Фрагмент для ознакомления
2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Пункт 1. Понятие воображение. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение - познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образов путем обработки материалов представлений и восприятий, полученных в предшествующем опыте, своеобразное отражение человеком действительности в новых сочетаниях и связях, необычных и неожиданных.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного привлечения практических действий. Это во многом помогает ему в тех жизненных случаях, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто нецелесообразны [2].
Различают следующие основные виды и формы воображения:
1.Активное
2. Пассивное
3. Продуктивное
4.Репродуктивное
5.Реалистическое
6.Творческое
Активные – взывают к воображению, образы которого возникают и изменяются при участии воли человека.
Произвольное воображение развивается с детства, когда дети пробуют в играх определенные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Она продолжает развиваться в последующей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи он должен представить результат работы, а также необходимые операции.
В процессе активного воображения большую роль играет сознание человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и модифицировать нужные представления.
Задачи активного воображения:
1. Передача действительности через фантазии - воспроизведение увиденных явлений, их запоминание, преобразование действительности.
2. Регуляция поведения - планирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установление связи между деятельностью и ее результатами.
3. Управление эмоциями – снятие стресса с помощью успокаивающих изображений.
В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:
• творческое (продуктивное);
• воссоздающее (репродуктивное);
• мечта.
Продуктивные - призывают к воображению, в образах которого много нового (элементов фантазии) [3].
Этот тип отвечает за формирование представлений, не имеющих реальных прототипов. В сознании человека на основе жизненного опыта и знаний формируется модель определенной ситуации, явления или предмета. Сложность заключается в объединении существующих элементов в единое целое, что создает уникальность итогового изображения.
Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: технической деятельности, науки, искусства.
Репродуктивное есть воображение, в произведениях которого много уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового.
В процессе репродуктивного воображения возникают новые образы на основе восприятия описаний, схем, рисунков и записей. Целью этого вида воображения является создание образа, максимально приближенного к реальности.
Важную роль в обучении играет воссоздание воображения, позволяющее понять суть изучаемого через создаваемые образы [9].
Мечта — это особая форма активного воображения, заключающаяся в создании образа того, чего человек хотел бы достичь. Сновидение направлено в будущее и выступает в качестве причины, мотива той или иной деятельности человека.
Пассивным является воображение, в котором образы возникают и изменяются спонтанно, без участия воли человека.
Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей раннего возраста. Наиболее ярко — во сне, в полусонном состоянии, когда идеи спонтанно возникают, изменяются, сочетаются. Однако пассивное воображение имеет место и в бодрствующем состоянии.
Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:
• грезы (преднамеренное);
• непреднамеренном.
Грезы (преднамеренное воображение) - когда человек уходит от реальности в область фантазии, чтобы спрятаться от, казалось бы, неразрешимых задач, потребности в действии, жизненных сложностях. Такие фантазии называются снами.
Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, нереальные. Сновидения обычно возникают у человека с нарушением психического контроля. При этом контроль проявляется в подборе образов, которые вызывали бы у человека определенное эмоциональное состояние [4].
Непреднамеренное воображение - оно проявляется в особых состояниях человека или организма, когда человек не контролирует процесс создания образов. Разновидностями являются сны и галлюцинации.
Галлюцинации – фантастические видения, почти не имеющие отношения к реальности. Если мечтательность можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются следствием тех или иных нарушений психики или функционирования организма и сопровождают многие патологические состояния.
Сны также относятся к категории непреднамеренных пассивных форм воображения. Их истинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях выражаются и удовлетворяются многие жизненные потребности человека, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни.
Репродуктивное воображение – задача воспроизвести реальность такой, какая она есть.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение – неотъемлемая часть творческого процесса. Существенным критерием творческого воображения является социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, подчеркивание, усиление наиболее существенных сторон действительности [12]
Функции воображения:
1) представление действительности в образах, а также создание возможности их использования, решения задач;
2) регуляция эмоциональных состояний (с помощью своего воображения человек способен хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять порождаемое ими напряжение.);
3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, памяти, внимания, эмоций, речи. (С помощью умело созданных образов человек может обратить внимание на необходимые события, посредством образов он имеет возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями);
4) формирование внутреннего плана действий - умение выполнять их внутри, манипулируя образами (умение выполнять их в уме, манипулируя образами);
5) планирование и составление графиков деятельности, разработка программ, оценка их правильности, процесс реализации.
Подводя итоги, можно сказать, что творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (схема, рисунок, и т. д.). Это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются в продуктах конкретной оригинальной деятельности.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи считали его изначально данной в детстве способностью, которая с годами теряет свою силу. Опыт ребенка развивается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого человека. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и своими влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, здесь опять-таки совершенно иное для ребенка. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что творческое воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Творческое воображение в жизни детей играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Оно проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое «отклонение» от реальности. И прежде всего дети верят в то, что изобретают. Творческое воображение позволяет детям познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно восполняет пробелы в своих знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [5].
Растущая познавательная потребность детей во многом удовлетворяется с помощью творческого воображения. Это как-то устраняет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет себе сельский пейзаж, полет снежинок новогодней ночью, красочные растения и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2019. – 300 с.
2. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - Москва: «Просвещение», 2020. - 346 c.
3. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. – Москва: Академия, 2019. – 125 с.
4. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М.: Студия АРДИС, 2019. - 239 c.
5. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] / О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 5. – Ч. 2. – С.12.
6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2021. - 451 c.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 2020. - 114 с.
8. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с
9. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей [Текст] // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 9 (29). – С. 114-124
10. Лыткина В. В. Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами арт-терапии //молодёжная наука. – 2022. – С. 129-132.
11. Мацюк Е. К. Возрастные особенности развития творческого воображения дошкольников в изобразительной деятельности //Перспективные направления развития современного образования. – 2023. – С. 658-662.
12. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск: изд-во ОмГПУ, 2017. – 484 с.
13. Немов, Р. С.. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2021. – с.347
14. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / под ред. Алексеева Р.А. – М.: Сфера, 2019.
15. Радченко С. С., Удинцева А. С., Кравченко А. А. Развитие творческого воображения дошкольников //педагогика на стыке научных эпох. – 2020. – С. 19-22.
16. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. – Москва: «Просвещение»: Питер, 2019. – с. 297
17. Филиппова Л. С., Мацюк Е. К. К вопросу об условиях развития творческого воображения на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования дошкольников //Образовательная парадигма современной творческой педагогики. – 2022. – С. 871-879.
18. Царегородцева Е. А., Владыкин Д. В. Возможности творческой развивающей среды детского сада в формировании способов творческого воображения дошкольников //Педагогика современности. – 2021. – №. 1 (22). – С. 61.