Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Государственная политика РФ в области обороны и военного строительства направлена на развитие и модернизацию Вооруженных Сил РФ, других вооруженных сил, военных организаций и структур, призванных обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства при любых обстоятельствах и условиях.
Согласованность проводимого Россией в соответствии с Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 курса на укрепление обороноспособности, внутреннего единства, политической стабильности, модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечила укрепление нашего внешнего и внутреннего суверенитета.
Несомненно, обеспечение национальной безопасности связано с военной безопасностью. Согласно "Военной доктрине РФ" , военная безопасность РФ - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением или угрозой применения военной силы. Под ней следует понимать отсутствие военных угроз или характеризующееся способностью противостоять им.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании порядка прохождения военной службы.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности порядка прохождения военной службы.
Целью исследования является анализ порядка прохождения военной службы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть правовые основы военной службы;
2.рассмотреть порядок исполнение обязанностей военной службы и прохождение военной службы гражданами РФ;
3.выявить особенности порядка прохождения военной службы;
4.определить сроки прохождения военной службы;
5.проанализировать особенности правоприменительной практики и направления совершенствования порядка прохождения военной службы;
6.провести оценка эффективности порядка прохождения военной службы.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Волков А.М., Жаринов К.Г., Макарейко Н.В., Попов Л.Л. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы понятия военной службы как особого вида государственной службы
1.1 Правовые основы военной службы
Военные организации государства осуществляют свою деятельность военными средствами и служат целям обеспечения военной безопасности РФ.
Под военной организацией следует понимать систему, включающую органы военного и государственного управления, Вооруженные Силы РФ, другие формирования, военные организации и учреждения, создаваемые в военное время, а также оборонно-промышленный комплекс (например, судостроительная промышленность с целью обеспечения военно-морского флота, ракетно-космическая промышленность, промышленность обычного вооружения и т.п.) в целях обеспечения боеготовности и вооруженной защиты России.
Военная методика определяет специфику деятельности подразделений, которая выражается не только в боевых действиях, но и в специфических формах деятельности, таких как стратегические операции, совместные операции, контртеррористические операции и другие операции.
В соответствии с п.1. ст.3 ФЗ РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» внутреннее законодательство в области национальной обороны базируется на Конституции РФ, международных договорах РФ и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ в области обороны.
При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с п.1.1 ст.3 ФЗ РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», введенным ФЗ от 08.12.2020 № 429-ФЗ, решения межгосударственных органов, принятые в соответствии с положениями международных договоров, противоречащих Конституции РФ, не подлежат исполнению.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной страны понимается совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер, направленных на вооруженную защиту и вооруженную оборону РФ, обеспечение территориальной целостности и подготовку к неприкосновенности.
В целях обороны определяются воинские обязанности и военно-транспортные обязанности граждан РФ для федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также для владельцев транспортных средств. Основой военной безопасности является уровень готовности населения, экономики и военных организаций.
Поддержание сил обороны - важнейшая функция государства: согласно Указу Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400, укрепление суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности имеет для нашей страны первостепенное значение. Важно подчеркнуть, что защита Отечества - это конституционный долг и обязанность российского народа. В данном контексте под конституционным долгом следует понимать установленную государством в интересах всех членов общества и закрепленную в Конституции РФ и федеральном законодательстве необходимость, которая предписывает каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность за его ненадлежащее исполнение.
Возлагая на граждан РФ обязанность по прохождению военной службы, п.1 ст.8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает определенные категории граждан, на которых он распространяется. Так, например, не подлежат воинскому учету граждане, проходящие военную службу, и лица женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 . Кроме того, не подлежат воинскому учету лица, постоянно проживающие за пределами России, снятые с учета в органах внутренних дел по месту жительства в РФ и получившие разрешение на проживание от органов государственной власти по месту жительства. От военной службы освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья в соответствии с расписанием болезней утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 № 565 , граждане, имеющие ученую степень, граждане, являющиеся сыновьями или братьями военнослужащих, а также граждане, освобожденные от военной службы, получившие увечье, травму, заболевание или смерть в период прохождения военной службы или военных сборов в соответствии со ст. 23 ФЗ от 28 марта 1998 № 53-ФЗ. Кроме того, призыву не подлежат граждане, в отношении которых возбуждено уголовное дело, имеется непогашенная или неснятая судимость.
Таким образом, можно сделать вывод, что не все граждане РФ, способные исполнить обязанности по военной службе, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством РФ. Обязанность прохождения военной службы определяется государством в соответствии с правовыми нормами, которые соответствуют современным реалиям и меняются в зависимости от внешних и внутренних факторов.
В данном контексте к факторам относятся изменения в экономической, политической, культурной, международной и иных сферах, а также присущие им угрозы и риски.
1.2 Исполнение обязанностей военной службы и прохождение военной службы гражданами РФ
В соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей, согласно ч.2 ст.6 Конституции РФ, все граждане России несут конституционную обязанность по защите Отечества, но не все граждане обязаны по закону проходить военную службу. Участие граждан в обеспечении обороны и безопасности предполагает как выполнение обязательств и обязанностей по защите Отечества, так и реализацию прав и свобод по защите конституционного строя, обеспечению обороны и безопасности государства. В свою очередь, обязанность прохождения военной службы является юридической обязанностью отдельных граждан.
Основной формой защиты Отечества является обязанность граждан проходить военную службу, которая включает в себя военную службу по призыву и военную службу по контракту.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Сайт]. − URL: http://constitution.garant.ru
2. О системе государственной службы РФ : Федеральный закон № 58-ФЗ : принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года (ред. 14.02.2024) − Текст: электронный // КонсультантПлюс: [Сайт]. − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 04.03.2024)
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ" // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351
4. Военная доктрина РФ (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета, № 298, 30.12.2014
5. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обороне" // "Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750,
6. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475
7. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 26.01.2024) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, № 28, ст. 3831.
8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 23.11.2023) "Об утверждении Положения о воинском учете" // Собрание законодательства РФ, 04.12.2006, № 49 (2 ч.), ст. 5220
9. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в РФ" // Собрание законодательства РФ", 26.09.2022, № 39, ст. 6590
10. Обзор судебной практики Кассационного военного суда по административным и гражданским делам во втором полугодии 2020 г., утвержденный президиумом Кассационного военного суда 3 февраля 2021 г. URL: https://vkas.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=16 (дата обращения: 04.03.2024).
11. Обзор судебной практики 2-го Западного окружного военного суда по административным и гражданским делам за первое полугодие 2020 года. URL: http://2zovs.msk.sudrf.m/modules.php?name=docum_sud&id=67 (дата обращения: 04.03.2024).
12. Обзорная справка о судебной работе гарнизонных военных судов Тихоокеанского флота по рассмотрению административных и гражданских дел в первом полугодии 2020 года, утвержденная президиумом Тихоокеанского флотского военного суда. URL: http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=21 (дата обращения: 04.03.2024).
13. Обзорная справка судебной практики рассмотрения военными судами административных, гражданских дел и материалов, а также дел об административных правонарушениях за 2020 год, утвержденная Постановлением президиума Южного окружного военного суда от 1 января 2021 года № 2. URL: http://yovs.ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_community&rid=55 (дата обращения: 04.03.2024).
Литература
14. Алтухова, Н. Ф. Эффективность управления кадрами государственной гражданской службы в условиях развития цифровой экономики и общества знаний : Монография / Финансовый университет при Правительстве РФ ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики. - 1-е изд. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 221 с.
15. Баранников, М. М. Обеспечение законности в сфере прохождения военной службы по контракту: военно-судебная практика / М. М. Баранников, С. С. Харитонов // Военное право. – 2023. – № 5(81). – С. 67-73.
16. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : Монография / Борщевский Г. А. - Москва : Юрайт, 2022. - 293 с.
17. Дикажев М.М. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Административное право и процесс. - 2022. - № 9. - С.16 - 19.
18. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба : Учебник для вузов / Знаменский Д. Ю. ; отв. ред. Омельченко Н. А. - 4-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 405 с.
19. Неверов, А. Я. Военная служба в Российской Федерации в период проведения специальной военной операции / А. Я. Неверов // Заметки ученого. – 2023. – № 10. – С. 32-36.
20. Носова, Н. П. Введение в специальность: государственное и муниципальное управление : Учебное пособие для вузов / Носова Н. П. - 3-е изд. - Москва : Юрайт, 2022. - 187 с.
21. Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба : Учебник и практикум для вузов / Прокофьев С. Е., Богатырев Е. Д., Еремин С. Г. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 323 с.
22. Прокофьев, С. Е. Государственная служба : Учебное пособие для вузов / Прокофьев С. Е., Богатырев Е. Д., Еремин С. Г. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 223 с.
23. Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / С. А. Барков [и др.] ; ответственные редакторы С. А. Барков, В. И. Зубков. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 245 с.
24. Харитонов, С. С. О современных тенденциях разрешения споров в сфере военной службы по материалам военно-судебной практики / С. С. Харитонов, В. С. Миронов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2023. – № 2(307). – С. 21-35.
25. Чаннов, С. Е. Служебное право : Учебник и практикум для вузов / Чаннов С. Е., Пресняков М. В. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2022. - 376 с.
26. Шувалова, М. А. Военная служба как особый вид государственной службы на основе актуальных нормативных правовых документов / М. А. Шувалова // Специальная техника и технологии транспорта. – 2022. – № 16. – С. 276-282.