Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, предъявляют много требований к образовательному результату, который, кроме получаемых предметных знаний, умений и навыков (ЗУН) должен быть также реализован, в виде универсальных учебных действий (УУД) различных групп, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Из всех иных видов деятельности для детей дошкольного возраста изобразительное искусство продолжает занимать одно из ведущих мест, что отмечено практически во всех нормативных документах. Именно этот вид деятельности способствует всестороннему развитию личности ребенка и развитию его образных представлений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует реализацию в ДОУ образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». При этом, основной задачей является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. К творческой деятельности относят изобразительную, конструктивно – модельную, музыкальную и другие виды деятельности.
В художественно-эстетической деятельности выделяют три основных вида художественной деятельности, изобразительное, декоративное и конструктивное. При этом развитие творческих способностей дошкольников осуществляется в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
В современной образовательной среде развитие образных представлений у дошкольников является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, в рамках которого происходит обучение и воспитание детей. Сегодня это имеет особую актуальность и значимость, поскольку творчество субъекта можно рассматривать как основу общепринятых человеческих ценностей. Рисование детей представляет собой не просто развитие образных представлений ребёнка. Это также представляет особый интерес для формирования художественно-образного мышления в целом. Здесь возникает вопрос следующего характера, какими личностными качествами в целом должен обладать субъект, чтобы проявлять художественно-образное мышление, которое часто называют творческим мышлением. Как правило, творческое мышление субъекта в большинстве случаев находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития образных представлений у детей 3-5 лет в процессе освоения рисования.
Объект исследования: процесс развития образных представлений у детей 3-5 лет в процессе освоения рисования.
Предмет исследования: рисование дошкольников как средство развития образных представлений.
Задачи:
1. Провести анализ понятия образные представления дошкольника.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольника.
3. Изучить особенности развития образных представлений дошкольников посредством рисования.
4. Описать организационно-педагогические условия развития образных представлений дошкольников посредством рисования.
5. Предложить методические рекомендации по развитию образных представлений дошкольников посредством рисования (из опыта работы педагогов ДОУ).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
1.1 Сущность понятия «образные представления»
Образное представление и мышление рассматриваются, прежде всего, как категории философии. Это индивидуальная форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.
Под образным представлением понимают процесс использования воображения для достижения желаемого результата. Человек представляет то, что должно случиться, или получиться, чем это произойдет на самом деле. Образное представление – это обобщение образа, или итог чувственного познания человеком мира. Это могут быть необходимые, содержательные компоненты речевых отражений мира, или степень перехода от ощущения к мысли [14]. По степени обобщения в образе объективной реальности различают представления:
1. Единичные
2 Общие
3. Схематизированные.
Также выделяют зрительные, слуховые обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления.
Представление - это отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта субъекта. Образные представления субъекта непосредственно связаны с его образным, или художественно-образным мышлением.
А.Н. Леонтьев считал мышление высшей ступенью познания. Художественно-образное мышление нужно также понимать, как широкую сферу познания, особое видение человеком мира и его мироощущение.
Изобразительное искусство в дошкольной общеобразовательной организации в первую очередь связано с поиском данной идеи прекрасного на основе художественно-творческих решений. Эти процессы всегда сопряжены с интеллектуальными особенностями развития дошкольников, а именно - с их образными представлениями и художественно-образным мышлением.
Художественно-образное мышление – это продукт творческой деятельности субъекта. Такой тип мышления тесно связан с творческими способностями, с художественной наблюдательностью, с духовными качествами личности. Изобразительное искусство в образовательной организации – это, прежде всего, поиск художественно-творческих решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями детей.
Основным показателем любого творчества является интеллектуальная активность. Она сочетает в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему действий и операций. Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н.С. Лейтеса [9]. Он уделял особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии и формированием образных представлений.
В художественно-образном мышлении мы определяем творчество как способность мыслить эстетическими образами во множестве вариантов, где итоговым показателем выступает оригинальность образа. Художественное творчество дошкольников начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает яркие впечатления. Развивается умение их удерживать в памяти и осмысливать. Проектируя мыслительный художественный образ в пространство листа, ребёнок решает ряд задач по созданию наглядного, визуального образа. Он занят поисками решений, формулированием характеристик и др.
В психологической литературе представление соотносят с воображением. Под воображением понимают психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в соответствующем опыте. Воображение — это определенный отход от действительности. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Такое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах творческой деятельности [15].
Творческий компонент мышления часто называют креативностью. Креативность, или творческий тип мышления является специфичным, поскольку центральной характеристикой такого типа мышления является творческий характер, считает автор Э. Фромм. Он считал, что творческий тип мышления, или креативность – это способность человека находить нестандартные решения и способность удивляться. При этом, человек всегда получает нечто новое и нацелен на осознание своего имеющегося опыта [3].
Под творческим мышлением понимают такой тип мышления, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление - это мышление, которое всегда созидает, и даёт принципиально иное решение. Творческое мышление всегда приводит к открытиям и новым идеям. Развитое творческое мышление субъекта помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Такой тип мышления присущ не только людям творческих профессий [11].
Навыки генерирования идей имеют многие дети, и во многом это зависит от того, какие именно методы и приёмы используют педагоги. Творческий человек умеет видеть нечто новое в обыденном. Он глубже, чем все остальные умеет проникать в любой вопрос. Такого человека всегда отличает высокая познавательная активность и новизна рассуждений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга. - 2014. – 368 с.
2. Алимов, А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т. Алимов, И.Б. Савриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 01.03.2024).
3. Артамонов, В.И. Психология от первого лица [Текст] / В. И. Артамонов. – Москва: Академия, 2013. – 408 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т.А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2016. – 118 с.
5. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 01.03.2024).
6. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 01.03.2024).
7. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст]/ А.Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
8. Глебова, М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М. В. Глебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3979/ (дата обращения: 01.03.2024).
9. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития [Текст]/ Д. Н. Завалишина. – Москва: Институт психологии РАН. -2012. - 375 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер. - 2009. – 433 с.
11. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность [Текст] / Т.В. Иванова. - Вопросы психологии. -2012. - №1. - С.76-87.
12. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности [Текст]/ Д. Р. Кохановская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
13. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.– Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
14. Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / В.Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2014. - No4. – С. 23-36.
15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] /А. М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2013. – 720 с.
16. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс]/ Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (дата обращения: 01.03.2024).
17. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.С. Маркова. - Психологическая наука и образование. -2012. - №1. - С.51-58.
18. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е.В. Митина// Молодой ученый. —-2010. - № 8 (19). - Т. 2. — С. 175-176. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 01.03.2024).
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.] / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 01.03.2024).
20. Рязанцева, Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю. А. Рязанцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/ (дата обращения: 01.03.2024).
21. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 01.03.2024).
22. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности [Текст] / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2016. – 248 с.
23. Творческое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография [Текст] / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
24. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении [Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - No1. – С. 141-144.
25. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности [Текст] / Л.И. Шрагина. - Психологический журнал. -2010. -Т.21, №4. С. 73-78.