Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Основные характеристики русского барокко 4
1.1. Петровское барокко 4
1.2. Елизаветинское барокко 5
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ трех дворцов русского барокко 7
2.1. История создания дворцов 7
2.2. Архитектурные особенности дворцов русского барокко 9
2.3. Интерьеры дворцов русского барокко 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Барокко — стиль в искусстве, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках. Название стиля происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Барокко опровергает пропорции и статичную гармонию Ренессанса, его основные черты – роскошь, размах, иллюзионизм и театральность. Это стиль масштабных сооружений – дворцов, прилегающих к ним обширных парков и грандиозных соборов.
В русском искусстве барокко имеет свои особенности. В нем были представлены обе линии европейского барокко – светская и культовая. Реформы Петра I затронули все области жизни, в том числе строительство и архитектуру. Основание и возведение новой столицы – Санкт-Петербурга – потребовало участия архитекторов из многих европейских стран, каждый из которых переносил на русскую почву собственные конструктивные и стилевые традиции, что и определило первоначальный облик города. Самым масштабным светским сооружением этого периода истории Санкт-Петербурга стал дворец А.Д. Меншикова.
Следующий период расцвета барокко в русской архитектуре связан с временем правления Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) и, в первую очередь с деятельностью Бартоломео Франческо Растрелли. Среди множества его осуществленных работ – и строительство и перестройка грандиозных царских дворцов, и проектирование менее грандиозных, но значимых для истории русской архитектуры сооружений.
В данной работе будет проведен сравнительный анализ трех дворцов эпохи русского барокко – дворца А.Д. Меншикова (арх. Д.М. Фонтана и Г.И. Шедель), Строгановского дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском селе (арх. Б.Ф. Растрелли).
Сравнение этих дворцов позволит определить особенности разных этапов развития русского барокко, а также сопоставить характерные черты гигантских императорских дворцовых комплексов и относительно небольших городских сооружений, относящихся к этому стилю.
Цели данной работы: сравнительный анализ трех дворцов эпохи русского барокко.
Задачи работы:
1. Определение основных характеристик русского барокко в разные эпохи.
2. Исследование истории сооружения дворцов.
3. Анализ архитектурных и художественных особенностей дворцов русского барокко.
Объект исследования: дворцы А.Д. Меншикова, Строгановский и Царскосельский дворцы.
Работа основывается на трудах историков искусства и архитектуры, в т.ч. работах Д.Е. Аркина «Растрелли», Б.Р. Виппера «Архитектура русского барокко», В.Г. Власова «Архитектура «петровского барокко» и др. Для подбора иллюстративного материала использованы электронные ресурсы.
ГЛАВА 1. Основные характеристики русского барокко
В истории русской архитектуры выделяют несколько вариантов стиля барокко. В конце XVII века получило распространение так называемое «московское барокко», в котором при сохранении, в основном, конструктивных элементов традиционной русской архитектуры применялся барочный декор. Второй этап – это «петровское барокко», связанной со строительством первых зданий новой столицы – Санкт-Петербурга.
1.1. Петровское барокко
Знакомство Петра I с западноевропейской архитектурой во время «Великого посольства» в 1697-98 гг. во многом определило облик будущего города. Еще в 1702 году он опубликовал манифест «О вызове иностранцев в Россию». Санкт-Петербург обязан появлению плана и первым зданиям Д. Трезини и Ж.Б. Леблону, Г.И. Маттарнови, А. Шлютеру и другим инженерам и архитекторам из разных европейских стран, которые возводили город. Д.М. Фонтана и Г.И. Шедель, работавшие над строительством дворца А.Д. Меншикова, входили в плеяду первых архитекторов, призванных Петром I для создания новой столицы государства. Постепенно складывалась новая русская архитектурная культура, и европейское барокко, пересаженное на северную почву, приобретало своеобразные черты.
По словам Н.Н. Коваленской, в начале XVIII века в России складывался уникальный художественный стиль: «многие этапы, последовательно проходившиеся другими европейскими народами, в России нередко оказывались как бы сросшимися, уплотненными (…) возникали иногда неожиданные соединения весьма разнородных явлений».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркин Д.Е. Растрелли. – М.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954. – 119 с.
2. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. – 231 с.
3. Власов В.Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера. – Спб.: Белое и черное, 1996. – 156 с.
4. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: ЛИТА, 2000- 864 с.
5. Власов В.Г. Теория стиля. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017.
6. Гусаров А.Ю. Исторические здания Санкт-Петербурга. – М.: Центрполиграф, 2018. – 379 с.
7. Исаченко В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII - XX веков. - М.: Центрполиграф, 2010. – 320 с.
8. Калязина Н.В., Калязин Е.А. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге. – Спб.: Блиц, 1996. – 138 с.
9. Кириков Б.М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. – Спб.: Белое и черное, 2003. – 256 с.
10. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — М.-Л.: Искусство, 1940. — 260 с.
11. Костылёв Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII - нач. XX в.) – Спб.:Паритет, 2003. – 252 с.
12. Марголис А.Д. Дворцы Санкт-Петербурга. – М.: Слово, 2007.- 517 с.
13. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. – М.: Молодая гвардия, 2023. – 670 с.