Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня возможности новых медиа используются не в полную силу. Одной из причин такого неэффективного использования новых медиа является слабое теоретическое представление о возможных ресурсах Рунета.
Для большинства обывателей, не специалистов в области компьютерных технологий и Интернета новые медиа – это электронные издания, размещаемые в сети интернет. Например, сайт газеты «Известия» - это новое медиа. Доказывается это тем, что на сайте публикуется большое количество материалов, не вошедших в номер по причине ограниченности типографских возможностей издания.
Еще один аспект – это использование новых медиа как средств коммуникации между людьми. Правильнее было бы сказать, что Интернет превращает социальные сети – в новое медиа, источник информации распространяемый на большую аудиторию Рунета.
Такое разнообразие подходов к пониманию не только определения новое медиа, но также их целей, задач, местоположения в обществе т.д. Это ведет к тому, что сегодня как журналисты, так и IT специалисты не могут разработать единой классификации медиаресурсов Интернета.
Максимум, который существует сегодня – это отдельные статьи экспертов в области журналистики, которые пытаются хоть каким-то образом разобраться в огромной области новых медиа и медиаресурсов в Интеренете. Нужно сказать определенно, что сегодня большинство людей начали понимать, что блог – это то же новое медиа.
Причем в ряде случаев блог – это непросто электронный дневник, в который можно записывать свои мысли. Еще это мощный вид современного электронного СМИ. Блог, который читают миллионы подписчиков – это уже не только вид СМИ – это самостоятельное СМИ определяющее мировоззрение собственной электронной аудитории.
Цель работы – выявить медиаресуры Рунета: современная классификация.
Объект исследования – медиаресурсы.
Предмет исследования – медиаресуры Рунета: современная классификация.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы;
2. Дать определение термину «нью медиа»;
3. Выявить особенности нью медиа по сравнению с обычными медиа;
4.Описать возможности новых медиа;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Особенности развития современных представлений о медиа
1.1. Понятие «медиа»
Понимание медиа и границ «медийного» — это фундамент, дающий ключ к постижению происходящих в обществе процессов и объяснению многих социальных фактов. Медийная проблематика является предметом научного интереса для представителей различных наук и научных дисциплин, как социальных, так и технических, что обусловливает необходимость пристального междисциплинарного рассмотрения термина «медиа», который образует ядро всех последующих исследований.
Концепция медиа заключает в себе множество смыслов, каждый из которых неизбежно акцентирует внимание на одних аспектах, неизбежно затушёвывая другие. Слово «медиа» является одним из часто ускользающих от научного рассмотрения терминов, значение которого предполагают очевидным.
Нет смысла доказывать, сколь опасной может быть такая ситуация для любого научного направления. Русскоязычному исследователю медиа приходится работать с дополнительными понятиями: СМИ (средство массовой информации) и СМК (средство массовой коммуникации).
Последние соотносятся с признанными во всём мире терминами «media» («медиа») и «mass media» (масс-медиа или массмедиа, массовые медиа), но не заменяют последние. Необходимость перевода общепринятых в мире понятий на принятые исключительно в России (и наоборот) мешает правильному пониманию специфики рассматриваемых проблем .
Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации. Далее докажем это универсальное определение через обращение к различным научным источникам.
Во-первых, зарубежные источники прямо и недвусмысленно подтверждают это определение. Так, «Словарь новых медиа, нового цифрового мира» и «Словарь медиа и коммуникаций» определяют медиа как «агенты или каналы обмена, передачи и распространения информации» (первый аспект), а также как «физические формы их выражения — бумага, аудиокассета, магнитный или оптический диск» (второй аспект) .
Во-вторых, для доказательства положения «медиа — прежде всего средство коммуникации» рассмотрим этимологический фактор — срединность любого средства коммуникации.
Рис. 1. Базовая модель медиакоммуникации.
Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в середине чего-либо и с посредничеством.
В-третьих, авторитетный в среде исследователей медиа канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» выделял следующие их виды: устное слово, письменное слово, дороги и маршруты, числа, одежда, жилище, деньги, часы, печать, пресса, фотография, рекламные объявления, игры, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие, автомобиль, автоматизация. Очевидно, что этот список гораздо шире, чем традиционный («только пресса, радио и телевидение») .
В-четвёртых, доказательством служит стандарт медиазапросов (Media Queries), утверждённый известной международной организацией «World Wide Web Consortium (W3C)» («Консорциум Всемирной Паутины»), которая, без сомнения, является значимой для исследователей новых медиа, поскольку утверждает базовые стандарты функционирования всех веб-сайтов вИнтернете (то есть во всём мире).
Медиазапросы — это прописанные в стилях веб-сайта (по желанию разработчика) команды, определяющие применение определённого дизайна только в случае захода с определённого устройства (то есть средства коммуникации, или медиа).
Медиазапросы позволяют обращаться к разным устройствам по-разному в зависимости от типа устройства (экранные, принтеры, проекторы и др.), разрешения экрана в пикселях и положения экрана (вертикальное или горизонтальное). Особое значение этот стандарт имеет для обеспечения совместимости сайтов со всеми устройствами (например, для создания адаптивного дизайна и мобильных версий страниц).
Очевидно, что стандарт «Media Queries» доказывает признание членами W3C приводимой здесь концепции медиа. С учётом приведённых здесь аргументов, положение «медиа = средство коммуникации» представляется бесспорным, но обнаруживает множество аспектов, которые рассматриваются ниже .
Слово «медиа» является множественным числом. В единственном числе правильное написание — «медиум» (английское «medium»), но в русском языке это различие нивелировалось как в разговорном, так и в научном словоупотреблении .
На мой взгляд, замена формы единственного числа множественным должно расцениваться как фактическая ошибка. Слово «медиум» может быть существительным и прилагательным. Для исследователя средств коммуникации большее значение имеет первый аспект.
Словарь Уэбстера указывает, что первое известное употребление термина «медиум» в английском языке относится к 1670 году, «масс-медиа» датируется 1923 годом. В разговорной речи «медиа» часто понимают как «масс-медиа», хотя это неверно: не все медиа являются массовыми, поэтому требуется разграничивать два этих термина.
Словарь Уэбстера допускает употребление термина «mass medium». На
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жилавская И.В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016 – URL https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-media-problemy-ponyatiya-kriterii (дата обращения 21.06.2018)
2. История и теория медиа: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 423 с.
3. Колесников Е.В. Понятие «медиа»: критический анализ // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 292-296. — URL https://moluch.ru/archive/152/43152/ (дата обращения: 20.06.2018).
4. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — 4-е изд. — М.: Кучково поле, 2014. — 464 с.
5. Нестерова М.Г., Васильева Е.А. Медиаресурсы Интернета. – Тамбов: Смена, 2016. – 556 с.
6. Никитин А.В. Основания для классификации медиаресурсов в Интернете // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития и совершенствования журналистики в ХХI веке». – Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 93–106
7. Петров М.И., Костров Т.А. Новые медиа в журналистике. – Владивосток: ИД Хамелеон, 2016. – 421 с.
8. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Журналистика России. Пути модернизации отрасли. – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
9. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Основные источники развития электронной журналистики в современных условиях. – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
10. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Анализ особенностей развития электронной журналистки в России // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 114–129
11. Савельев В.И. Типология медиаресурсов в Интернете. – Воронеж: Ассорти, 2017. – 439 с.
12. Самсонов И.М., Гридасова А.В. Новые возможности новых медиа // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 99–113
13. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Классификации и типологии нью медиа. Принципы разделения электронных СМИ // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 107–122
14. Соколова Т.В., Кудлачев А.В. Журналистика в социальны сетях. – Волгоград: Парадигма, 2015. – 564 с.
15. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Современная журналистика. Правила интересных статей. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
16. Титоренко В.В. Социальные сети, блоги и журналистика. – Волгоград: Знамя, 2016. – 320 с.
17. Уфимцева А.В. Журналистика в ХХI веке. Классификации ресурсов СМИ. – Волгоград: Смена, 2016. – 380 с.
18. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Классификация медиаресурсов в Интернете // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной российской журналистики». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–106