Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации [1, с.67] выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Внеурочная деятельность школьников включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Установлено, что на современном этапе развития общества целесообразно организовывать общение школьников посредством игры, свободного общения, кружков, проектов, дополнительных занятий. Общение является обязательным и необходимым условием развития личности ребенка [2, с.89].
Детей, как правило, объединяет совместная внеурочная деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться.
Педагог в ходе организации программ внеклассной деятельности может широко задействовать современные технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда школьник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих [1, с. 189].
Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа представляет школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.
Оптимальным периодом для проведения интенсивной внеурочной деятельности является средний и старший школьный возраст [3, с.78]. Внеурочную деятельность целесообразно организовывать по физике, поскольку этот предмет тяжело дается школьникам, а также это один из малоинтересных и непривлекательных предметов для школьников.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение программы внеурочной деятельности по физике способствует не только повышению уровня знаний по физике, но и повышает заинтересованность предметом, способствует занятости, заинтересованности детей.
Объект исследования – внеурочная деятельность по физике в условиях ФГОС.
Предмет исследования – организация внеурочной деятельности по физике для учащихся 10 класса.
Цель исследования – разработка алгоритма программы календарно-тематического планирования по физике для 10 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и нормативно-правовую базу, касающуюся организации внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть основные формы и способы организации внеурочной деятельности по физике.
3. Рассмотреть требования ФГОС, содержание программы по физике для 10 класса.
4. Составить пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по физике для 10 класса для реализации в условиях внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, анализ нормативно-правовой документации, требований ФГОС, программ), эмпирические (наблюдение, статистическая обработка данных).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для составления программ внеурочной деятельности. Результаты могут использоваться в практической деятельности студентов – практикантов, преподавателей, педагогов-психологов, социальных педагогов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Структура и содержание внеурочной деятельности в условиях ФГОС
1.1 Понятие и содержание внеурочной деятельности школьников
В Федеральном государственном образовательном стандарте базового общего образования [4, с.38] под внеурочной деятельностью школьников подразумевают такой вид деятельности, который обладает огромным потенциалом для развития школьников, стимулирования их образовательного и воспитательного потенциала, раскрытия знаний, усвоения навыков. при этом происходит формирование всех основных навыков, формируются личностные навыки, происходит становление человека, формирование зрелой личности. Кроме того, внеурочная деятельность должна отличаться от урочной, и должна учитывать, в первую очередь, интересы и склонности детей.
При этом, основные усилия по организации деятельности должны быть направлены на развитие творческих способностей, раскрытие перед учащимися предметов с других сторон, отличных от тех, в рамках которых происходит традиционное освоение дисциплины. Учащихся нужно заинтересовать, дать им информацию для размышления, преподнести новые, интересные факты, касающиеся изучаемого предмета. При этом нужно учитывать, что всегда в приоритете именно интересы детей, и их нужно учитывать в процессе планирования деятельности.
Внеурочная деятельность обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной урочной деятельностью. Это связано в первую очередь с тем, что школьники заинтересованы. Они сознательно вовлекаются в образовательный процесс, взаимодействуют с педагогом, принимают участие в планировании. Кроме того, всегда можно выбрать именно то направление внеурочной деятельности, которое находится в рамках интересов учащегося. Например, можно выбрать предметы естественнонаучного или гуманитарного цикла. Существует спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая, художественно-эстетическая деятельность. Можно удовлетворить интерес в познании посредством организации проектов, научно-исследовательской, учебно-исследовательской деятельности, посещения музеев, библиотек, других организаций города, встречи с интересными людьми. Именно в этом и состоит суть внеурочной деятельности – добровольное участие с предоставлением права выбора и широкого спектра возможностей [5, с.13].
Цель внеурочной деятельности состоит в решении воспитательных, образовательных задач, социализации школьников, приобщении их к учебной, трудовой деятельности, выработке умения общаться, организовывать свою деятельность. Также целью является формирование инициативы и самостоятельности, развитие интереса к обучению [6, с.38].
Основными задачами является:
- выявление интересов школьников и дальнейшее задействование этих интересов в целях организации свободного времени школьников
- для каждого ребенка важно создать условия для полноценного и всестороннего развития и удовлетворения естественного стремления к познанию
- важно создать условия для коммуникации, группового взаимодействия участников внеурочной деятельности
- наладить контакт, установить дружественные и доверительные отношения между педагогом и детьми
Также важно создать условия, которые позволят не просто получить определенный набор знаний, но и дадут возможность проверить и реализовать полученные знания в ходе практической деятельности. При этом рамки общения и кругозор ребенка существенно расширяется. Если ребенок испытывает трудности в общении, адаптации, они, как правило, сглаживаются [7-9].
1.2. Виды и формы организации внеурочной деятельности
Достижение трех уровней результатов внеклассной деятельности
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В. Аганов.- М.: Дом пелагогики,1998.
2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
3. Блинова Е.В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот. Социальная педагогика,2010г., № 4.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей М.: «Академия» -2010,- с. 145.
5. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.
6. Вихман В.Г. Музей в системе ценностей евразийской культуры. М. ВУ,1996г.
7. Выгодский Л.С. Возрастная психология- М: Просвещение, 2011,- с.387 .
8. Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман.- М.: Дрофа,2010.
9. Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова.- М.: АСТ, Астрель,2010.
10. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
11. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин.- М.: Просвещение,2002.
12. Новая школа. Физика. Подготовка к ЕГЭ.
13. Образовательный комплекс ФИЗИКА, 10–11 класс. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. (Система программ "1С: Образование 3.0") . CD. 2004г.
14. Образовательный комплекс ФИЗИКА, 7–11 класс. Библиотека наглядных пособий. (Система программ "1С: Образование 2.0") . CD. 2004г.
15. Сыромятникова Ю. А., Мурзина Е.А. Музейный комплекс республики Башкортостан как средство ориентации студентов на культурно- исторические ценности. Челябинск, Издательский центр ЮУРГУ, 2009г.
16. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.
17. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1971.
18. Физикон. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 кл. CD. 2004г
19. Физикон. Открытая астрономия 2.6 .СD.2005г
20. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
21. Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/
22. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/