Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПРОДУКЦИЯ
1.1Определение и классификация высокотехнологичной и инновационной продукции, отраслей высокотехнологичной продукции
1.2 Особенности мировой торговли высокотехнологичной продукцией
1.3. Основные центры производства, экспортеры и импортеры высокотехнологичной продукции в мире
1.4 Тенденции и перспективы мировой торговли высокотехнологичной продукцией
ГЛАВА 2.ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
2.1 Место и роль России в мировой торговле высокотехнологичной продукцией
2.2. Производство высокотехнологичной продукции в России, ее значение для экономики и ВЭД страны
2. 3. Особенности внешней торговли высокотехнологичной продукцией
2.4. Господдержка в России производства высокотехнологичной продукции, в том числе экспортоориентированной
ГЛАВА 3 РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ УЧАСТИЯ РОССИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
3.1.Проблемы и риски участия России во внешней торговле высокотехнологично продукцией
3.2.Перспективы и тенденции развития производства в России высокотехнологичной продукцией, усиления ее позиций во внешней торговле данными товарами
3.3. Предложения по усовершенствованию государственного стимулирования внешнеэкономического экспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества. Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.
Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией, либо в «чистом виде» - в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой - получение прибылей.
В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т.к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.
Цель данной курсовой работы – исследовать внешнюю торговлю России высокотехнологичной продукцией.
Задачи исследования:
-изучить определение и классификацию высокотехнологичной и инновационной продукции, отраслей высокотехнологичной продукции;
-рассмотреть особенности мировой торговли высокотехнологичной продукцией;
-описать основные центры производства, экспортеры и импортеры высокотехнологичной продукции в мире;
-разобрать тенденции и перспективы мировой торговли высокотехнологичной продукцией;
-определить место и роль России в мировой торговле высокотехнологичной продукцией;
-проанализировать производство высокотехнологичной продукции в России, ее значение для экономики и ВЭД страны;
-описать особенности внешней торговли высокотехнологичной продукцией;
-разобрать господдержку в России производства высокотехнологичной продукции, в том числе экспортоориентированной;
-выявить риски и перспективы расширения участия России во внешней торговле высокотехнологичной продукцией.
Объектом исследования выступает внешняя торговая деятельность Российской Федерации.
Предметом исследования – структура и динамика развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПРОДУКЦИЯ
1.1 Определение и классификация высокотехнологичной и инновационной продукции, отраслей высокотехнологичной продукции
Задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий приобретает особую значимость в свете глобализации и открытости российской экономики.
На государственном уровне министерство промышленности и торговли РФ директивным путем определяет список высокотехнологичной продукции (работ, услуг) с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики.
В отечественной и зарубежной литературе управление производством и продажами высокотехнологичной продукции обычно изучается в рамках традиционных подходов [9]. В настоящее время информация о специфике такой продукции в контексте рыночных отношений, особенностях ее производства и спроса на нее, не систематизирована, и не предлагаются какие-либо специальные подходы или методы.
Высокотехнологичная продукция представляет собой продукты, производство которых требовало применения "высоких технологий", а отрасли, занимающиеся созданием таких продуктов, играют важную роль в современной экономике. Изначально термин "высокие технологии" применялся только к нескольким наукоемким отраслям, специализирующимся на разработке военных технологий [12]. Однако, в настоящее время понятие "высокие технологии" значительно расширилось и включает в себя все отрасли с высоким наукоемким потенциалом. Высокотехнологичные продукты также должны отвечать новым потребностям общества.
На сегодняшний день классификация продуктов с высокотехнологичной основой может осуществляться по разным критериям: от наукоемкости отрасли до длительности жизненного цикла продукта
Необходимо отметить, что существует различие в определении высокотехнологических отраслей между Россией и остальным миром, что влияет на конкретные направления развития. В свете вышеизложенного можно заключить, что для России основной задачей является обеспечение конкурентоспособности инновационной высокотехнологичной продукции на мировом рынке научно-технической продукции.
1.2 Особенности мировой торговли высокотехнологичной продукцией
За последнее десятилетие мировой рынок высокотехнологичной продукции развивается с удивительной скоростью. Этот процесс привлекает внимание исследователей, поскольку конкурентоспособность страны на глобальном рынке напрямую связана с развитием национальной экономики в целом. Высокотехнологичные отрасли, такие как электроника, информационные технологии, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство и обработка газа, а также космическая сфера служат основой для мировых рынков высоких технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Асирян, Д. С. Мировой рынок высокотехнологичной продукции // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 75-77.
2.Варшавский, А. Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России // Экономическая наука современной России. – 2020 – № 2 – С. 6 - 14
3.Веснин В.Р. Мировая экономика: учебное пособие. - М.: Проспект. 2021-128 с.
4.Григорян К.Г. Мировая экономика: учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2022. - 194с.
5.Демин С.С. Инновационная модернизация высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики России. - М.: ФГУП «ГосНИИГА», 2023. – 108 с.
6.Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. - 416 с.
7.Иванченко, А. Г. Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (203). — С. 171-174.
8. Иванченко, А. Г. Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы // Молодой ученый. – 2022 – № 17 – С. 178–180.
9.Колмыкова Т.С., Галахов Д.И. Проблемы инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики России// Микроэкономика - 2021. - № 3. - С. 91-94.
10. Коночкина, Т. В. Формирование производственной программы выпуска высокотехнологичной продукции. – Челябинск, 2021. – 26 с.
11.Кузьмин, И. В. Международное сотрудничество как форма стимулирования инновационной деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 11. – Ч. 2. – С. 1042–1046.
12.Леденева, М.В. Мировая экономика и международные экономические отношения стран региона: творческие задания. - М.: Волгоградское научное издательство, 2023. - 518 c.
13.Липсиц, И.В. Экономика. - М.: Вита-Пресс; 2022. - 352 c.
14.Микаелян, К. С. Анализ мирового рынка высоких технологий // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (233). — С. 248-253.
15.Проскурнин С.Д. Роль высокотехнологичной продукции в экономическом развитии России // Фундаментальные исследования. -2021. - № 9. - С. 404-410.
16.Раджабова З. К. Мировая экономика: учебник. - М.: Инфра-М, 2021. - 352с.
17.Сутырин С.Ф. Мировая экономика: учебное пособие. - М.: Юра Юрайт, 2022. - 172с.
18.Спартак А.Н., Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник - 2022. - № 10. - С. 3-22.
19.Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территории - 2022. - С. 62-77.