Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка 5
1.1. Особенности реализации поликультурного образования в современной образовательной среде 5
1.2. Средства и способы обучения детей мигрантов русскому языку 11
Глава 2. Методические аспекты обучения детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка 16
2.1. Организационно-педагогические условия обучения детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка 16
2.2. Методические рекомендации по обучению детей-мигрантов как реализация современной образовательной технологии в преподавании русского языка 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности субъектов учения. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных интенсивных технологий и средств обучения, в том числе, при обучении детей-мигрантов.
Предназначение инновационных процессов заключается в развитии любой образовательной организации как педагогической системы и особой социальной организации с целью достижения качественно новых результатов образования. Образование, прежде всего, выполняет социально-культурную функцию. Любые преобразования в обществе трансформируются в новые цели образования, новое содержание и методы обучения и воспитания людей.
Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Социокультурная ситуация требует непрерывного повышения качества функционирования любой образовательной организации. Прежде всего – это необходимо для того, чтобы происходило их динамичное развитие.
Учебная деятельность является важнейшей и неотъемлемой частью в работе с иностранными гражданами при изучении ими русского языка. Для детей-мигрантов русский язык является иностранным, в связи с чем, при работе с детьми-мигрантами можно использовать педагогические технологии, которые хорошо себя зарекомендовали при обучении субъектов иностранному языку. Речь может идти о приёмах интенсивного изучения русского языка как иностранного, об игровых технологиях и методиках, о методиках проблемного обучения и др.
Языковой материал закрепляется эффективнее благодаря разным видам и формам учебной деятельности, когда обучающийся погружается в языковую среду и непосредственно осваивает языковые единицы.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость индивидуального обучения детей-мигрантов как современной образовательной технологии в преподавании русского языка.
Объект исследования: образовательный процесс обучения русскому языку детей-мигрантов.
Предмет исследования: средства и способы обучения русскому языку детей-мигрантов.
Задачи:
1. Изучить особенности реализации поликультурного образования в современной образовательной среде.
2. Рассмотреть средства и способы обучения детей мигрантов русскому языку.
3. Описать организационно-педагогические условия обучения детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка.
4. Предложить методические рекомендации по обучению детей-мигрантов как реализация современной образовательной технологии в преподавании русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка
1.1. Особенности реализации поликультурного образования в современной образовательной среде
Суть любого современного образовательного процесса полностью регламентирует ФГОС на всех этапах образования, от дошкольного, до вузовского. Поликультурное образовательное пространство определяется как территориально обозначенное пространство. Оно отражает специфичные характеристики культурного многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации всех тех, кто обучается (представители разных национальностей).
Целью развития поликультурного образовательного пространства является формирование личности субъекта, который способен к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. Учащийся субъект обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований и др. [12].
Поликультурное пространство - это часть среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания. Это выражается в людях, их поведении, народных традициях, обычаях.
К принципам поликультурного образования относят:
-принцип диалога и взаимодействия культур;
- принцип стратегии интеграции и консолидации во взаимодействии;
- принцип овладения содержанием поликультурного образования;
-принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей;
-принцип учета национального и культурного факторов.
Речь также может идти об отношениях субъектов образовательного процесса, о формировании у обучающихся новых образовательных результатов и др. [6].
В современной образовательной среде чаще всего выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
1. Когнитивная.
2. Личностно ориентированная.
3. Функционалистская.
4. Культурологическая.
На практике чаще всего говорят о личностно ориентированной парадигме, которая рассматривается как личностно ориентированный подход в обучении к каждому субъекту. Личностно ориентированная парадигма рассматривается в совокупности с системно-деятельностным подходом, который регламентирует ФГОС. Когнитивная парадигма относится к познанию только на основе мышления субъекта, следовательно, это направление важно учитывать в любой образовательной среде и при любых подходах к обучению, в том числе, детей-мигрантов.
Цель обучения традиционного образования заключалась в формировании у субъекта соответствующих предметных знаний, умений и навыков. В современной образовательной среде речь идёт о несколько ином обобщённом результате образования. В качестве одного из основных требований ФГОС к результатам образования выступает овладение школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными.
УУД призваны обеспечить овладение субъектами ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Владение всем комплексом УУД даст ученикам очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий.
Каждому школьнику необходимо научиться ставить цель и намечать план по ее достижению. Это относится к формированию всех УУД, в том числе и регулятивных. Цель – это, прежде всего, предвосхищаемый результат. Это означает, что каждому необходимо учиться прогнозировать и таким образом можно рассматривать каждое универсальное учебное действие.
Под организационно-педагогическими условиями развивающего личностно ориентированного обучения понимают возможности содержания, методов организационных форм обучения для решения задач образования. Это целостный педагогический процесс, сознательно сконструированный и спроектированный педагогом, который предполагает достижение определенного результата в ходе педагогического воздействия [2].
Педагогические условия должны охватывать все элементы педагогического процесса, содержательные и процессуальные. Под содержательными аспектами понимают содержание образования, а под процессуальными - образовательные технологии, методы и формы организации образовательного процесса, стиль обучения и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
2. Алипулатова, Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур [Электронный ресурс] // Журнал «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки». – 2013. № 1. – С. 104-106 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneurochnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-dialoge-kultur (дата обращения: 07.03.2024).
3. Акишина, А. А. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А.А. Акишина. – М.: Русский язык. Курсы, 2005. – 256 с.
4. Антонова, В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т [Текст] / В.Е. Антонова. – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2012. – 200 с.
5. Афанасьева, Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике
русского языка для иностранцев [Текст] /Н.А. Афанасьева. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
6. Афанасьева, Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по
русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень [Текст] /Н.А. Афанасьева. – М.: Академия, 2006. – 184 с.
7. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как
неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. [Текст] / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2017. – С. 118-124.
8. Бархударова, С.Г. Большой орфографический словарь русского
языка: более 106 000 слов [Текст]/ Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко и Л. И. Скворцова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2007. – 1150 c. Блинова З.В. Фестиваль фразеологизмов [Текст] // РЯШ. 2009. No 5. С. 48 – 51.
9. Гавриленко, Д.С. Лингвистический КВН «Часть речи – имя
существительное» [Текст] /Д.С. Гавриленко. - РЯШ. 2005. No 2. С. 48 – 49.
10. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н.Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
11. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Гурова. - Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
12. Зайцева, И.А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) / И.А. Зайцева. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 07.03.2024).
13. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения РКИ [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 07.03.2024).
14. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.
15. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
16. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании [Текст] / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
17. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
18. Коршун, Н.С. Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды [Электронный ресурс] // – 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/22/metodicheskie-rekomendatsii-prepodavanie-russkogo-yazyka-kak (дата обращения: 07.03.2024).
19. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2017. – 136 с.
20. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 166 с.
21. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
22. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
23. Новикова, Н.С. Русский язык как иностранный. Н.С.Новикова,
О.М.Щербакова. [Текст] / Н.С. Новикова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 368 с.
24. Оглуздина, Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина. - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. - Вып. 2 (104). - С. 91–94.
25. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как
иностранного [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2010. – 334 с.