Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Малый бизнес играет важную социально-экономическую роль, поскольку поддерживает как социальную, так и политическую стабильность, формирует рациональные структуры экономики, снижает влияние структурных изменений, максимально быстро адаптируется к потребностям конкретного рынка, способствует развитию регионов, увеличивает доходы всех бюджетов.
Малый бизнес создает новые рабочие места, что повышает экономическую активность населения, что необходимо для развития российской экономики. Появление новых рабочих мест обеспечивается формированием новых субъектов малого и среднего бизнеса, а не компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Доля различных категорий работников на предприятиях малого и среднего бизнеса Российской Федерации выражается наибольшим количеством постоянно занятых, то есть МСП практически не используют такой метод повышения эффективности деятельности, как вторичная занятость.
Степень разработанности. А. Смит, К. Маркс, В.И. Ленин внесли большой вклад в изучение проблемы возникновения и развития малого предпринимательства. Однако следует отметить, что до второй половины 20-го века малый бизнес не выделялся в качестве самостоятельного объекта исследований. В то время экономисты изучали идеальную конкуренцию в целом. Однако развитие промышленности и научно-технический прогресс выявили возможности малого бизнеса и необходимость стимулирования развития последнего.
Объектом исследования выступает система малого предпринимательства.
Предметом исследования являются особенности развития малого предпринимательства в современной рыночной экономике.
Целью исследования является анализ развития малого предпринимательства в современной рыночной экономике. Целью исследования обусловлена постановка следующих задач:
рассмотреть сущность и функции малого бизнеса;
определить роль малого предпринимательства в экономике;
изучить формы и виды малого предпринимательства;
проанализировать современное состояние развития малого предпринимательства в России;
исследовать особенности развития малого предпринимательства в современной России;
определить проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Информационная база исследования: данные РВК, данные Росстата, данные ФНС, Консультант Плюс, официальные сайты и порталы органов власти, интернет источники, научные статьи в специализированных изданиях, монографии, учебники по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможном применении предложений, предоставленных автором по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ как фактора повышения экономической безопасности России.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами Лубинец, Т., Морозко Н.И., Лопарсва, A. M. и др.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список литературы.
1 Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1 Сущность и функции малого бизнеса
В настоящее время в российской экономике одновременно работают и развиваются крупные, средние и малые компании, а также компании, основанные на личном и семейном труде. Масштаб предприятия обычно определяется специфическими условиями отрасли и качественными техническими характеристиками самого предприятия. Отрасли с высокой капиталоемкостью и большими объемами производства характеризуются крупными предприятиями. В отраслях, не требующих большого объема капитала, более желательны малые предприятия. Возможность эффективной эксплуатации форм мелкосерийного производства обусловлена некоторыми их преимуществами по сравнению с формами крупносерийного производства: близость к местному рынку, поэтому они могут быстро адаптироваться к потребностям клиентов; мелкосерийное производство и торговля, что невыгодно крупным компаниям; устранение ненужных контактов с руководством, и т.д.
Дифференциация и персонализация потребностей в секторах промышленного и личного потребления помогает малому бизнесу. Развитие малых и средних предприятий создало благоприятные условия для восстановления экономики: развивается конкурентная среда; создается 26 дополнительных рабочих мест; активизируется структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий привело к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и более рациональному использованию местного сырья.
Малые предприятия могут быть государственными, частными, совместными, кооперативными и другими видами предприятий - субъектами малого предпринимательства. Стоит отметить, что в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предприниматели, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, относятся к субъектам малого предпринимательства, поскольку они регулируют и контролируют деятельность юридических лиц, связанных с коммерческими предприятиями. В настоящее время одним из основных критериев отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства является состав численности работников предприятия.
В каждом этот количественный показатель находится в диапазоне от 50 до 200 сотрудников компании. Конечно, показатели такого рода сами по себе, очевидно, не могут объективно отражать адекватность и характер концепции малого бизнеса, хотя это предложение, естественно, не исключает рациональности его использования в качестве связующего звена при раскрытии концепции малого бизнеса.
Взаимодействие между малыми и средними предприятиями и крупными предприятиями в нашу эпоху является основой современной системы рыночной экономики. Каждая из этих форм предпринимательства принадлежит хозяйствующему субъекту экономики и играет определенную роль. Крупнейшая синдикация в основном определяет экономическую и технологическую мощь страны. Тенденция к монополизации экономики, вхождение и интеграция малых и крупных предприятий являются характерными чертами крупномасштабного предпринимательства.
Сферой деятельности средних предприятий, действующих на основе национальных интересов, является внутренний рынок. Средние предприятия создаются малыми предприятиями. Они представляют собой сеть частных владельцев бизнеса и оказывают непосредственное влияние на уровень развития страны. Они также являются важнейшим фактором в экономике и показателем стабильности и экономического благополучия страны. Деятельность крупных и средних предприятий зависит от малого бизнеса, что свидетельствует об их важности и высоком значении для всей экономики. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что «предпринимательство - это самостоятельная деятельность на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, занимающиеся корпоративной деятельностью, должны зарегистрироваться в этом качестве в соответствии с процедурами, установленными законом, если иное не предусмотрено настоящим кодексом» .
В мировой практике существуют различные методы классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к категории «малого бизнеса». К наиболее часто используемым критериям относятся: количество человек в малом бизнесе (среднее число постоянных и занятых неполный рабочий день сотрудников); размер уставного капитала; финансовые показатели малого бизнеса (чистая прибыль, общий доход, оборот); вид деятельности предприятия. Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определены Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии предпринимательства малых и средних предприятий в Российской Федерации» . Согласно закону, малыми и средними компаниями являются компании, включенные в национальный единый реестр юридических лиц, а также компании, включенные в национальный единый реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или фермерского хозяйства. Эти субъекты должны соответствовать следующим условиям:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12 декабря 1993 года) (изменена с 30.12.2008) / / Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Консультант Плюс. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2021) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
6. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
7. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2018. — 479 c.
8. Бикметова З.М. Основные направления обеспечения финансовой безопасности предприятия / З.М. Бикметова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 6 (1) – С. 364–370
9. Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 332 с.
10. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96.
11. Буров П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2020. – № 1. – С. 91–102.
12. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96.
13. Дмитриева Е. О., Архипов П. А. Теоретические основы и системы мер государственного регулирования сектора МСП в РФ // StudNet. – 2021. – №1. – С. 15-19.
14. Досова А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25. Егорова Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
15. Егорова Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
16. Жемчугов А.М. Эффективность малого предприятия / А.А. Жемчугов // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 6. – С. 46–71.
17. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2 (77). – С. 53–59.
18. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91–98.
19. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса / В.Н. Кострова // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4–й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5–ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 101–104.
20. Купцова Е. В. Бизнес–планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 435 с.
21. Лубинец, Т. Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента / Т.Лубинец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27.
22. Мамаева М.Р. Совершенствование механизма управления финансовой устойчивостью организации малого бизнеса / М.Р. Мамаева // Стратегии бизнеса. – 2019. – № 3. – С. 139–141.
23. Полянин А. В., Соболева Ю. П., Тарновский В. В. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 32–44.
24. Пономарев Ю.Ю., Евдокимов Д.Ю. Анализ распространения последствий пандемии коронавируса в отраслевом разрезе: межотраслевые связи и мультипликативные эффекты // Экономические развитие России. – 2020. – Т.27. – № 6. – С. 8–21.
25. Савеленко В. М., Коломыц О. Н. Стратегические приоритеты и основные направления региональной экономической политики в контексте развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края // РППЭ. – 2019. – №2 (100).
26. Франовская Г.Н., Долматович А.Ю. Антикризисная поддержка малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса и в перспективе // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 7 (127). – C. 178– 186.
27. Фролова Е.Е., Цолоев М.Х. Роль малого бизнеса в национальной экономике: мировой опыт и отечественная практика // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – Т.13. – №2. – С. 126-134.
28. Чистякова О.В., Бабкин А.В. Институты развития бизнеса как инструмент государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019.
29. Шукаева А.В. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-3 (70). – С. 216-219.
30. Глобальный инновационный индекс – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/396184358.pdf
31. Глобальный мониторинг предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gemconsortium.org/
32. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, оперативные показатели [Электронный источник] URL: https://rosstat.gov.ru/
33. Официальны сайт Счетной палаты РФ. Поддержка МСП в контексте COVID-19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19- SME.pdf