Фрагмент для ознакомления
2
Лубок – вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование, пояснительные надписи и дополнительные к основному изображения.
Народная графика сильна своей связью с истоками народной мудрости. Она воздействует на национальные культуры мира. У многих народов есть свои родовые корни изобразительного искусства, основанного на истинно народном видении событий, взглядов на многие проблемы жизни человечества. Так, лубок является средством просвещения и эстетического воспитания русского народа.
Объект исследования: просвещение и эстетическое воспитание русского народа.
Предмет исследования: лубок как средство просвещения и эстетического воспитания русского народа.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему, раскрыть психолого-педагогический потенциал лубка как средства просвещения и эстетического воспитания и разработать проект по использованию лубка как средства просвещения и эстетического воспитания в педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа, культурологической, психологической, педагогической и методической литературы раскрыть ключевые понятия (лубок, просвещение, эстетическое воспитание).
2. Раскрыть сущность просвещения и эстетического воспитания русского народа.
3. Дать характеристику лубку как средству просвещения и эстетического воспитания.
4. Описать педагогический опыт использования лубка как средства просвещения и эстетического воспитания.
5. Разработать проект по использованию лубка как средства просвещения и эстетического воспитания.
Методы исследования: анализ тематической литературы, обобщения педагогического опыта.
Методологической основой исследования является эклектическое многообразие источников – от историографических трактатов до эстетической критики, – которые в совокупности дают возможность всесторонне изучить феномен «лубок». Рассуждения Г.П. Аксенова и В.А. Лебедева о технике гравюры очерчивают технические основы, необходимые для понимания художественной продукции лубка; С.В. Бурмистрова, в дополнение к этому, раскрывает особенности допечатной подготовки, присущие станковой графике, проливая свет на подготовительные нюансы медиума. Исследование Н.Ф. Шаниной сказок в творчестве русских художников, а также изучение А.Ф. Некрыловой городских народных гуляний раскрывают социокультурный спектр, который создает лубок. Проницательность В.Л. Музыканта в отношении динамики рекламы предлагает уникальный объектив, через который можно разглядеть коммуникативный потенциал лубка. Практическое руководство Н.К. Величко по созданию лубочных картинок подчеркивает доступность и педагогическую целесообразность этого средства.
Исследование М.Е. Захаровой вписывает лубок в массовую культуру XIX века, тем самым контекстуализируя его влияние на общество, а трактат В.М. Звонцова и В.И. Шистко по офорту обогащает понимание техники гравюры, ключевой для эстетики лубка. Анализ художественного языка лубка, проведенный Б.М. Соколовым, и исследование мифологических мотивов в русских сказках, проведенное А.А. Сусловым, придают исследованию многомерное понимание повествовательной и символической глубины лубка. Мифологический словарь В.Н. Топорова, наставления Н.А. Устрицкой по офорту и основы композиции Е.В. Шорохова в совокупности служат основой для эстетического и технического анализа лубка. Записи в цифровой энциклопедии Л.Н. Пушкарева и Н.Н. Пушкаревой, а также семиотические эссе Ю.М. Лотмана расширяют теоретические рамки в область визуальной семиотики и культурного символизма.
Данная методологическая база, укрепленная взаимосвязью разнообразных источников, позволяет провести многогранное исследование лубка. Он охватывает техническую виртуозность, связанную с его созданием, его роль как педагогического и коммуникативного средства в русском обществе, а также его непреходящее наследие в современной культурной и художественной среде. Используя данные источники, исследование прослеживает сложные взаимосвязи между эстетической формой лубка, его социокультурными функциями и педагогическими последствиями, тем самым внося свой вклад в обсуждение русского народного искусства и его многогранных аспектов.
В сфере академических исследований научная новизна исследования проявляется в междисциплинарном подходе, когда лубок воспринимается не просто как исторический объект, а как сложный культурный феномен, связанный с развитием российского общества. Используя возможности данного исследования, можно предложить инновационную перспективу, в которой роль лубка как педагогического инструмента и его влияние на эстетические чувства населения рассматриваются с точки зрения культурной семиотики и визуальной риторики.
В гипотезе исследования заложено предположение о том, что лубок выходит за традиционные рамки народного искусства, выступая катализатором просвещения и эстетического воспитания на фоне разнообразия российских социокультурных реалий. Многогранная природа лубка, включающая в себя художественные, образовательные и коммуникативные измерения, до сих пор была недостаточно изучена с точки зрения его способности способствовать тонкому пониманию русского этоса и идентичности.
Научная новизна данного исследования заключается в целостном рассмотрении лубочного искусства, оспаривании и расширении традиционных представлений о его значении, а также в переоценке его роли в более широком спектре российского культурного наследия и образовательных практик.
Теоретическая значимость исследования: рассмотренные в данной работе теоретические положения способствуют расширению подходов к использованию лубка как средства просвещения и эстетического воспитания.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения в педагогической деятельности разработанного проекта педагогического процесса по использованию лубка как средства просвещения и эстетического воспитания.
Структура работы: соответствует логике исследования и включает введение, содержание, две главы, выводы и список литературы.
Глава 1. Лубок в контексте этнокультурного развития России
1.1. Исторический экскурс: происхождение и эволюция лубка
Определение генезиса и эволюции лубка в русском этнокультурном пространстве требует изучения самых ранних упоминаний о нем, где пересекаются мифологические, художественные и общественные темы. Прояснение мифологических основ В. Н. Топоровым позволяет представить историю, в которой лубок является не только визуальным артефактом, но и повествовательным средством, пропитанным мифологией и этикой своего времени [Топоров, 2014]. Техники создания лубка, описанные Н.А. Устрицкой, и основополагающие принципы композиции, сформулированные Е.В. Шороховым, служат техническим основанием для художественной эволюции лубка [Устрицкая, 2009; Шорохов, 1979].
Цифровой сборник Л.Н. Пушкарева и Н.Н. Пушкаревой предлагает взглянуть на траекторию развития лубочного искусства в русской визуальной культуре, позиционируя его как стержень в более широком дискурсе русского народного искусства [Пушкарев, Пушкарева]. Техники глубокой печати, сформулированные Г.П. Аксеновым и В.А. Лебедевым, в сочетании с особенностями допечатной подготовки в станковой графике, освещенными С.В. Бурмистровой, еще больше обогащают понимание материальности лубка и его эстетических измерений [Аксенов, Лебедев, 2012; Бурмистрова, 2010]. Педагогический потенциал лубка как носителя культурных нарративов и нравоучений еще больше подчеркивает дидактический подход Н.К. Величко [Величко, 2016]. Изображение лубка как феномена российской массовой культуры М.Е. Захаровой и его технические и исторические аспекты, рассмотренные В.М. Звонцовым и В.И. Шистко, дополняют дискурс социально-исторической перспективой, тем самым обогащая повествование о многогранной роли лубка в российском обществе [Захарова, 2012; Звонцов, Шистко, 2004].
Исторический экскурс, опирающийся на разнообразные источники, призван раскрыть сложную структуру происхождения лубка и его трансформационный путь, тем самым проливая свет на его непреходящее наследие в русском этнокультурном спектре. Посредством анализа этой истории исследование стремится внести свой вклад в возрождение интереса к лубочным картинам, выступая за их переоценку не только как исторического артефакта, но и как живого свидетельства богатого культурного и художественного наследия России.
Траектория развития лубка в XVII-XIX веках, отмеченная глубокими социокультурными трансформациями, проясняет динамическое взаимодействие между художественным выражением и общественным потоком. По словам Б. М. Соколова, художественный лексикон лубка развивался вместе с изменчивыми контурами русской социальной структуры, отражая эпоху, и глубинные течения народных духовных ценностей [Соколов, 1999]. Влияние мифологических мотивов, проанализированное А.А. Сусловым, на повествование лубочного рассказа, свидетельствует о синкретизме языческих и христианских элементов, отражающем сложный спектр русской духовной жизни [Суслов, 2012]. Мемуары Н. Д. Телешова дают яркое представление о культурной среде эпохи, в которой лубок процветал как повсеместный элемент русского повседневного бытия, служа одновременно и средством народного развлечения, и средством распространения нравоучительных и дидактических повествований [Телешов, 1966]. Семиотическое богатство лубка, рассмотренное Ю.М. Лотманом, обнаруживает его способность кодировать и передавать многогранные сообщения, преодолевая сферы сакрального и профанного, политического и личного [Лотман, 2002].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнов, Г.П. Техники гравюры: учебное пособие / Г.П. Аксёнов, В.А. Лебедев; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 137 с.
2. Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. – Москва: Моск. рабочий, 1961. -231 с.
3. Бурмистрова С.В. Особенности предпечатной подготовки в станковой графике. Новые технологии. Выпуск 2. – Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ», 2010.
4. Величко Н.К. Рисуем в силе русский лубок. – М.: Хоббитека, 2016. – 80 с.: цв. ил. – (Вот так!).
5. Головачев В.Г, Лащилин Б. Народный театр на Дону. – Ростов на Дону: Ростиздат. 1947. – 184 с.
6. Захарова М.Е. – Лубок, как явление Российской массовой культуры XIX века // известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. №27. C. 634-637.
7. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. Техника. История. – Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 2004. – 272 с.
8. Лотман Ю.М., Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») – СПб.: Академический проект, 2002.- C.322-339
9. Лубок. – URL: https://store.russianarts.online/collection/lubok-2 (дата обращения 21.11.2020).
10. Музыкант В.Л., Реклама в действии: история, аудитория, приемы. Учебное пособие. – М.: Издательство «Эксмо», 2006. – 240 с.
11. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л.: Искусство, 1984. – 191 с.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 с.
13. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – нач. XX в. – Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1988. – 254 с.
14. Пушкарев Л.Н., Пушкарева Н.Н. Лубок русский изобразительный: онлайн энциклопедия Кругосвет. – http:// www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/ izobrazitelnoe_iskusstvo/ LUBOK_RUSSKI_IZOBRAZITELNI.html
15. Ровинский Д.А. Русские народные картинки: в пяти книгах. -Книга 5. – Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1881.-567 с.
16. Русская футуристическая книга. – М.: Книга, 1989. – 248 с.
17. Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка, РГТУ, 1999, 264 с.
18. Суслов А.А. – Мифологические образы пространства русской сказки // вестник томского государственного университета (культурология и искусствоведение). 2012. №1(5) C. 18-24.
19. Телешов Н.Д., Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом. – М.: Московский рабочий. 1966. – 180 с.
20. Топоров В.Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1 / Ред-сост. А. Григорян. – М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. – 600 с.
21. Устрицкая Н.А. Офорт: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГУ, 2009.
22. Цветные русские народные картинки XVII – XIX века из книги Ровинского 1881 года. – URL: https://zen.yandex.ru/media/cameralabs/cvetnye-russkie-narodnye-kartinki-1719-veka-iz-knigi-rovinskogo-1881 -goda-59ed6882a815fl 82с5Ь29е38 (дата обращения 21.11.2020).
23. Церетелли H.M. Русская крестьянская игрушка. – Москва-Ленинград: Academia, 1933. -249 с.
24. Шанина Н.Ф., Сказка в творчестве русских художников. – М.: Искусство, 1969. – 136 с.
25. Шорохов Е.В. Ш79 Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по спец. N° 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. -303 с., ил.