Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения анализа показателей рентабельности и поиска путей их улучшения обусловлена следующим: предприятие может стабилизировать благоприятные тенденции и устранить неблагоприятные путем анализа критериев рентабельности, поиска тенденций в их изменении, а также разработки и внедрения мер по улучшению этого показателя.
Рентабельность считается важнейшим показателем эффективности организации, который характеризует стоимость и качество продукта. В процессе производства и продажи любого продукта показатель рентабельности позволяет проанализировать уровень окупаемости затрат и степень их использования.
Показатели рентабельности представлены в процентном выражении и отражают долю прибыли от каждой единицы денежных затрат. Рентабельность означает соотношение дохода и капитала, вложенного в формирование этого дохода.
Устанавливая такую взаимосвязь, показатели рентабельности позволяют установить взаимосвязь между степенью рентабельности компании и аналогичным использованием капитала, приобретенного в возможных рискованных ситуациях.
Ожидается больший доход от инвестиций с повышенной степенью риска, в противном случае инвестиции будут неуместны.
Измерение рентабельности характеризует интегральные показатели деятельности предприятия. Прибыль сравнивается с суммой капитала, которая требуется для получения этой прибыли.
Рентабельность играет важную роль в оценке эффективности любой компании. Получит ли компания достойный уровень дохода или нет, зависит от рациональности и целесообразности решений, принимаемых руководством компании.
Рентабельность считается одним из ведущих критериев качества управления. Рост показателя рентабельности влияет на рост финансовой устойчивости компании. Показатели рентабельности для любых предпринимателей дают характеристику уровня привлекательности бизнеса в определенной сфере деятельности.
Цель исследования – выполнить оценку и предложить пути повышения рентабельности производства на примере ПАО «ЛУКОЙЛ».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы повышения рентабельности производства;
2) выполнить оценку и анализ рентабельности производства ПАО «ЛУКОЙЛ»;
3) пути повышения рентабельности производства на примере ПАО «ЛУКОЙЛ».
Объект исследования – ПАО «ЛУКОЙЛ».
Предмет исследования – оценка и пути повышения рентабельности производства.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и понятие рентабельности предприятия
В настоящее время в рыночной экономике появляется все больше и больше торговых компаний. Каждая компания старается достичь как можно большего с минимальными затратами. Чтобы обеспечить рентабельность своего бизнеса, предприниматель должен тщательно проанализировать текущую ситуацию на рынке, а также внутри своей компании. Достижение главной цели – максимизации прибыли – возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торговой компании. Рентабельность (от нем. profitable – выгодный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Всесторонне отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Компания, которая получает прибыль, считается прибыльной. Обобщающим показателем экономической эффективности является показатель рентабельности [15].
Рентабельность означает рентабельность, доходность компании. Он рассчитывается путем сравнения валового дохода или результата с затратами или используемыми ресурсами. Результаты в каждой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, соответствующих системе кровообращения, обеспечивающей деловую активность предприятия [1].
Коэффициенты рентабельности являются важными характеристиками факторной среды для увеличения прибыли компании. При анализе производства показатели рентабельности используются в качестве инструмента инвестиционной политики и ценообразования.
Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности, который комплексно отражает эффективность использования материальных, трудовых, денежных и других ресурсов.
В современной зарубежной и отечественной литературе было выделено несколько определений понятия «рентабельность» (таблица 1), рассмотрение которых привело к выводу, что данное определение требует более фундаментальной интерпретации с точки зрения концептуального моделирования.
Таблица 1 – Дефиниция понятия «Рентабельность предприятия»
На основе приведенных выше концепций рентабельности была создана общая концептуальная модель, отражающая экономическое значение рентабельности компании в зависимости от отрасли применения, включая железнодорожный транспорт. Рентабельность предприятия – это соотношение доходов и расходов предприятия, выполняющего свои функции в производственном цикле, основанное на оценке деятельности руководства и персонала с точки зрения распределения и использования капитала с целью увеличения капитала, обогащения предприятия и руководства, максимизации отдачи от вложенных средств и удовлетворить личные надежды на деловую активность.
Рентабельность гарантирует не только окупаемость вложенных в ресурсы средств, но и формирование прибыли, заработной платы сотрудников и самого собственника.
Рентабельность также зависит от стоимости продаваемой продукции. Обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость, тем выше показатели рентабельности.
Рентабельность производства и окупаемость инвестиций, в дополнение к массе прибыли, зависят от эффективности использования производственных ресурсов. Чем эффективнее руководство предприятия использует свои ресурсы, тем выше рентабельность [18].
В экономике под рентабельностью производства понимается соотношение дохода от деятельности и капитала, вложенного в создание этого дохода [5].
К основным показателям рентабельности предприятия относятся: рентабельность собственного капитала; валовая прибыль; рентабельность продаж; рентабельность активов.
Рентабельность производства, наряду с такими показателями, как: рентабельность основных фондов, персонала, производственных затрат, относится к дополнительным показателям. Этот показатель рассчитывается как отношение прибыли к сумме значений основных средств и оборотного капитала
Таким образом, рентабельность является важным показателем рентабельности любого предприятия, который отражает эффективность управляющего активами. В основе рентабельности лежат активы, которые приносят прибыль. Компании, которые могут получать большую прибыль от меньшего количества активов, более эффективны. Они будут более прибыльными и будут обладать большей инвестиционной привлекательностью.
Рентабельность – это показатель качества затрат, который характеризует эффективность предприятия и характеризует отдачу от затрат, а также материальных и нематериальных ресурсов, используемых для коммерческой деятельности и реализации продукции.
Рентабельность и эффективность недвижимости характеризуют рентабельность предприятия и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам или пунктам затрат. Это наиболее важная группа показателей, поскольку результаты анализа этих показателей позволяют принимать решения об инвестировании собственных средств в то или иное предприятие, характеризовать целесообразность предприятия и определять конечную цену [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абгарян М. В. Построение нечеткой модели для оценки финансовой устойчивости предприятия // ГИАБ. – 2020. – №6. – С. 131–137.
2.Авдеенко И.А. Факторы повышения прибыли и рентабельности // Новая наука: От идеи к результату. – 2023. – № 5–1 (84). – С. 112–114.
3.Алферина О.Н. Анализ структуры капитала и повышение финансовой устойчивости предприятия // Инновационная наука. – 2020. – №1. – С. 45– 49
4.Анализ показателей рентабельности на предприятии / Под ред. Г. И. Платонов. – М.: Глобол, 2022. – 185 с.
5.Балакин М. Ф. Методические аспекты оценки финансовой устойчивости предприятия // УЭкС. – 2023.– №12 (48). – С. 84–93.
6.Баснукаев, И.Ш. Финансовый анализ состояния предприятия: задачи и методы оценки используемых ресурсов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2022. – № 45. – С. 43.
7.Гоник Г.Г., Даренский Р.Н. Рентабельность и пути ее повышения // Colloquiumjournal. – 2022. – № 13–5 (65). – С. 14–18.
8.Гореликова–Китаева О.Г. Экономический словарь. От теории к практике. Учебное пособие. – М.: ЭБС АСВ, 2021. – 780 с.
9.Губина, А. Н. Способы сохранения рентабельности и укрепления позиции предприятия // Проектное управление социально–экономическим развитием региона - 2023. – С. 26–28.
10.Конюк, В.Р. Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции / // Наука молодых - 2023. – С. 241–246.
11.Крапивина, Г. В. Влияние внешних и внутренних факторов на прибыль и рентабельность предприятия в условиях экономических санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6–1(88). – С. 228–234
12.Млынарская Т.И. Направления повышения рентабельности работы организации // Современные тенденции в экономике. – 2022. – № 4. – С. 7–9.
13.Орлова, А. В. Пути повышения рентабельности на предприятии // Экономика и менеджмент. – 2023. – № 3 – C. 22-29
14.Особенности и пути предотвращения недобросовестной конкуренции / Под ред. Л.В. Никиткова. – Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ, 2020. 255 с.
15.Платонов, Г.И. Анализ динамики и структуры денежных потоков. – Курск: Юго–Зап. гос. ун–т, 2020.– 356 с.
16.Поиск резервов и путей повышения рентабельности производства на предприятии / под. ред. М.В. Жилина, Э.Р.Самкова. – М.: Наука, 2021.– 124 с.
17.Поляков, М.В. К вопросу о взаимосвязи риска, предпринимательства и доходности // Инновационные подходы к развитию агропромышленного комплекса региона - 2022. – С. 128–133.
18.Сайфидинов, Б. Б. Исследование основных направлении роста прибыли и рентабельности на предприятии // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 4(67). – С. 543–548
19.Скорев М.М. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации // Ученые записки. – 2022. – №4. – С. 130–136.
20.Федосеева В. А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие – М.: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – 225 с.
21.Филатов В.В., Бузулуцкая М.В., Олимпиев А.В., Тихачев С.А. Анализ системы корпоративного управления ПАО «ЛУКОЙЛ» // Индустриальная экономика. – 2023. – Т. 2. – № 4. – С. 198–205.
22.Экономика предприятия: учеб. для студ. / под ред. В. И. Гришина, Я. П. Силина. – М.: Кнорус, 2021. – 472 с.
23. Официальный сайт компании «ЛУКОЙЛ» - https://lukoil.ru