Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в сфере предоставления потребительских услуг, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой и налоговой среды, в которой работают предприятия сферы услуг, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие сферы услуг, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.
Развитие рынка потребительских услуг нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента услуг, анализу и определению прогрессивных форм и методов предоставления услуг на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти.
Объект исследования – рынок потребительских услуг.
Предмет исследования – формы и методы регулирования рынка потребительских услуг.
Цель работы – изучить государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи и механизм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и функции потребительского рынка;
определить инструменты государственного регулирования потребительского рынка;
провести анализ потребительского рынка товаров и услуг в России;
рассмотреть главные тенденции развития потребительского рынка в России в 2023 году;
представить прогноз потребительского рынка товаров и услуг.
Теоретико-методологическую основу работы составили такие общенаучные методы исследования, как системный анализ, сравнительный подход, проектный метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1. Потребительский рынок: сущность и структура
Удовлетворение потребностей населения непосредственно зависит от уровня развития отраслей потребительского комплекса. Следует отметить, что в 90-е годы производство в отраслях потребительского комплекса резко сократилось из- за снижения размеров финансирования и сокращения числа объектов этого комплекса. Современное состояние потребительского комплекса характеризуется рядом проблем, таких как снижение объема массовых потребительских услуг в условиях увеличения доли услуг в структуре валового внутреннего продукта.
Таким образом, имеет место тенденция развития отраслей и производств, направленных не на повышение благосостояния и качества жизни всего населения, а на обслуживание лишь высокодоходных социальных групп. Серьезной проблемой является снижение платежеспособного спроса основной массы населения вследствие падения реальных доходов и необоснованного расширение импорта потребительских товаров, негативно влияющего на положение отечественного товаропроизводителя [7, c. 115].
Потребительский комплекс делится на материальный и социокультурный секторы. Первый сектор включает отрасли и виды экономической деятельности, связанные с производством продовольственных и непродовольственных товаров для населения, а именно сельское хозяйство с точки зрения производства продуктов конечного потребления, охоту, рыболовство, лесное хозяйство, включая сбор грибов, ягод, дикорастущих и лекарственных растений, легкую и пищевую промышленность, производство потребительских товаров длительного пользования и других товаров конечного потребления, жилищно-гражданское строительство, строительство объектов легкой и пищевой промышленности, редакторское и кинопроизводственное производство, сбор металлолома и утилизация отходов.
Второй сектор включает отрасли промышленности и экономическую деятельность, связанные с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих общественные и личные социальные потребности. Сюда входят здравоохранение, образование, торговля и государственное восстановление, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическое воспитание, спорт, отдых, туризм, пассажирский транспорт и связь в части государственных услуг, государственное управление, обязательное социальное страхование, наука и научные услуги, операции с недвижимостью, аренда (лизинг), финансовое посредничество (включая деятельность центральных и коммерческих банков, пенсионное обеспечение), семейное фермерство и личное подсобное хозяйство [8, с. 99].
Потребительский рынок является важнейшим инструментом удовлетворения потребностей населения в различных товарах и услугах. Уровень развития потребительского комплекса региона определяет темпы подготовки кадров и особенности функционирования регионального потребительского рынка [6, с. 42].
Существуют два подхода к определению потребительского комплекса: теоретико-методологический и конкретно-экономический. Потребительский комплекс на основе теоретико-методологического подхода определяется как совокупность материальных, духовных и социальных условий жизни, сложившихся к настоящему времени и к достижению которых стремятся общество, социальные группы и отдельные потребители.
Конкретно-экономический подход предполагает двухуровневое раскрытие понятия «потребительский комплекс».
Потребительский комплекс, понимаемый в узком смысле, это набор товаров, служащих удовлетворению одной или нескольких обобщенных потребностей. К таким обобщенным, или комплексным потребностям относят потребность в пище, одежде, жилье, информации, передвижении, достижениях культуры и т.д.
В соответствии с отраслевым принципом выделяются семь потребительских комплексов, а именно, пища, тонизирующие средства, одежда и обувь, жилье, предметы кратковременного и среднего срока службы, предметы длительного пользования, услуги.
Наиболее сложными потребительскими комплексами, удовлетворяющими целый ряд потребностей, являются комплексы, связанные с качественным удовлетворением потребностей в пище, одежде, обуви и жилье, а также комплекс «услуги». Развитие этих комплексов позволяет на более высоком уровне удовлетворять все насущные потребности. В условиях переходной экономики происходят структурные изменения как в соотношении между потребительскими комплексами, так и внутри них.
Потребительский комплекс, понимаемый в широком смысле – это совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством товаров народного потребления и предоставлением населению разнообразных услуг [4, c. 26].
Разделение понятий отрасль и вид экономической деятельности связано с тем, что в условиях растущей конкуренции одни и те же виды продукции, работ и услуг производятся и реализуются несколькими автономными субъектами хозяйствования, принадлежащими к различным формам собственности, но не имеющими при этом жесткой организации системы управления, ведомственной принадлежности и подчиненности.
Функционирование компонентов потребительского комплекса характеризуется рядом особенностей, а именно преимущественно локальным характером предоставления основной массы товаров и услуг, что связано с расположением предприятий, учреждений и организаций этого комплекса в каждом регионе; предприятия потребительского комплекса стабильны источники поступления средств в бюджеты всех уровней, особенно в местные бюджеты; количество альтернативных форм предоставления социальных услуг постоянно увеличивается и степень конкуренции между ними возрастает; комплекс является источником большого количества рабочих мест, что способствует росту занятости и снижению безработицы; потребительский комплекс способен гибко реагировать на изменения на потребительском рынке; предприятия социальной сферы комплекс обладает высокой скоростью оборачиваемости капитала за счет более короткого периода его освоения и окупаемости за счет укороченного производственного цикла и увеличения степени коммерциализации бизнес-единиц в регионах страны; значительная часть отраслей потребительского комплекса имеют предметом своей деятельности услуги, процесс производства и потребления которых совпадают, следовательно, они не могут накапливаться; в этой сфере преобладает малый и средний бизнес, чему способствует технологическая структура отраслей [14, с. 36].
Потребительский рынок как совокупность специфических экономических отношений и связей между покупателями и продавцами в связи с движением рабочей силы и денежных средств, товаров отражает экономические интересы субъектов рыночных отношений, проявляющиеся в процессе обмена потребительскими товарами. Рынок имеет высокую структуру и характеризуется объемом, характером тем, показателем конкурентоспособности и характером продаж.
Национальный потребительский рынок и его региональные блоки превосходят другие виды сырьевых рынков по сложности и разнообразию функций. Региональные потребительские рынки представляют собой одну из основных составляющих региональной экономики, обеспечивающую удовлетворение различных потребностей населения региона.
Концепция "потребительский рынок" появилась в современной экономической литературе в начале 1990-х годов. Так, Р. И. Шнипер и др. С. Новоселов определили потребительский рынок как территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечивать население региона товарами на основе развития торгово-денежных отношений при минимальных издержках обращения. Потребительский рынок региона можно отличить по следующим характеристикам. Потребительский рынок региона является частью общего регионального рынка сырья, где товары приобретаются для личного потребления. В силу своей экономической сущности потребительский рынок региона представляет собой совокупность процессов и социально-экономических отношений в сфере обмена и потребления, которые формируются под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования с учетом соответствующих методов регулирования рыночных условий и принятия решений. коммерческие решения. Благодаря своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения он занимает ведущее место в рыночной системе региона.
Потребительский рынок, рассматриваемый в широком смысле, трактуется как совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, с одной стороны, и их потребителями, с другой [8, с. 95].
Невозможно не согласиться с мнением о том, что потребительский рынок региона является основным компонентом в структуре современной рыночной экономики, где часть валового национального продукта, материализованная в виде товаров и услуг, произведенных в регионе и полученных за его пределами, покупается или иным образом приобретается населением.
Монография Г. В. Гутмана, А. А. Мироедова и др. региональный потребительский рынок трактуется как "такая организация в сфере обращения, которая направлена на удовлетворение потребностей населения определенной территории в товарах и услугах на основе максимального использования товарно-денежных отношений посредством рыночных механизмов взаимодействия спроса и предложения». Существует также более подробное определение, данное В. И. Бутовым, В. Г. Игнатовым и др. Кетова, в которой потребительский рынок региона рассматривается как динамичная система причинно-следственных связей, гарантирующая наибольшее соответствие производства и импорта товаров и услуг из-за пределов региона потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, продажа и потребление материальных товаров и услуг, ориентированных на потребителя [9, с. 31].
Фрагмент для ознакомления
3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.
3. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 180 с.
4. и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 338 с.
5. Восколович, Н. А. Экономика общественного сектора : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 234 с.
6. Деньгов, В. В. Микроэкономика в 2 т. Т. 2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика риска : учебник для вузов / В. В. Деньгов. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 384 с.
7. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 617 с.
8. Заздравных, А. В. Экономика отраслевых рынков : учебник и практикум для вузов / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 359 с.
9. Корнейчук, Б. В. Институциональная экономика : учебник для вузов / Б. В. Корнейчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 241 с.
10. Макроэкономика : учебник для среднего профессионального образования / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 477 с.
11. Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем : учебник для вузов / Ю. К. Машунин. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 330 с.
12. Национальная экономика : учебник и практикум для вузов / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 564 с.
13. Роик, В. Д. Экономика развития: неравенство, бедность и развитие : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 474 с.
14. Экономика России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 565 с.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/