Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение конфликта представляет собой совокупность последовательных исследовательских процедур, направленных на изучение сущности и особенностей социальных конфликтов, а также система подходов, принципов, методов исследования социальных конфликтов. Главной целью изучения и диагностики конфликтного взаимодействия наряду с получением нового теоретического знания о конфликтном взаимодействии является прикладная (практическая) функция социологии конфликта – последующее конструктивное регулирование изучаемых конфликтов.
В интересах исследования конфликтов используются различные методы, однако, наиболее популярным в настоящее время является опрос.
Опрос представляет собой метод сбора мнений, ответов различных людей по исследуемым вопросам с помощью тестов, анкет и пр. При этом опрашиваются: участники конфликта, сторонние наблюдатели и эксперты.
Опросы по своим характеристикам являются инструментом, позволяющим эффективно выявить особенности конфликта, определить причинно-следственные связи и дать им количественное и качественное описание, что не способны дать другие методы получения информации. Основной целью метода опроса является решение прикладных задач, или второго направления прикладной конфликтологии, так как они позволяют разработать стратегию действий в конфликтной ситуации.
Что касается степени научной разработанности проблемы, то изучением методологии исследования конфликтных ситуаций занимались такие авторы как Л. Козер, Н.В. Гришина, А.Н. Гуня, М. Дакснер, Я. Кёлер, Т. З. Тенов, Л.В. Финькевич, А.М. Чеченов, М. З. Шогенов, однако исследования данных авторов в основном ограничивались общим описанием применяемых методов исследования конфликтов, без акцентирования внимания на опросных методах.
Цель курсовой работы – изучение применения опросных методов в конфликтологии.
Объект исследования – опросные методы как инструмент исследования конфликтов.
Предмет исследования – опросные методы.
Задачи исследования:
1. Провести обзор методов изучения конфликтов и роль опросных методов в их структуре.
2. Охарактеризовать сущность опросных методов исследования конфликтов.
3. Проанализировать стандартизированные психологические опросники в конфликтологии.
Научная новизна исследования заключается в структурировании теоретических аспектов метода опроса как инструмента исследования конфликтных ситуаций.
1. Обзор методов изучения конфликтов и роль опросных методов в их структуре
В структуре изучения конфликтов, в зависимости от того, какие поставлены цели, задачи и какой определен объект исследования, может применяться очень широкий спектр и качественных, и количественных методов. Рассмотрим наиболее часто применяемые методы.
Опрос является одним из таких методов. Многие обыватели основывают свои представления о социологической науке именно на основе использования данного метода. Однако, он впервые был применен не социологами. Ранее его применяли медики, педагогические работники юристы. Между тем, социологическая наука стала использовать метод опроса в новом ключе и это было сделано весьма убедительно, поэтому представление об опросе в настоящее время как о «социологичном» методе.
Опрос является методом получения первичной социальной информации, который основывается на непосредственных или опосредованных связях исследователя и респондента с целью получить от последнего необходимые данные в качестве ответов на задаваемые вопросы. С помощью опроса существует возможность получения информации о социальных фактах, событиях, мнениях и оценках респондентов. Таким образом, метод опроса позволяет собрать информацию об объективных явлениях и процессах и о субъективном состоянии опрашиваемых [6, с. 87].
Опрос приставляет собой форму социально-психологического общения исследователя и респондента, с помощью которого возникает возможность за достаточно короткий срок получить информацию от большого количества людей по различным вопросам. Это является существенным достоинством метода опроса и пользоваться им можно по отношению к практически любым слоям населения. Для того, чтобы использование опроса в качестве метода исследования являлось эффективным, необходимо иметь представление об исследуемом вопросе, знать как задавать вопросы и быть уверенным в достоверности ответов [12, с. 34].
Результативность опроса может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
психологическое состояние респондента на момент проведения опроса;
ситуация опроса (благоприятные для общения условия);
содержание анкеты или устного опроса.
Выделяют несколько видов опросов, в частности, такие как письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Анкетирование является письменной формой опроса, которая осуществляется зачастую, заочно, то есть без прямой и непосредственный контакт интервьюера и респондента отсутствует. Анкеты заполняются или в присутствии исследователя, или без него. По форме проведения анкетирование может быть групповым либо индивидуальным [17, с. 82].
Групповой анкетный опрос часто применяется на местах учебы или работы, то есть там, где в течение короткого времени есть возможность опросить большое количество респондентов. Часто один интервьюер проводит работу с группой в 15-20 человек, что может обеспечить практически полную возвращаемость анкет, что не всегда реализуется в индивидуальном анкетировании. Данный способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом индивидуально с опросником. В этом случае респондент имеет возможность в спокойной обстановке подумать над вопросами. Главным недостатком индивидуального анкетирования является то, что не все респонденты возвращают анкеты. Кроме того, анкетирование может быть очным и заочным. Очень распространенные формы заочного анкетирования – почтовый опрос, онлайн-опрос, опрос по телефону.
Анкета, которая применяется для письменного опроса представляет собой систему вопросов, объединенных замыслом и направленных на изучение количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Она включает в себя список вопросов, упорядоченных определенным образом, на который респондент отвечает самостоятельно в соответствии с выработанными правилами. Анкета имеет определенное строение, которая образовывает ее композицию или структуру. Как правило, структура включает в себя вводную часть (преамбульно-инструктивный раздел), основную часть и заключение.
При условии заочного исследования преамбула является единственным средством мотивации респондента для заполнения анкеты, формирования установки на искренние ответы. Также в преамбуле дается информация о том, кем проводится опрос и для чего, даются всевозможные комментарии и инструкции, которые являются значимыми для работы с анкетой.
Интервью представляет собой разновидность опроса, целенаправленной беседы между интервьюером и респондентом для получения необходимой информации. Интервью применяется в следующих случаях:
- ранняя стадия исследования с целью уточнения проблемы и составления программы;
- в процессе опроса экспертов, специалистов, которые разбираются в анализируемом вопросе;
- в качестве наиболее гибкого метода, который позволяет учесть особенности личности респондента [7, с. 24].
Интервью представляет собой взаимодействие двух индивидов, которые связаны специфическими нормами поведения: интервьюер не имеет права давать оценку ответам респондента и должен обеспечивать их конфиденциальность; респонденты же должны отвечать на поставленные вопросы правдиво.
В повседневной беседе можно, к примеру, игнорировать вопросы, на которые не хочется отвечать или давать двусмысленные ответы, но в процессе интервьюирования нет возможности проигнорировать вопрос данными способами. Опытный интервьюер должен или повторить вопрос,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М: ЮНИТИ, 2010. – 320 с.
2. Богданов, Е. Н Психология личности в конфликте: учебное пособие. 2-е изд./Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 540 с.
3. Горянина, В.А. Психология общения : учебное пособие / В.А. Горянина. – 3-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2012. - 180 с.
4. Гришина, Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: автореферат дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Наталия Владимировна. Гришина. - Спб, 2010. – 28 с.
5. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению./Н.В. Гришина // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). – 2011. – Вып. 10. – С. 48-59.
6. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе./Н.В. Гришина// - М.: Академия, 2013. – 226 с.
7. Гуня, А. Конфликты и развитие: введение в методологию и методы изучения: учебное пособие для студентов гуманитарных направлений университетов / А.Н. Гуня, М. Дакснер, Я. Кёлер, Т. З. Тенов, А. М. Чеченов, М. З. Шогенов. – Берлин–Нальчик–Ош, 2013. – 172 с.
8. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. – М: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336 c.
9. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
10. Кайдалов, Д.П. Единоначалие и коллегиальность/ Д.П. Кайдалов, Е.И.Суименко -М.: Юнити, 2009. – 280 с.
11. Козер, Л. Функции социального конфликта/Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. – 130 с.
12. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2010. – 271с.
13. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру/Ч. Ликсон – СПб.: Питер, 2010 – 280 с.
14. Линчевский, Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах/Э.Э. Линчевский. – СПб.: Речь, 2012. – 540 с.
15. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
16. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/У. Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
17. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А. Петровской.-М.: МГУ, 2011. – 311 с.
18. Самыгин, С.И. Психология управления: учебное пособие/С.И. Самыгин, Л. Д.Столяренко– Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 270 с.
19. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2011. – 191 с.
20. Финькевич, Л.В. Конфликтология. учебно-методическое пособие/Л.В. Финькевич. – Мн: БГПУ, 2012. –32 с.
21. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.