Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научное исследование молодежных субкультур уже давно стало неотъемлемым направлением социологии молодежи. С 1960-х годов ведущие социологи всего мира занимались проблемами, связанными с этими социальными явлениями. Однако в рамках отечественной социологии рассмотрение феноменов молодежных субкультур изначально было ограниченным и не вносило существенного вклада в более широкую область молодежных исследований до конца 1980-х годов.
Одной из причин этого было то, что подобные явления в силу преобладающих научных парадигм часто воспринимались как признаки социальной патологии, а дискуссии по этой теме были в значительной степени ограничены и не проводились свободно отдельными исследователями или академическими коллективами. Кроме того, субкультуры, общие для западных обществ, были, по крайней мере явно, недостаточно представлены в социальной и культурной деятельности молодого поколения.
С конца 1980-х годов интерес исследователей к российским молодежным субкультурам стал проявляться все заметнее как внутри страны, так и за рубежом. В 2000-е годы наблюдался рост исследовательской деятельности в этой области. Некоторые ученые стремятся выяснить субкультурные особенности молодежи на конкретных территориях. Этот подход, в частности, реализуют исследователи Регионального исследовательского центра Ульяновского государственного университета под руководством профессора Е.Л. Омельченко и учёными Санкт-Петербурга.
В то время как другие подходят к предмету, описывая широкий и разнородный набор материалов, организованных на основе определенной теоретической ориентации. Разделы, посвященные молодежной субкультуре, можно найти в учебных изданиях, в том числе в обширном учебном пособии С.И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы многочисленные работы на эту тему. В учебнике под редакцией В.Т. Лисовского, раздел «Молодежная субкультура в современной России» написал З.В. Сикевич.
Обращает на себя внимание то, что молодежная субкультура здесь обозначает «культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью в образе жизни, поведении, групповых нормах, ценностях и стереотипах». Автор настаивает на том, что молодежная субкультура свойственна всему поколению и существует субкультурное «ядро», в той или иной степени присущее всему молодому поколению.
Эта точка зрения, несомненно, имеет немало сторонников, о чем свидетельствует воспроизведение З.В. Позиции Сикевича в учебном пособии Ю.Г. Волков, В.И. Добренков и др. «Социология молодежи». С нашей точки зрения, интерпретация субкультурных явлений как присущих всем молодым россиянам, даже с точки зрения их «ядра», равносильна освоению абстрактных схем. В действительности более плодотворной и реалистичной является позиция М. Фуко, настаивающего на том, что для методологической строгости необходимо признать, что мы имеем дело лишь с единством разрозненных событий.
Особенно это справедливо в контексте современной России, где общепринятый западный образ молодежной субкультуры относительно слабо представлен – прежде всего как такие разрозненные события, единство которых устанавливается посредством научного конструирования реальности. Если бы можно было ожидать, что российские молодежные группы будут формироваться как выражение желания изменить преобладающие взгляды (как свои, так и в обществе) и поведение, отражающее стремление к социальному обновлению, основанному на философском осмыслении социальных ценностей и уникальном образе жизни, то недавние Результаты исследований могут показаться обескураживающими: субкультурные явления в западном понимании едва различимы.
Их известность в обществе во многом является результатом «эффекта CNN»: репрезентации событий и явлений в СМИ как особо значимых явлений.
Основная цель данной курсовой работы — выявить и описать тонкости и различия внутри субкультуры скинхедов. Для достижения этой цели мы выйдем за рамки стереотипов и предложим углубленное изображение социальной значимости субкультуры, ее исторического происхождения и современных проявлений.
Задача – Анализ в государственной молодежной политике России скинхедов.
Объект исследования – скинхеды, как молодежная субкультура в социокультурном пространстве современного общества.
Предмет исследования – особенности молодежной субкультуры скинхедов, ее историческое формирование, характерные черты.
СКИНХЕДЫ КАК МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Субкультура представляет собой систему ценностей и норм, обусловленных уникальным миропониманием, сформированным среди группы людей, которые приобретают общие интересы ведущие к образованию их уникального мировоззрения. Воспринимая субкультуру как неповторимое и автономное явление, она может считаться частицей более обширной культуры общества.
С позиции культурологии, подсистемы культуры не обязательно конфронтация традиционной культуре, а могут её обогащать. Они могут дифференцироваться от господствующей культуры разнообразием в языковых особенностях, поведенческих манерах, стиле одежды и прочем. Основу некоторых субкультур могут лежать музыкальные предпочтения, жизненный стиль, политические убеждения.
Есть течения субкультур, демонстрирующих радикальные проявления и выступающих против общественного строя или конкретных явлений в нем. Отдельные субкультуры стремятся к изоляции от общества . В процессе развития, субкультуры могут интегрироваться в общественную культуру, имея при этом собственные издания, клубы и организации.
Молодёжная субкультура — это особый сектор культуры, особенно характерный для молодого поколения, который включает в себя специфический образ жизни, поведение и ценностные установки. При этом, молодёжные субкультуры, как правило, не претендуют на замену культуры в целом. Привлекательность субкультур для молодежи лежит в возможности общения с единомышленниками и экспрессивной самоидентификации в социальном пространстве.
Можно выделить пять основных черт, характеризующих молодёжные субкультуры:
1. Уникальный образ жизни и поведение
2. Разработка и следование собственным нормам и ценностям, отражающим потребности конкретных социальных групп молодежи
3. Отличие от основного общества
4. Отличительная символика, несущая особое значение
5. Фокус на лидерство и создание собственного культурного контента
Определение молодёжной субкультуры можно сформулировать как любое объединение молодежи, воплощающее уникальные элементы культуры: исключительный язык, символику, традиции, текстовые продукции, нормы и ценности.
Социологические основы изучения молодёжных субкультур - это комплексный подход к анализу специализированных групп, которые делятся через уникальные ценности и образ жизни, которые отличают их от более широкой культуры . В рамках курсовой работы, внимание уделяется движению скинхедов, которое представляет собой интересный объект изучения вследствие его идентификации через строгие нормы, жестко определенный стиль одежды, музыку и политические взгляды.
Социологический анализ молодёжных субкультур, как и в случае с скинхедами, обращается к различным концепциям и теориям, включая теории социального конфликта, диффузии инноваций, культурного и социального капитала, чтобы понять, как молодые люди взаимодействуют в рамках своих групп, формируют свою социальную идентичность и отношения с внешним миром, как они воспринимают и изменяют социальные структуры и ожидания.
В контексте скинхедов это также включает изучение причин, по которым молодёжь присоединяется к таким группам, чем они руководствуются в своем поведении, как создают и поддерживают свою групповую культуру, и какие социальные, экономические и политические факторы влияют на их распространение и восприятие в обществе.
Рассмотрение скинхедов как социальной группы предполагает анализ их внутренней структуры, функционирования, и того, как они влияют на и изменяются под воздействием общественных дискурсов и политик. Основные социологические подходы и методы, используемые для этого включают полевые наблюдения, интервью, анализ содержания и сравнительные исследования, что позволяет обеспечить всестороннее и объективное понимание явления. Социологическое изучение уникальной субкультуры скинхедов обеспечивает необходимую глубину и текстуальность анализа, чтобы понять историческое происхождение движения, его развитие и текущее состояние в российском и глобальном контекстах.
Исторический экскурс в тему возникновения субкультуры скинхедов обращает нас к концу 1960-х годов, в Великобританию, в эпоху послевоенного восстановления и культурных потрясений . Это время, когда молодёжь начала активно искать способы самовыражения, раздвигая культурные и социальные границы. Происходит зарождение и расцвет множества молодёжных субкультур, и одной из самых заметных и противоречивых является субкультура скинхедов.
Скинхеды восходят к рабочему классу и связаны с такими предшественниками, как модс (mods) и рудбои (rude boys), музыкальными жанрами как ска, регги и рокстеди, которые прибыли на британские берега благодаря карибской диаспоре. Скинхеды заимствовали элементы стиля и музыки, создавая собственную идентичность, которая в экстерьере проявлялась в коротких стрижках, узких джинсах, ботинках Dr. Martens и в поло Fred Perry.
Подчёркивание принадлежности к рабочему классу и стремление к «трудовому пути» стало частью идеологической платформы скинхедов, в то время как акцент на агрессивности и мужественности помог формировать внутреннюю солидарность группы. Стоит отметить, что несмотря на стойкие ассоциации с правым экстремизмом, начальная фаза движения была мультикультурной и не имела политической окраски, что изменится в последующие десятилетия со взлётом популярности неонацистских групп и ксенофобских идеологий.
Практически, каждый период в истории скинхедов отмечен определёнными изменениями как в стиле жизни участников, так и в их культурных и политических пристрастиях . Из одной из молодёжных субкультур, скинхеды стали постепенно превращаться в движение с явно выраженным идеологическим зарядом, обретая формы как в рамках индивидуального самовыражения, так и в масштабах социальных перемен. Это движение претерпело множество трансформаций и раздвоений, при этом сохраняя свое узнаваемое ядро ценностей и внешних атрибутов. Современное положение и интерпретации субкультуры скинхедов продолжают развиваться и диверсифицироваться, оставаясь значимым объектом для социальных исследований.
Взгляд на процесс возникновения и развития субкультуры скинхедов в России начинается с послеперестроечного периода, когда волнами западной молодёжной культурной экспансии были охвачены широкие слои российской молодежи. В этот период происходит процесс активного займа и адаптации различных зарубежных субкультур, в том числе и скинхедов, которые первоначально возникли в Великобритании в 1960-х годах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонович И.И. Геополитические вызовы России и миропорядок XXI века. М.: ООО «Макс Пресс», 2007. - 270 с.
2. Арчаков, М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под научной редакцией Ю. А. Ермакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 295 с.
3. Багдасарьян, Н. Г. Культурология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с.
4. Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 448 с.
5. Бутырин С.М. Политические технологии противодействия терроризму в' Российской Федерации. Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. М. 2006. 210 с.
6. Донцова М.В. Этнические мигранты и принимающее общество: процессы социального взаимодействия (на материалах Краснодарского края). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Краснодар, 2007. 32 с.
7. Ильин, В. И. Социология потребления : учебник для вузов / В. И. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 433 с.
8. Кисляков, П. А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность : учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 156 с.
9. Козлов А.Ю. Молодёжные движения в современной России. // Научно общественный журнал «Наука, культура, общество». 2006 - № 7. - С. 5663.
10. Пеньков В.Ф. Политическая культура как фактор развития политического процесса в современной России. Автореферат на соискание учёной степени кандидата политических наук. М. 2002. 26 с.
11. Политов Сергей: Глобализм как фактор трансформации международного терроризма. Научно общественный журнал «Наука, культура, общество», 2006 - № 7. - С. 38 - 45.
12. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 297 с.
13. Радикальный русский национализм: структура, идеи, лица. Справочник / составители А. Верховский, Г. Кожевникова. М.: Информационно - аналитический центр «Сова», 2009. — 410 с.
14. Растаки A.B. Кому это выгодно? / Диагноз ( антифашистское обозрение ) М.: издательство «Семь дней», июнь 1998. - № 3. - С. 12-13
15. Ростовская, Т. К. Молодежь и молодежная политика в России и за рубежом : учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова, А. С. Лукьянец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
16. Сентюрин Ю.П. Политический экстремизм и патриотическое воспитание молодёжи на современном этапе развития гражданского общества в России. Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. Нижний Новгород 2007. 207 с.
17. Сенченко H.A. Социально педагогическая помощь старшеклассникам - представителям юношеских субкультур. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2007. -24 с.
18. Сироткин О.Э. Сущность и тенденции молодёжного движения в современной России. Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. М. 2004. 177 с.
19. Соколов Д. Кто есть кто у бритоголовых. Новое время. 2002 № 16. -С. 14, 15.
20. Соколов М.М. Самопредставление организации в русском радикальном националистическом движении. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. СПб, 2003. 156 с.
21. Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 199 с.
22. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 283 с.
23. "Becoming a skinhead: An ethnobiography of brutalized life" - an ethnobiographic account of life as a skinhead. [Read more](https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/00380261211029456)
24. "Racist Skinheads: Understanding the Threat" - an examination of the influence of skinhead gangs like Chicago's CASH on the American movement. [Read more](https://www.splcenter.org/20120625/racist-skinheads-understanding-threat)
25. "Skinhead | British, Punk, Music" - a look into how some skinheads became “storm troopers” for neo-Nazi organizations. [Read more](https://www.britannica.com/topic/skinhead)
26. "Skinhead culture: the ideologies, mythologies, religions, and conspiracy theories of neo-Nazi skinheads" - exploring different facets of skinhead ideology. [Read more](https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0031322X.2016.1243349)
27. "Skinheads: A Three Nation Comparison" - a study comparing the Skinhead Nation in Great Britain, Germany, and the United States. [Read more](https://www.ojp.gov/ncjrs/virtual-library/abstracts/skinheads-three-nation-comparison)
28. "Skinheads: The New Nazis" - an analysis of the need for awareness among law enforcement regarding skinhead philosophy. [Read more](https://www.ojp.gov/ncjrs/virtual-library/abstracts/skinheads-new-nazis)
29. "Stop smearing anti-racist skinheads, please | Culture" - discussing the other variations of “good skinheads” and their modern iterations. [Read more](https://www.theguardian.com/culture/2023/feb/01/stop-smearing-anti-racist-skinheads-please)
30. "Skinheads: The New Nazism" - An article from Against the Current discussing the rise of nationalist and xenophobic sentiments in Europe and the involvement of skinhead groups. [Read more](https://www.marxists.org/history/etol/newspape/atc/10048.html)
31. "True 'Skinheads' Are Not the Racist Thugs of Media Fame" - This New York Times letter to the editor emphasizes that the majority of skinheads are not racists and clarifies common misconceptions about the movement. [Read more](https://www.nytimes.com/1994/04/19/opinion/l-true-skinheads-are-not-the-racist-thugs-of-media-fame-829412.html)
32. "Skinheads: Variations Within the Subculture" - An article by SPSP discussing the wide range of beliefs within skinhead groups, including their attitudes towards gender and sexual orientation. [Read more](https://spsp.org/news/newsletter-articles/skinheads-variations-within-subculture)