Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная адаптация персонала в организации, на сегодняшний день, является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, Новый сотрудник сталкивается с необходимостью принять организационные требования, а именно: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Ему приходится по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, которые стали традициями и в соответствии с этим выработать соответствующую линию поведения.
Актуальность необходимости исследования такой процедуры как, социальная адаптация персонала обусловливается тем, что в каждом трудовом коллективе происходит смена кадров. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Адаптация «новичка» — это испытание, как для организации, так и для самого нового сотрудника. На сегодняшний день предприятия имеют примерный план процедур адаптации, но эти планы чаще всего не имеют конкретезированности на отдельно взятую отрасль. Например: программа адаптации для педагога должна значительно отличаться от программы адаптации для работника конвейерного цеха. Тем не менее, важным является в процессе адаптации изучение нового работника: его потенциал, профессионализм, психологическая устойчивость. Такое изучение помогает выявить - сможет ли человек "влиться" в коллектив и оправдать ожидания нанимателя.
Ещё одним важным аспектом актуальности адаптации является возможность создания индивидуальной программы социально-психологической программы адаптации, так как в России нет утвержденных программ отвечавшим всем требованиям.
Цель работы: Изучить процесс социальной адаптации персонала.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие социальной адаптации персонала;
2. Изучить сущность социальной адаптации по классическим и современным теориям управления персонала;
2. Изучить сущность социальной адаптации в России и за рубежом.
Объектом исследования является социальная адаптация.
Предметом исследования является социальная адаптация в рамках классических и современных теорий управления персоналом.
Практическая значимость внедрения системы управления адаптацией на предприятии, находит решение таких важных задач, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров. Возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Иными словами - социальная адаптация призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации.
1. Теоретические аспекты социальной адаптации персонала
1.1. Сущность и значение социальной адаптации
Адаптация персонала - процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системе неформальных связей.
Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. Невозможность адекватного включения в организационную деятельность обуславливает невысокий уровень его морального и материального вознаграждения, отсутствие социального признания и проч.
Адаптация персонала – это процесс вхождения новых сотрудников в коллектив, ознакомление их со спецификой работы.
Цели и задачи адаптации персонала в организации
1. Ускорение введения в курс дела новичков.
2. Снижение уровня текучести кадров.
3. Мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда.
4. Сплоченность коллектива.
За организацию системы адаптации персонала и ее проведение отвечает служба по персоналу, руководитель структурного подразделения, где работает новый сотрудник.
Этапы адаптации персонала
В каждой компании существует своя программа адаптации персонала. Процесс адаптации персонала, как правило, включает следующие этапы:
1. Подготовительный.
На данном этапе происходит представление новичка сотрудникам компании, организация его рабочего места, назначение куратора, документальное оформление. Также сюда может входить знакомство с историей компании, ее структурой, миссией, целями и задачами, продукцией, нормами, порядками, правилами корпоративной культуры.
2. Обучение.
Данный этап включает в себя теоретическую подготовку к основной работе, знакомство непосредственно со своими функциональными обязанностями и требованиями.
3. Практические задания.
Новичку предлагают включиться в реальный рабочий процесс сначала в качестве наблюдателя, затем самостоятельно.
4. Принятие решения о прохождении испытательного срока.
На данном этапе подводятся итоги работы нового сотрудника, анализируются его сильные и слабые стороны, успехи и неудачи и принимается решение касательно его дальнейшей судьбы – прошел он успешно испытательный срок и остается работать либо провалил его и уходит из компании.
Методы адаптации персонала
• наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальних этапах его работы более опытным сотрудником).
• тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.)
• беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
• специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
• экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
• анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока).
• другие методы (аттестация, тестирование, обучение, день новичка, корпоративные мероприятия и пр.)
Выделяют следующие разновидности трудовой адаптации персонала:
• профессиональная адаптация. Подразумевает овладение новым работником своей специальностью, приобретение и доработка необходимых профессиональных навыков и умений. Профессиональная адаптация персонала зависит от обучаемости новичка, уровня подготовки его рабочего места и обеспечения необходимыми рабочими материалами.
• социально-психологическая адаптация. Данный вид профориентации и адаптации персонала подразумевает вливание в новый коллектив, приспособление к руководству, коллегам, сложившимся в организации нормам и правилам поведения.
• организационная адаптация. Основана на ознакомлении сотрудника с должностной инструкцией и понимании места его должности в организационной структуре компании и роли в производственном процессе.
Применение профессиональной и психологической адаптации в комплексе ведет к успешному завершению испытательного срока нового работника и экономии издержек организации на поиск, обучение и оценку
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2016 г.)
2. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис - Москва, 2014. - 248 c.
3. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити-Дана - Москва, 2013. - 440 c.
4. Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Организация оплаты труда персонала; Проспект - Москва, 2012. - 985 c.
5. Башмаков В. И., Тихонова Е. В. Управление социальным развитием персонала; Академия - Москва, 2012. - 240 c.
6. Варенов А. В., Исаев С. Ю. Мотивация персонала. Игра или работа; Речь - Москва, 2012. - 160 c.
7. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда; Техносфера - Москва, 2012. - 496 c.
8. Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2014. - 272 c.
9. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп. - , 2012. - 464 c.
10. Егоршин А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала; Инфра-М - , 2013. - 320 c.
11. Журавлев П. В. Менеджмент персонала; Экзамен - Москва, 2014. - 448 c.
12. Хекхаузен, Хайнц Мотивация и деятельность; М.: Педагогика - Москва, 2013. - 800 c.
13. Афанасьев А. И. Вопросы кадровой политики в Японии // Международная политика. — 2014. — № 11. — С. 123
14. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 216 с.
15. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб.пособие. М.: Инфра-М, 2015.
16. Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2011. 688 с.
17. Волгин А.П., Матирко В.П., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. - М.: Дело. 2012. – 456 с.
18. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, 2009. - 569 с.
19. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 2008. 352 с.
20. Зайцева Ю.А. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности: Управление развитием персонала. М.: Экзамен, 2011. 208 с.
21. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами напредприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Из-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2013. – 321 с.
22. Квеско Р. Б., Муравская Е.Н., Квеско С.Б., Чайковский В.Д, Менеджмент социальной работы (Организация управления и администрирования в социальной работе): Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2013. – С.12.
23. Макарова И.К.Кадровый менеджмент М.: Дело, 2007. — С.32
24. Кибанов А.Я. «Управление персоналов организации», 2010г.
25. Концепция кадрового менеджмента, http://adload.ru/page/up_0214_767.htm
26. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). С.77-81.
27. Мартыненко И. О. Место профессионального обучения в процессе развития персонала // БИ. 2013. №4. С.418-422.
28. Митрофанова Е.А. Свистунов В.М., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Организация обучения и профессиональное образование персонала. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект. 2012.
29. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров. 3-е изд., пере- раб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», - 2011. — 561 с.
30. Общая психология. Словарь.под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2015. С. 93.
31. Основы кадрового менеджмента, http://biglibrary.ru/category38/book118/part1/
32. Основы кадрового менеджмента, https://psyera.ru/6035/osnovy-kadrovogo-menedzhmenta
33. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 927-929.
34. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учеб. для вузов по спец."Менеджмент" - М.: Аспект Пресс ,2012 с. 34
35. Понятие и функции кадрового менеджмента, http://idrisovsha.ru/index/sushhnost_i_funkcii_kadrovogo_menedzhmenta/0-87
36. Пыжова Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 565-567.
37. Разберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- 3-е изд. – М.: ИНФРА-М,2001.-С.111.
38. Рыбовлева О.А. Профессиональное развитие персонала организации - компетентностный подход // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки . 2015. №3-1. С.114-116.
39. Ряковская Г. В., Ряковский С. М. Наставничество: новое или хорошо забытое старое? // Справочник по управлению персоналом. - № 6. - 2011., С.23-26
40. Сущность кадрового менеджмента, http://www.marketingnews.ru/termin/42/
41. Сухорученко О.В. Развитие концепции профессионального развития персонала организации // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №5 (18). С.7.
42. Федотова М. Персонал как конкурентное преимущество организации // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2013. - №5. – С.13
43. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом- М: Экзамен, 2013- С.187.
44. Федосеев В. Н, Капустин С.Н. Управление персоналом организации: учеб.пособие для ВУЗов-М: Экзамен, 2014 .-С.178
45. Фурцев В.В. Мотивация персонала как составляющая эффективности банковской деятельности // Банковское дело. - 2010. - № 12. - С. 67-70.