Фрагмент для ознакомления
2
Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых стилей танца.
Важным аспектом, делающим тему актуальной, является тот факт, что современный танец сегодня состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве. В него входят такие виды танцев как бальный, джаз, модерн, contemporary и другие менее популярные виды современного танца. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким направлением в хореографии.
Цель курсовой работы заключается в изучении наиболее популярных стилей современной хореографии, их особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить содержание термина «современная хореография».
2. Рассмотреть историю развития современной хореографии.
3. Сформулировать особенности актуальных стилей современной хореографии.
4. Проанализировать перспективы развития стилей современной хореографии.
5. Охарактеризовать язык движения Гага и его практическое применение в балетном театре
Объектом курсовой работы является современная хореография.
Предметом курсовой работы является система стилей современной хореографии.
Методология исследования включает в себя теоретические методы (анализ научных источников, синтез и обобщение, классификация). В качестве источников используется научно-методическая литература по специальности «История хореографического искусства» (Абызова Л.И., Тищенко Т.Н.) и «Методология современной хореографии» (Никитин В.Ю.), а также научные статьи по специальности «Хореографическое искусство».
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников. В первой главе исследуются теоретические аспекты развития современной хореографии. Вторая глава содержит в себе анализ особенностей и перспектив развития актуальных стилей современной хореографии.
Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации и возможности использования выводов исследования для эффективной практической работы в области хореографического искусства.
1. Теоретические аспекты развития современной хореографии
1.1. Содержание термина «современная хореография»
История хореографического искусства уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые танцевальные движения являлись отражением чувственных впечатлений людей, полученных от окружающего мира, и в целом искусство танца представляет собой древнейшее проявление самобытного творчества разных народов мира. Танец родился одновременно с появлением человека, так как являлся естественной физиологической потребностью в ритмических движениях.
Слово «хореография» (от древнегреч., «искусство сочинения танца») появилось как название для появлявшихся тогда систем танцевальных движений. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ. Основу хореографического образа обязательно составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Развитие хореографического искусства привело в конце XX века к появлению спектра новых форм, стилей и жанров, объединенных термином «современная хореография». Однако до настоящего времени не существует четкого определения этого термина, что вносит определенную путаницу в научные исследования этого направления в хореографическом искусстве.
Что же подразумевается под термином «современная хореография» («современный танец») с точки зрения искусствоведения? В научных исследованиях понятие «современная хореография» определяется как «танец настоящего времени», который при этом может быть разделен на две большие группы: танец сценический (хореографическое искусство) и танец социальный (бытовой), то есть танец как культурный феномен, составляющий единое целое с обыденной жизнью общества.
Такая двойственность приводит к тому, что бытовой танец часто подменяется танцем сценическим и наоборот. Безусловно, эти направления влияли и продолжают влиять друг на друга: бытовой танец заимствует то, что появляется на сценических подмостках, и наоборот, сценический танец чутко реагирует на появление новых, модных направлений социального танца. Многие хореографы стали известны и популярны благодаря тому, что в своей сценической хореографии использовали лексику и манеру исполнения бытовых популярных танцев того или иного времени.
Соответственно, можно сформулировать определение следующим образом: современная хореография – это самостоятельная форма искусства, где особым образом соединяются движения классического и бытового танца, формируя собственный пластический язык. Следует обозначить главную особенность современной хореографии: она, базируясь на принципах классического танца, включает в себя современные черты – окружающую жизнь, ее ритмы и манеры, создавая новую пластику. Современный танец подвижен, непредсказуем и не стеснен какими-либо правилами или канонами, именно поэтому он интересен и близок молодому поколению.
Рассматривая подходы к понятию «современная хореография», стоит затронуть вопрос определение стиля современной хореографии. Актуальные представления о стиле, широкие и многосторонние, пока еще не сведены в единую теорию, как и не существует определения сущности этого термина. Проанализировав искусствоведческие исследования, можно определить, что задачей стиля является объединение совокупности всех проявлений танцевальной культуры в одну целостность со своими определенными характеристиками, отличающими одно такое единство от другого.
Достаточно актуальным вопросом в настоящее время именно в российском искусствоведении является вопрос создания некой классификации определения стилей в современной хореографии. Русское хореографическое искусство как часть культуры за последнее время претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, привели к расширению жанрового и стилевого многообразия; изменилась структура профессиональной подготовки исполнителей и хореографов, а в целом – роль хореографии в социальной жизни общества.
Таким образом, современная хореография – это прогрессивное танцевальное искусство, в основе которого лежит широкое пространство для творчества, индивидуализация танцора и его эмоций через язык тела, симбиоз различных направлений на базе классической школы. Главный признак, определяющий современный танец в системе стилей, – форма его презентации как искусства хореографии (профессионального или любительского) и с точки зрения социального или бытового танца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абызова Л.И. История хореографического искусства: Отечественный балет ХХ – начала XXI века: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2017. – 320 с.
2. Габбасова Л.М. Актуальные направления современной хореографии и перспективы их дальнейшего развития / Л.М. Габбасова, А.Г. Чурашов // Достояние Южного Урала: традиции народной художественной культуры. Материалы II международной научно-практической конференции, Челябинск, 15 июня 2018 года. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – С. 89-93.
3. Губанова Ж.А. Виды современной хореографии / Ж.А. Губанова, Н.А. Романов // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2020. – № 6 (14). – С. 27-30.
4. Денисова А.Д. Основные стили современной хореографии // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 303-306.
5. История хореографического искусства: учебное пособие / Сост. Т.Н. Тищенко. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – 141 с.
6. Ковалевская А.А. Психологическая интроспекция и многослойность хореографии Охада Нахарина // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XLVI итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (18.03.2021 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – С. 598-602.
7. Курс «Что такое современный танец» [Электронный ресурс] // Академия «Arzamas». URL: https://arzamas.academy/courses/50 (дата обращения: 10.02.2024).
8. Мокрова А.А. Основные виды хореографического искусства / А.А. Мокрова, А.А. Жидков // Гуманитарные научные исследования. – 2020. – № 1 (101). – С. 1.
9. Никитин В.Ю. К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2010. – № 3. – С. 66-82.
10. Никитин В.Ю. К вопросу терминологии в современном танце // От фольклора до сценических видов танца. Педагогические аспекты образовательного процесса. Сборник материалов III научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры. Этапы создания хореографической композиции. От замыслов к воплощению (к 75-летию Народного артиста РФ В.М. Захарова), Москва, 17-18 декабря 2021 года. Том Выпуск 3. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2022. – С. 71-78.
11. Никитин В.Ю. Модерн-¬джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших», 2004. – 414 с.
12. Никитин В.Ю. Проблемы изучения репертуара современной хореографии в процессе профессионального образования // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2014. – № 1 (33). – С. 7-12.
13. Никитин В.Ю. Современный танец или contemporary dance? // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2016. – № 4. – С. 77-96.
14. Садыкова Д.А. Эволюция танца в современной культуре // Омский научный вестник. – 2014. – № 4 (131). – С. 214-217.
15. Современные танцы [Электронный ресурс] // Федеральный портал Dance.ru. URL: https://dance.ru/dance_styles/sovremennye-tantsy/ (дата обращения: 10.02.2024).
16. Тимошенко О. Е. Язык движения Гага: практическое применение в балетном театре // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2019. – № 2 (61). – С. 40-56.
17. Фенюк О.А. Стили современной хореографии // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных : в 5 т., Белгород, 28 апреля 2021 года. Том 4. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. – С. 165-169.
18. Batsheva Dance Company: About [Электронный ресурс] // Batsheva Dance Company NGO. URL: https://batsheva.co.il/en/about (дата обращения: 16.02.2024).