операции по исполнению банком обязательств перед клиентом, такие как акцепт, авалю, индоссамент по векселю, гарантия, предполагают возврат клиентом перечисленных за него средств. Объектом таких операций является исполненное банком обязательство [23].
Кредитный портфель банка представляет собой совокупность кредитных вложений, имеющихся на определенную дату, включая межбанковские кредиты и кредиты, предоставленные физическим и юридическим лицам. Он может включать как межбанковский, так и клиентский кредитные портфели. Кредитный портфель дополнительно разделяется на розничный портфель, который представляет собой совокупность кредитов на потребительские нужды физических лиц и кредитную задолженность индивидуальных предпринимателей. При этом сумма кредитов одного клиента не должна превышать 50 тысяч евро, и их общая сумма не должна составлять более 0,5% от общей величины розничного портфеля [1].
Оценка кредитного портфеля включает количественные и качественные аспекты. Количественная оценка определяет состав и структуру кредитного портфеля по различным критериям, включая тип контрагента, отраслевую принадлежность клиента, вид кредитной операции, объект кредитования, валюту и обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору, а также исходный и оставшийся сроки кредитования.
Качественная оценка учитывает соблюдение сроков кредитования и уровень кредитного риска, включая определение проблемной задолженности и чистого кредитного портфеля, а также долю проблемной задолженности в составе портфеля [18].
Классификация валового клиентского кредитного портфеля по срокам кредитования.
Срочная задолженность - это задолженность, срок погашения которой еще не наступил. Пролонгированная задолженность - это изменение первоначальных сроков погашения, установленных в кредитном договоре, по уважительным причинам. Просроченная задолженность - это непогашение всей или части кредита в наступивший срок погашения.
Проблемной считается задолженность, отнесенная к пролонгированной или просроченной, если требуется создание резерва под возможные убытки. Чистый кредитный портфель банка - это разница между валовым кредитным портфелем и созданным резервом под проблемную задолженность [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2019. – 829 с.
2.Букато, В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 668 с.
3.Веселова, А. Д. Проблемы и перспективы развития банковского кредитования в РФ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 6. – С. 100-103.
4.Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» // Молодой ученый. - 2021. - №12. - С. 268-271.
5.Глушкова, Н.Б. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Экономический проект: Альма Матер, 2022. – 742 с.
6.Голозубова, Н. В. Оценка современного состояния рынка банковского кредитования в России // Молодой ученый. – 2023. – №1. – С. 670-674.
7.Жарковская, Е. П., Банковское дело: учебник. – М.: Омега-Л, 2021. – 652 с.
8. Звягинцева Ю.А., Калашникова Е.Ю. Современные банковские услуги и направления их развития в России // В сборнике: Университетская наука - региону. - 2019. - С. 174-176.
9.Казимагометов, А.А. Банковское обслуживание населения: зарубежный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 756 с.
10.Каурова, Н.Н. Рынок розничных продуктов: тенденции, перспективы, риски // Банковский ритейл. – 2023. – № 1. – С. 3-5.
11.Колесников, В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2020. – 684 с.
12.Колесов, А.И. О некоторых вопросах развития банковского кредитования // Деньги и кредит. – 2022. – №7. – С. 7-12.
13.Кривенко, О. С. Современное состояние банковского кредитования в России // InSitu. – 2023. – № 4. – С. 48-52.
14. Крюков Р.В. Банковское кредитование (конспект лекций). – М.: А-Приор, 2019. – 368 с.
15.Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник. – М.: КНОРУС, 2020. – 768 с.
16.Лихнович М.О. Современное состояние рынка банковских услуг в России // Международный научно-исследовательский журнал.- 2020. - №6 (13). – С. 45-49
17.Миловидов, Д.А. Современное банковское дело. – М.: Норма, 2021. – 635 с.
18.Ольхова, Р.Г. Банковское дело. Управление в современном банке: учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 804 с.
19.Омарова А.Р. Тенденции развития рынка банковских услуг в современной России // Личность, экономика, культура в современном цифровом мире - 2020. - С. 51-55.
20. Самойлов Ю.В. Стратегическое управление региональным банком в условиях кризиса // Банковское дело. - 2022. - № 5. - С. 88-91.
21.Солова, И.Е. Рынок банковского кредитования: тенденции и прогнозы // Банковский ритейл. – 2021. – №4. – С. 15-30.
22.Тавасиев А. М. Банковское кредитование: учебник - М.: ИНФРА-М, 2020 - 656 с.
23.Шевчук Д.А. Кредитная политика банков: цели, элементы и особенности формирования – М.: Эксмо, 2019. – 279 с.