Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации современных педагогических технологий в профессиональной подготовке педагогов в поликультурном образовательном пространстве 6
1.1. Современные парадигмы педагогического мышления в поликультурном образовательном пространстве 6
1.2. Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке педагогов 14
1.3. Средства и способы профессиональной подготовки педагогов в поликультурном образовательном пространстве 20
Глава 2. Методические аспекты современных педагогических технологий в профессиональной подготовке педагогов в поликультурном образовательном пространстве 27
2.1. Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагогов в поликультурном образовательном пространстве 27
2.2. Методические рекомендации по профессиональной подготовке 30
педагогов в поликультурном образовательном пространстве 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 37
Приложение 1 37
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы реализации современных педагогических технологий в профессиональной подготовке педагогов в поликультурном образовательном пространстве
1.1. Современные парадигмы педагогического мышления в поликультурном образовательном пространстве
Суть любого современного образовательного процесса полностью регламентирует ФГОС на всех этапах образования, от дошкольного, до вузовского. Деятельность педагогических кадров регламентируется профессиональным стандартом. Как ФГОС, так и профессиональный стандарт (ПС) предъявляют соответствующие требования к организации любой образовательной среды. Эти подходы не должны противоречить содержанию современных парадигм педагогического мышления. Оба эти нормативных документа задают всем педагогическим работникам определённые уровни профессионального мастерства и профессиональной компетентности, с целью успешного решения всех стоящих образовательных задач.
Чтобы всё это осуществить успешно, педагог должен иметь соответствующее педагогическое мышление. Под педагогическим мышлением понимают обобщенное и опосредованное отражение в сознании учителя различных проявлений современной педагогической действительности [12].
Поликультурное образовательное пространство определяется как территориально обозначенное пространство. Оно отражает специфичные характеристики культурного многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации всех тех, кто обучается (представители разных национальностей). Целью развития поликультурного образовательного пространства является формирование субъекта, который способен к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. Учащийся субъект обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований и др.
Поликультурное пространство - это часть среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания. Это выражается в людях, их поведении, народных традициях, обычаях.
К принципам поликультурного образования относят:
-принцип диалога и взаимодействия культур;
- принцип стратегии интеграции и консолидации во взаимодействии;
- принцип овладения содержанием поликультурного образования;
-принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей;
-принцип учета национального и культурного факторов.
У педагога это проявляется в способности успешно решать стоящие перед образованием задачи и решать возникающие при этом противоречия. Такое мышление возникнет лишь в том случае, если педагог в состоянии осмысливать все те преобразования и новые подходы, которые в настоящее время осуществляются в инновационной образовательной среде. Речь может идти об отношениях субъектов образовательного процесса, о формировании у обучающихся новых образовательных результатов и др.
Педагогическое мышление учителя формируется как профессиональная мыслительная способность субъекта. Эта способность позволяет профессионально анализировать, сравнивать и обобщать любую образовательную практику. При этом, педагог, который глубоко владеет собственной профессиональной компетенцией, может всё это реализовать не только на практике, но и в разработке новой теории, и даже методологии.
Современные педагогические процессы, где педагог является сегодня активным исследователем, позволяют создавать педагогические теории и концепции, делать новые методические открытия. Всё это даёт возможность по-новому подходить к обучению, воспитанию и развитию детей и подростков. Можно говорить о том, что новое педагогическое мышление учителя – это гибкое, динамичное, способное к саморазвитию, открытое, критичное мышление компетентного человека в своей профессиональной области деятельности [6].
Именно ФГОС и ПС регламентируют достаточно большое количество профессиональных действий педагога, что позволяет сегодня говорить о системном подходе в этих вопросах. В современной педагогике и современной образовательной среде чаще всего выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
1. Когнитивная.
2. Личностно ориентированная.
3. Функционалистская.
4. Культурологическая.
На практике чаще всего говорят о личностно ориентированной парадигме, которая рассматривается как личностно ориентированный подход в обучении. В современной образовательной среде личностно ориентированная парадигма рассматривается в совокупности с системно-деятельностным подходом, который регламентирует ФГОС. Когнитивная парадигма. Относится к познанию только на основе мышления субъекта, следовательно, это направление важно учитывать в любой образовательной среде и при любых подходах.
Цель обучения традиционного образования заключалась в формировании у субъекта соответствующих предметных знаний, умений и навыков. В современной образовательной среде речь идёт о несколько ином обобщённом результате образования. В качестве одного из основных требований ФГОС к результатам образования выступает овладение школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными.
УУД призваны обеспечить овладение субъектами ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Владение всем комплексом УУД даст ученикам очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий. Для этого, учителю необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. - No2. - С. 57-61.
2. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения 04.03.2024).
3. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - No4. - С. 197.
4. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
5. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Гурова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
6. Зубов, Н.К. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / Н.К Зубов. – М.: АРКТИ, 2019. – 144 с.
7. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.
8. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
9. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании [Текст] / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
10. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
11. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2012. – 136 с.
12. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 166 с.
13. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008 – 328 с.
14. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст] / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
15. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
16. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011. - 366 с.
17. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие [Текст] / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
18. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
19. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
20. Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений [Текст] / Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
21. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя математики [Текст] / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
22. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
23. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала [Текст] / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89.
24. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2001. – 136 с.
25. Ямбург, Е.А Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.