Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Чтобы установить сегодня субъект - субъектные отношения между воспитателями и воспитанниками ДОУ, необходимо признать за ребёнком право на личное развитие. Воспитанник сегодня с малых лет является субъектом собственной деятельности.
Ребёнок имеет право на самостоятельность и на творческое проявление индивидуальности. Помочь ему в этом может воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО). Для этого важно и необходимо верить в силы и возможности ребёнка и доброжелательно к нему относиться.
Каждый педагог сегодня реализует личностно ориентированный подход в воспитании и развитии субъекта, который регламентирует ФГОС ДО. Тем не менее, на практике идеи личностно ориентированного подхода и взаимодействия не всегда находят должную реализацию.
Период пребывания детей в дошкольной образовательной организации является чрезвычайно значимым для формирования личности дошкольника. ДОУ работает над сохранностью психического и физического здоровья детей, а также над социальным развитием каждого из воспитанников. Именно воспитатель создаёт для детей безопасную развивающую среду, которая помогает дошкольнику успешно социализироваться и коммуницировать с окружающими его детьми и взрослыми.
Пребывание ребёнка в современном детском саду может существенно повышать качество психического и физического здоровья детей, в случае наличия в организации развивающей психологически комфортной среды. Понятие психологически комфортной и безопасной среды для дошкольника в психолого-педагогической литературе рассмотрено достаточно подробно.
Что касается практики, воспитателям не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать социальному развитию дошкольника.
Основное требование к образовательной среде ДОУ – это создание необходимых условий для физической и психологической безопасности и развития каждого субъекта педагогического процесса, включая его успешное социальное развитие. Именно к этому должна стремиться каждая образовательная организация и каждый педагог ДОУ.
Цель работы: изучить и обосновать взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с взрослым как необходимое условие в процессе образовательной деятельности.
Объект исследования: процесс взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с взрослым как необходимое условие в процессе образовательной деятельности.
Предмет исследования: средства и способы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с взрослым как необходимое условие в процессе образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1.Провести анализ понятия взаимодействия старших дошкольников с взрослым в условиях реализации ФГОС ДО.
2.Изучить средства и способы взаимодействия старших дошкольников с взрослым в процессе образовательной деятельности.
3.Описать организационно-педагогические условия взаимодействия старших дошкольников с взрослым в процессе образовательной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия старших дошкольников с взрослым как необходимое условие в процессе образовательной деятельности
1.1. Анализ понятия взаимодействия старших дошкольников с взрослым в условиях реализации ФГОС ДО
В каждой современной образовательной организации, в том числе, в ДОУ, происходят инновационные процессы. В условиях реализации ФГОС ДО, педагоги реализуют личностно ориентированный и системно-деятельностный подход. Речь идёт о субъект-субъектных отношениях, которые сегодня предусмотрены между педагогом и воспитанниками. Исследователи А.А. Кирсанов, Р.Б. Стёркина и др. работали над проблемами субъект-субъектных отношений участников воспитательно – развивающего процесса. В образовательной среде ДОУ личность ребёнка находится на центральном месте. А.В. Запорожец, Л.А. Венгер рассматривали в своих работах идеи самоценности дошкольного детства [15]. В основе современной образовательной модели ДОУ находится личностное развитие ребенка.
ФГОС ДОУ предусматривает необходимость творческого и самостоятельного развития личности каждого дошкольника. Очень важно развивать и формировать личностные качества ребёнка, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные стереотипы поведения дошкольного, в том числе стереотипы социальные.
Социальное развитие дошкольника – это усвоение тех ценностей, традиций и культуры общества, в котором ему предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей. Ребёнка, начиная с ДОО учат жить по определенным правилам и нормам поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В.
Абраменкова – М.: ПЕР СЭ.- 2008. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в
современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина.- Детский сад от А до Я.– 2017.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 24.03.2024).
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта,
Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами
[Текст]/Л.М. Волобуева.– М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
7. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство
совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2017.– No 4.– С. 114-129.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014. – 80 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
– СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы
дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2017.– No 4.– С. 70-79.
11. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное
пособие [Текст]/И.П. Калошина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
12. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н.
Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов/Д, 2008. – 576 с.
13. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва :
Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
14. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ
[Текст]/П.Н. Лосев.– М.: ТЦ Сфера, 2015.– 160 с.
15. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева.– М.: АРКТИ, 2011.– 48 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду
[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е
изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». - 2010 – 96 с.
17. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В.
Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
18. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 336 с.
19. Пчелкина, Ю.В. Развитие творческих способностей педагогов [Текст] /Ю.В. Пчёлкина. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017. – No 5. – С.16-20.
20. Юрченко, Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л.Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 24.03.2024).