Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном информационном пространстве дискурс СМИ - основной источник знаний людей о мире и происходящих в нем событиях. Способность воздействовать на аудиторию определяет специфику дискурса СМИ как коммуникативного явления, ориентированного на формирование общественного мнения.
Сегодня данный дискурс обрел «второе дыхание» в социальных сетях, в частности, в Телеграм-канале. Многие компании или организации имеют свой собственный канал с целью оповещения своей аудитории о значимых событиях или мероприятиях. Важную роль в современном дискурсе социальных сетей играет представление новостного события перед изложением основного материала
Объектом исследования являются анонсы мероприятий в социальной сети, а предметом – стилистические особенности.
Материал исследования – 27 постов в Telegram-канале «Анненкирхе».
Цель: выявить стилистические особенности постов в сообществе «Анненкирхе» в Telegram.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) Анализ научной литературы по теме исследования;
2) Сбор материала исследования;
3) Анализ собранного материала;
4) Сделать выводы.
Методы: общенаучный метод описания, лингвистический метод стилистического анализа текста.
Проблема речевого жанра в СМИ является одной из наиболее актуальных. Ученые, обращавшиеся к вопросу разграничения речевых жанров, отмечают неразработанность этой проблемы (работы М. Н. Кожиной, В. В. Дементьева). Существует множество работ, посвященных исследованию сущности и функционирования речевых жанров (см. работы Т. В. Шмелевой, А. Вежбицкой,М. Ю. Федосюка, В. Е. Гольдина, А. В. Щербакова и др.). Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопроса разграничения речевых жанров, специфика анонса не рассматривалась комплексно, что обусловило актуальность данного исследования.
Глава 1. Анонс как информационный жанр
1.1. Понятие анонса
Особого внимания заслуживает жанровая структура нового типа медиа - Интернета. В Интернете взаимопроникновение различных жанров приводит к тому, что жанровые границы не только расширяются, но и становятся размытыми. Это приводит к появлению новых "пограничных" жанровых форм.
Одной из таких новых форм являются новостные объявления. Анонсы активны во всех медиа, но именно в интернете они приобретают особую значимость и самостоятельность. На этом акцентируют внимание практически все исследователи интернет-дискурса [1].
Особенностями, отличающими новостные анонсы в Интернете от анонсов в других СМИ, являются:
1. оперативность. В Интернете анонсы новостей сменяются очень быстро (практически каждую минуту), что позволяет читателям узнать больше о происходящем. Поэтому, в отличие от радио, телевидения и даже печатных СМИ, объявления в интернете очень актуальны и информативны.
2. концентрация. Анонсы новостей собраны на стартовой странице поискового сайта. Пользователи знакомятся с разными точками зрения на одно и то же событие.
3. разнообразные взгляды на события. Простое посещение стартовой страницы поискового сайта (например, yandex.ru, rambler.ru, mail.ru) отображает новости от различных информационных агентств. Телевидение ограничено временными рамками, а печатные СМИ - пространством газетной полосы.
Это позволяет предположить, что в новостном блоке интернет-дискурса анонсы могут рассматриваться как самостоятельные речевые жанры, соответствующие жанровой модели, разработанной М.М. Бахтиным, который считает дифференциальными признаками речевых жанров тематическое содержание, композиционную структуру, стиль, которые, по его мнению, "неразрывно связаны во всем высказывании и в равной степени определяются спецификой данной коммуникативной сферы" [1].
Тематическое содержание объявления определяется его основной функцией – предоставлением информации. В анонсах кратко описываются реальные события. Текст на сайте не читают, его смотрят. Поэтому необходимо предоставлять информацию, которая интересна посетителям, сразу.
Содержание анонсов – это текущие события, которые могут быть интересны и важны для широкого круга пользователей. В основном это политические, спортивные и социальные новости. В то же время короткие новостные анонсы должны привлекать внимание читателя и побуждать его к прочтению полного сообщения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ковальчукова М. А. Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса / М. А. Ковальчукова // Вестник ЧелГУ. – 2008. – №30. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anons-kak-rechevoy-zhanr-na-materiale-internet-diskursa (дата обращения: 23.01.2024).
2. Кожина М. Н. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка //М.: Флинта. – 2006.
3. Кочуров, А. А. Средства художественной выразительности в медиатекстах волгоградских СМИ / А. А. Кочуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 490-492. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60471/ (дата обращения: 25.03.2024).
4. Культура русской речи : энциклопед. слов.-справ. / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 840 с.
5. Прокофьева Н. А. Анонс. Речежанровая форма контактоустановления в медиатексте / Н. А. Прокофьева // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации: к 155-летию со дня рождения академика Евфимия Фёдоровича Карского. − Гродно, 2016. − С. 274–283.
6. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный ; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 320 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496007 (дата обращения: 25.11.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7567-0875-2. – Текст : электронный
Список источников:
1. https://t.me/annenkirche/1137
2. https://t.me/annenkirche/1109
3. https://t.me/annenkirche/1098
4. https://t.me/annenkirche/1093
5. https://t.me/annenkirche/1085
6. https://t.me/annenkirche/1073
7. https://t.me/annenkirche/1038
8. https://t.me/annenkirche/1019
9. https://t.me/annenkirche/992
10. https://t.me/annenkirche/985
11. https://t.me/annenkirche/905
12. https://t.me/annenkirche/902
13. https://t.me/annenkirche/889
14. https://t.me/annenkirche/855
15. https://t.me/annenkirche/814
16. https://t.me/annenkirche/808
17. https://t.me/annenkirche/776
18. https://t.me/annenkirche/748
19. https://t.me/annenkirche/741
20. https://t.me/annenkirche/716
21. https://t.me/annenkirche/667
22. https://t.me/annenkirche/508
23. https://t.me/annenkirche/500
24. https://t.me/annenkirche/466
25. https://t.me/annenkirche/459
26. https://t.me/annenkirche/452
27. https://t.me/annenkirche/684