- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Государственное регулирование рынка:ценовые и неценовые методы
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Экономическая теория
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Государственное регулирование рынка:ценовые и неценовые методы "?30 страниц
20 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования рынка 5
1.1. Сущность, типы и функции рынка в экономике 5
1.2. Теории и концепции государственного регулирования рынка 10
1.3. Рыночный механизм и роль государственного регулирования рынка 13
Глава 2. Анализ ценовых и неценовых методов государственного регулирования рынка 17
2.1. Ценовые методы государственного регулирования рынка 17
2.2. Неценовые методы государственного регулирования рынка 19
2.3. Влияние ценовых и неценовых методов государственного регулирования рынка на экономику 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления 2
Рынок – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. На сегодняшний день рыночная система уверенно показала свою силу в виде наилучшего варианта организации экономики государства. Эффективное эконо-мическое развитие общества невозможно при отсутствии высокоразвитых и гиб-ко перестраивающихся рыночных механизмов.
Сегодня ни в одной развитой стране нет свободного рынка, который функционировал бы так, как в прошлом. Рынок стал регулируемым рынком. Однако рынок останется неотъемлемой частью хорошо функционирующей эко-номики. Ни одно общество не может существовать без рынка. Рынок предлагает уникальные и незаменимые возможности сбалансировать спрос и предложение, быстро реагировать на изменения экономических условий, стимулировать эф-фективность, содействовать эффективному ведению сельского хозяйства и по-ложить конец существованию убыточных домохозяйств экономическими мето-дами.
Но свободный рынок не сможет быстро перевести глубокие структурные изменения в народном хозяйстве в соответствии с требованиями научно-технических преобразований. В такой ситуации регулирование рынка является необходимостью.
Бум на рынке может привести к инфляции, кризису перепроизводства, массовой безработице и т.п. Это отрицательно сказывается и на уровне жизни населения, и на слоях, нуждающихся в защите от жизни (инвалиды, неграмот-ные, инвалиды, многодетные семьи и др.). Чтобы избежать этих плохих условий или хотя бы смягчить их, необходимо использовать различные методы регули-рования рынка.
Объектом исследования является ценовые и неценовые методы государ-ственного регулирования рынка.
Предметом исследования является методы государственного регулирова-ния рынка и их влияние на экономику.
Цель работы – провести анализ ценовых и неценовых методов государ-ственного регулирования рынка.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать сущность, типы и функции рынка в экономике;
– изучить теории и концепции государственного регулирования рынка;
– рассмотреть рыночный механизм и определить роль государственного регулирования рынка;
– изучить ценовые методы государственного регулирования рынка
– изучить неценовые методы государственного регулирования рынка
– определить влияние ценовых и неценовых методов государственного ре-гулирования рынка на экономику.
Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ литературы для обоснования теоре-тических и практических направлений исследования, обобщение, описание, си-стематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-специалистов в области экономической теории и государственного регулирова-ния рынка, таких как: Х. Байрамов, М. А. Булгаров, Е. В. Жиряева, З. М. Илаева, В. Я. Иохин, Ю. К. Князев, В. И. Кушлин, В. Ф. Максимова, И. Мамаев, К. В. Макарищев, Я. М. Маркин, А. Т. Меджитова, А.М. Рассихина, М. А. Сажина, А. Смит, А. А. Тахумова, М. Фридман, А. Ходжагулыев, Л. А. Яндарбаева и др.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
1.1. Сущность, типы и функции рынка в экономике
В условиях глобализации мировой экономики и деятельности компаний, работающих в сфере производства широкого спектра товаров повседневного и длительного использования, растет доля рынка как связующего звена между производителями и потребителями. Рынок – это сфера обмена и система товар-но-денежных отношений между производителями и потребителями материаль-ных благ. Этот механизм является одним из ключевых достижений человечества на всех этапах его развития.
Проблема сущности рынка в экономики в современных условиях является предметом постоянного научного интереса и предметом частых дискуссий. Не-смотря на большое количество исследований по данному вопросу, значитель-ный уровень его актуальности и важности требует дальнейшего выявления и дополнительных исследований сущности рынка, поскольку, к сожалению, еди-ной точки зрения в экономической науке не существует и отсутствуют исследо-вания по всестороннему изучению вопросов, связанных с его развитием. Таким образом, ряд вопросов, связанных с особенностями рыночной инфраструктуры, требуют постоянного изучения и детального анализа.
В современной экономической литературе определение рынка трактуется по-разному: «Рынок – это любое взаимодействие, при котором люди осуществ-ляют торговлю друг с другом»; «Механизм, объединяющий спрос и предложе-ние на определенный товар, называется рынком»; «Рынок означает место встре-чи спроса и предложения» .
«Экономика» характеризуется определением рынка как места, где товары покупаются и продаются, а также взаимодействия между продавцами и покупа-телями. Однако в принципе такой обмен не ограничивается конкретным геогра-фическим положением, рынок можно рассматривать как систему организации обмена продуктами и услугами в экономике с высокоспециализированной рабо-чей силой. Различные подходы к определению сущности рынка не случайны, поскольку рынок – явление сложное и многогранное. Его содержание можно рассматривать с разных сторон, но каждое понятие «рынок» имеет свое обосно-вание. Если подходить к этому вопросу комплексно, то суть рынка необходимо описывать в нескольких плоскостях .
В экономических учебниках имеются авторские определения сущности и понятия рынок. Таким образом, «Рынок – это совокупность продавцов и поку-пателей, которые вступают друг с другом в экономические отношения по пово-ду купли-продажи товаров и услуг с использованием механизма переговоров цен, основанного на спросе и предложении». Это определение можно считать достаточно точным, поскольку помимо взаимоотношений между продавцами и покупателями оно учитывает еще и важный аспект – механизм переговоров о цене, основанный на спросе и предложении. Интересная подборка различных интерпретаций этого термина представлена в разных учебниках, где рынок рас-сматривается с разных точек зрения:
рынок есть организованный обмен по законам товарного производства и обращения;
рынок – экономическое пространство, где происходит обмен товарами;
рынок – это система специфических экономических отношений между продавцами и покупателями при купле-продаже.
товаров и услуг;
рынок является ключевым элементом сложной экономической системы, в которой взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные институты регулирования, в том числе государственные.
Следует подчеркнуть, что на рынке, помимо покупки и продажи товаров и услуг, происходят операции с таким экономическим ресурсом, как капитал. Ка-питал включает в себя технические, материальные, денежные, интеллектуаль-ные, научно-технические и другие средства, которые в процессе своего движе-ния приносят доход.
Рынок можно описать через его структуру, которая формируется благода-ря различным субъектам и объектам рыночных отношений. Субъекты рынка – это лица или организации, взаимодействующие в сфере купли-продажи. Это мо-гут быть домохозяйства, предприятия, фирмы и даже государство. Они могут одновременно выступать продавцами и покупателями на рынке в зависимости от потребностей и возможностей. Объекты рынка это те товары и ресурсы, ко-торыми обмениваются субъекты. Товары, к которым относятся произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), а также услуги, ин-формация и инновационные решения, являются основными объектами рыночно-го взаимодействия. Деньги также действуют как объект рынка, поскольку они являются средством измерения и обмена стоимостью между субъектами. В це-лом рынок представляет собой сложную систему отношений между всеми субъ-ектами, которые обмениваются всеми видами товаров и ресурсов, устанавливая цены на основе взаимодействия спроса и предложения. Развитие рынка и ры-ночных отношений зависит от развития его составляющих . Рынок, выполняет ряд существенных функций регулирующая функция, стимулирующая функция, информационная, посредническая функция.
Рынок выполняет ряд функций, таких как:
1. Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спро-са, предложения и возникающей конкуренции.
2. Регулирование спроса и предложений: рынок способствует установле-нию баланса товаров и услуг.
3. Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого имеется свобода выбора.
4. Информирование. Рынок информирует экономических агентов о това-рах, продавцах и покупателях, размерах спроса на конкретные товары и услуги, состоянии экономики.
5. Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участни-ки рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддержи-вают эффективность экономики.
6. Санация. Благодаря конкуренции рынок очищает экономику от ненуж-ной и невостребованной деятельности, слабых бизнес-единиц и поощряет разви-тие перспективных .
Таким образом, рыночная система имеет свои специфические особенно-сти, а рынок выполняет важнейшие функции в современной экономике.
Структура рынка сложная. Его можно условно разделить на:
1. По хозяйственному назначению реализуемых товаров выделяют следу-ющие рынки: потребительских товаров и услуг, средств производства, научно-технических работ, деньги, валюта, ценных бумаг, труда.
2. По группам товаров выделяют следующие рынки: товаров, предназна-ченных для производства, продовольственных и непродовольственных товаров, сырья.
3. По договоренности выделяют следующие рынки: местный (городской, сельский, районный), национальный (внутренний) и мировой (внешний);
4. По степени ограничения конкуренции выделяют следующие рынки: мо-нополия, олигополия и межгосударственный рынок .
5. По степени зрелости рыночных отношений выделяют следующие рын-ки: развитый и формирующийся.
6. По аспектам рыночных отношений выделяют следующие рынки: опто-вый, розничной торговли и рынок, на котором государство закупает сельскохо-зяйственную продукцию.
7. С учетом действующего законодательства в сфере экономики выделяют следующие рынки: открытый (официальный, специально разрешенный) и под-польный («коллегиальный», «черный»).
Некоторые из типов рынка включают в себя:
1. Рынок товаров и услуг: продовольственных и непродовольственных то-варов, услуг, рынок жилья и непроизводственных помещений.
2. Рыночные условия производства – рынок труда.
3. Финансовый рынок: фондовый, кредитный, акций, облигаций, опционов, фьючерсов и других ценных бумаг, валютный.
4. Рынок интеллектуальной деятельности – научные открытия, новостные сервисы, искусство и т.д., литературный рынок.
Эти рынки вместе и взаимосвязаны, образуют рыночную систему.
В условиях рыночной экономики также функционируют денежный, ва-лютный и фондовый рынки.
Рыночная инфраструктура включает в себя различные элементы, такие как финансовые институты, биржи, торговые платформы, правовые и регулирующие органы и другие участники рынка. Рыночная инфраструктура обеспечивает ос-нову для проведения бизнеса, торговли и инвестиций, способствуя эффективно-му функционированию рынка и облегчая сделки между участниками .
Опыт развитых экономических систем подтверждает, что отставание от темпов развития инфраструктуры приводит к задержке всего производственного процесса и развития других отраслей экономики. Это может привести к ухуд-шению качества жизни населения, росту социальной напряженности и другим негативным социальным последствиям.
Таким образом, рынок влияет на все фазы воспроизводства производство, распределение, обмен и потребление.
1.2. Теории и концепции государственного регулирования рынка
Государственное регулирование экономики как научное направление до-казывает необходимость государственного вмешательства в экономику, иссле-дует возможные варианты этого вмешательства, ожидаемые результаты. Боль-шинство экономистов положительно относятся к активной экономической роли государства, но предлагают разные варианты вмешательства в экономику. Это не значит, что существует единственно правильный вариант государственного регулирования экономической сферы .
Экономика многогранна, проблемы могут возникнуть в разных сферах. Поэтому способы решения проблем могут быть разными, как и области вмеша-тельства. Остановимся подробнее на позициях некоторых экономических школ (табл. 1.1.).
Таблица 1.1
Концепции вмешательства правительства в экономику
Направление Авторы Цель, причина Инструменты, механизм
Монетаризм М. Фридмен Борьба с ин-фляцией Контроль за денежной массой, об-лигации, учетная ставка, норма резервирования депозитов
Теория пред-ложения А. Лаффер Стагнация Налоги, снижение налоговых ста-вок
Кейнсианство Дж.М. Кейнс Стагнация Теория «утечек и инъекций»; сти-мулирование потребления, инве-стиций, экспорта, государствен-ных расходов
Государствен-ный дирижизм Ф. Перру Отсталая структура экономики, неконкурен-тоспособность Индикативное планирование и программирование
«Шоковая те-рапия» Чикагская школа Переход к рынку Сокращение дотаций, субсидий, расходов на социальные нужды; максимальная рыночная свобода
Роль государства в экономике является предметом разногласий между экономистами разных школ. Наряду с крайними сторонниками рыночной сво-боды (неоклассическая школа) существует позиция ограниченного вмешатель-ства в экономическую систему через денежную сферу (монетаристская школа). Однако идеи кейнсианства находят поддержку как в экономической теории, так и в практике управления.
Конец 1920-х – начало 1930-х годов XX века экономики капиталистиче-ских стран столкнулись с устойчивым и беспрецедентным состоянием макро-экономического дисбаланса, известным как Великая депрессия. Классическая теория не могла охарактеризовать происходящие кризисные процессы. Поиск путей решения проблемы экономического спада исследовал также Дж. М. Кейнс в своей знаменитой работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Дж. М. Кейнс внес значительный вклад в теорию государственного регу-лирования и управления экономикой, а также предложил комплекс мер воздей-ствия на отклонения от макроэкономического равновесия (в случаях недопроиз-водства и перепроизводства). Использование Дж. М. Кейнса было особенно успешным во время Великой депрессии в США. Кейнсианский секрет стимули-рования инвестиционного процесса во многом лежит в основе «Нового курса» Франклина Рузвельта. Широкое распространение правительственных проектов (строительство плотин, дорог и т. д.) на протяжении многих лет ясно иллюстри-рует политику государственных расходов, направленную на поддержание высо-кого уровня инвестиций и доходов. Однако у Дж. М. Кейнса есть и недостатки. Инфляция, которая была особенно заметна в 1960-е годы, способствовала сти-мулированию спроса. Большая часть работ, представленных монетаристской школой, посвящена изучению путей решения проблемы инфляции. Они счита-ют, что основная регулирующая способность правительства связана с областью валютных отношений и что основная задача – регулирование инвестиций и цен на товары .
Недостатком монетаристской концепции является то, что антиинфляцион-ные меры могут противоречить друг другу. Инфляция падает по мере снижения производства, что может привести к новой волне роста цен. Повышение банков-ских процентных ставок как способ борьбы с инфляцией может привести к «ин-фляции издержек». Американский экономист А. Лаффер, основатель «Теории предложения», доказал, что снижение налогов приводит к экономическому ро-сту и государственным доходам. А. Лаффер считает, что чрезмерное повышение ставок корпоративного налога лишит бизнес стимула к инвестированию, замед-лит технологический прогресс, замедлит экономический рост и в конечном ито-ге негативно скажется на государственных доходах. Американские специалисты под руководством профессора А. Лаффера пытались теоретически доказать, что экономическая активность предприятия и экономическая активность всего насе-ления резко снизятся, если ставка подоходного налога превысит 50%. В настоя-щее время оптимальная ставка налога составляет 33%.
«Шоковая терапия» как экономическая теория существовала в 1960-1990-е годы. Согласно этой теории, рыночная экономика может преодолеть пробле-мы, связанные с рецессией и инфляцией, посредством радикальных экономиче-ских реформ. Эти реформы включают немедленную либерализацию цен, сокра-щение денежно-кредитной политики и приватизацию убыточных государствен-ных предприятий. В большинстве стран применение «шоковой терапии» приве-ло к катастрофическим последствиям, включая государственные перевороты (Боливия, Бразилия, Мексика).
Шоковая терапия применяется в России в рамках перехода к рыночной экономике. Таким образом, наличие различных теоретических моделей государ-ственного вмешательства в экономику предоставляет властям широкие возмож-ности для выбора и применения этих моделей на практике.
1.3. Рыночный механизм и роль государственного регулирования рынка
Рыночный механизм представляет собой систему экономических отноше-ний, которая приводится в действие посредством движения цен и основана на свободе предпринимательства и стремлении хозяйствующих субъектов удовле-творить свои интересы .
Принципы функционирования рыночной экономики следующие:
свобода выбора и форм собственности ‒ это право выбора любого эко-номического субъекта выбирать самый предпочтительный для себя, выгодный и целесообразный вид деятельности и осуществлять эту экономическую деятель-ность в рамках действующего законодательства;
саморегулирование деятельности рынка;
свобода ценообразования: цены устанавливаются по закону спроса и предложения;
децентрализация управления и самостоятельность экономических аген-тов;
конкуренция благодаря наличию разных форм собственности и свободы экономического поведения .
Самые уверенные сторонники рынка верят, что свободный рынок своей «невидимой рукой» сам балансирует спрос и предложение и отвечает на извеч-ные экономические вопросы, что, как и для кого производить. Экономический либерализм всячески поддерживает и пропагандирует экономику laissez-faire (с фр. – «позвольте-делать»), то есть экономику, основанную на принципе мини-мального вмешательства в нее со стороны государства. Такая экономика харак-теризуется частной собственностью на ресурсы и использованием рынка для ко-ординации цен и экономической деятельности. При этом, поведение экономиче-ского агента мотивируется его эгоистическими интересами, и он стремится мак-симизировать свой доход на основе личного принятия решений. Говоря словами Адама Смита, «преследуя свои собственные интересы, он часто более действен-ным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стре-мится делать это» .
Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман утверждал: «Рыночная конкуренция защищает всех экономических субъектов. Конкуренция между работодателями защищает работника от низкой заработной платы. Рабо-тодатель защищен от эксплуатации со стороны своих работников наличием дру-гих работников, которых он может нанять. А потребитель защищен от эксплуа-тации со стороны продавца наличием других продавцов, у которых он может приобрести продукт или услугу» .
Подобная саморегулируемость и эффективность рынка требует мини-мального вмешательства государства в экономику. Сторонники либеральной экономической мысли отводят государству роль «ночного сторожа», занимаю-щегося защитой частной собственности, установлением правовой структуры функционирования свободных рынков и правил взаимодействия экономических агентов и наблюдением за их исполнением.
Другие воззрения на рынок предлагал западногерманский экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард. Он представлял себе социальное ры-ночное хозяйство (социальную рыночную экономику) как общественно-экономическую систему, которая обеспечивает высокую эффективность функ-ционирования рыночной экономики и на этом основании гарантирует своим гражданам максимальную социальную справедливость, обеспеченность и соци-ально-экономический прогресс.
По мнению Эрхарда, задача государственной политики состоит в том, чтобы соединить свободу, порядок, индивидуализм и коллективизм в гармо-ничном единстве для достижения оптимального «благосостояния для всех». Це-лью подобной политики является обеспечение каждого гражданина необходи-мым минимумом и создание условий, при которых любой из граждан при нали-чии желания был в состоянии достичь желанного максимума .
Современный взгляд на теорию социального рыночного хозяйства харак-теризуется выделением следующих особенностей такой экономики: социальная справедливость и социальный прогресс; свободное ценообразование; частная собственность на средства производства; рыночная конкуренция и ее поддерж-ка; политика стабильной валюты; свободная внешняя торговля, валютный об-мен. Многие развитые страны мира переходят к модели социально-ориентированной экономики. Лидерами являются скандинавские страны (Шве-ция, Норвегия, Финляндия). Сегодня они являют собой яркие примеры конку-рентоспособного, инновационного экономического развития рыночной эконо-мики.
В России также существует рыночная экономика. Однако в ней велико влияние государства: в экономике создан государственный сектор, занимающий особое положение . Крупный бизнес в России составляет всего чуть более 1%, но в руках таких игроков сосредоточено более чем 65% всех производственных мощностей страны – в то время как в развитых европейских странах этот пока-затель значительно меньше . Сегодня в РФ большие корпорации распространи-ли свое влияние практически повсеместно, и для малого предпринимательства практически не остается свободных ниш. Недостаточное развитие сектора мало-го и среднего бизнеса является слабой стороной российской экономики, снижа-ющей ее устойчивость и потенциал.
Кроме того, для российской экономики характерны проблемы, связанные с недостаточной экономической свободой. Индекс экономической свободы рас-считывается для всех стран мира.
Показатель экономической свободы России составляет 52, что делает ее экономику 131-й по степени свободы в Индексе экономической свободы 2024 года. Ее рейтинг снизился на 1,8 пункта по сравнению с прошлым годом, а Рос-сия заняла 43-е место из 44 стран европейского региона. Рейтинг экономической свободы страны ниже, чем в среднем по миру и региону. Соглас-но Индексу 2024 года, российская экономика по-прежнему находится в нижней части категории «в основном несвободной» (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Показатель экономической свободы России
Если в России не будет экономической свободы и свободной конкурен-ции, она не сможет развиваться дальше. Одна из функций конкуренции – регу-лирование цен, издержек и качества продукции. Конкуренция в современной экономике помогает компаниям развиваться в ходе ведения рыночной борьбы и позволяет потребителям получать лучшее качество товаров и услуг. Но для то-го чтобы рыночная конкуренция действовала в полную силу, в России не долж-но быть развитой коррупции и кумовства, а права собственности должны быть надежно защищены законом.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕНОВЫХ И НЕЦЕНОВЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
2.1. Ценовые методы государственного регулирования рынка
На современном этапе развития российской экономики роль государ-ственного регулирования возрастает многократно ввиду того, что в условиях макроэкономической нестабильности Правительство РФ формирует предпосыл-ки для обеспечения ускоренного роста отдельных отраслей и обеспечивает эко-номическую эффективность российских инвестиций.
Методы регулирования рынка делятся на прямые (ценовые) и косвенные (неценовые). Государственное регулирование цен на конкурентных рынках осу-ществляется путем сочетания прямых и косвенных методов.
Метод прямого (ценового) воздействия государства на цены –административное вмешательство государства в процесс установления цен и правил ценообразования с целью ограничения ценовой конкуренции, стабилиза-ции или ограничения производства различных товаров .
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной государственной политикой путем контроля важнейших параметров рынка.
К методам прямого государственного регулирования цен относятся:
1) Замораживание цен – это установление постоянства цен, что является, прежде всего, инструментом антиинфляционной политики. Замораживание цен может быть общим или распространяться на отдельные товары (товары повсе-дневного потребления и другие товары жизненно важного назначения).
2) Установление фиксированных цен – используется в условиях инфляции или в нормальном состоянии рыночной экономики, в целях предотвращения возникновения и развития инфляционных процессов.
3) Установите ценовые ограничения. Введение нижнего предела цен как гарантийной меры, обеспечивающей производителю определенный уровень до-хода, позволяющей избежать банкротства и позволяющей расширить спрос на продукцию, осуществляется в периоды кризисов перепроизводства, сопровож-дающихся резким падением цен. Установление верхнего предела цен, ограничи-вающего их неконтролируемый рост, предотвращающего действия участников рынка, связанные со стремлением увеличить размер получаемой прибыли без увеличения объема реализации, происходит в случае острого дефицита товаров в рынок.
4) Установление норматива максимальной рентабельности – предназначе-но для ограничения прибыли от реализации единицы продукции и, как правило, используется при установлении цен на продукцию предприятий-монополистов, а также при прямом регулировании цен на различные виды услуг.
5) Установление предельных значений посреднических и коммерческих наценок – обычно осуществляется местными исполнительными органами при реализации и перевозке товаров в конкретных регионах.
6) Ценовая отчетность – практика предоставления в государственные ор-ганы информации (справок) об ожидаемом уровне цен, носящая декларативный характер.
7) Установление гарантированных цен – часто используется в АПК для контроля за сбытом сельскохозяйственной продукции, служит рычагом госу-дарственного воздействия на структуру сельскохозяйственного производства и инструментом реализации социальной политики по отношению к крестьянству.
8) Установление индикативного уровня цен – иногда применяется к наиболее важным видам товаров, фактическая цена которых может превышать индикативный уровень, но прибыль от реализации этой продукции по цене выше индикативной цены подлежит налогообложению по прогрессивной шкале.
К прямым методам рыночного регулирования относятся также государ-ственные заказы, государственное формирование состава и отношений народно-го хозяйства, его политика в отношении доходов населения и др. С помощью этих методов государственные органы непосредственно воздействуют на соот-ношение между спросом и предложением на уровне народного хозяйства .
Цены играют очень важную роль в регулировании рынка. Они оказывают мощное влияние как на продажи, так и на предложение одновременно. Следует подчеркнуть важность государственной политики в отношении цен. Государ-ство, с одной стороны, позволяет формировать свободные рыночные цены, а с другой стороны, обеспечивает стабильность цен на товары, необходимые для благосостояния людей.
Таким образом, государственный рынок обеспечивает формирование мак-роотношений во всей общественной экономике за счет прямых методов регули-рования.
2.2. Неценовые методы государственного регулирования рынка
Помимо методов прямого воздействия на цены государство применяет косвенные методы регулирования цен, предполагающие воздействия на факторы ценообразования и получившие широкое распространение в западных странах в начале XX века в связи с интенсификацией инфляционных процессов.
С помощью косвенных методов государство регулирует поведение объек-тов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя порядок, способы опре-деления цены и ее уровень.
Метод косвенного (неценового) воздействия государства на цены – это вмешательство государственных органов исполнительной власти не непосред-ственно в процесс ценообразования, а через систему факторов, косвенным обра-зом влияющих на цены через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.
Косвенные методы регулирования цен включают регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и т. д. К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закуп-ки, налоговая система, регулирование денежно-кредитного обращения, государ-ственная инвестиционная политика. и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т. д. Посредством этих мер государство стремится установить баланс между спросом и предложением и, таким образом, способствовать более равномерному и медленному росту цен во всей экономи-ке. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на цены, факторы макроэкономического харак-тера.
Налоговая система оказывает существенное влияние на уровень и динами-ку цен. Динамика цен и темпы инфляции напрямую зависят от суммы налогов. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены и тем шире инфляционный охват. Любой производитель пытается переложить налог на потребителя через цену продукта. В то же время государство, получая значительные доходы, увеличи-вает свои расходы. Поэтому, чтобы снизить инфляцию и замедлить рост цен, государство должно снизить налоговые ставки.
По своей организационно-экономической сути налог – это принудитель-ный сбор (платеж), взимаемый государством с имущества и доходов хозяй-ствующих субъектов и физических лиц для покрытия государственных расхо-дов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента.
Налоги, заложенные в цену, выполняют значительную социально-экономическую роль, а именно:
– являются главным источником формирования доходов государственно-го бюджета;
– влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению;
– могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение;
– выполняют активные социальные действия – определяют степень соци-альной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен явля-ется контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприяти-ями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресече-ния нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением товаров на рынке.
Предприятия-монополисты контролируются в части соблюдения ими су-ществующих правил ценообразования и обоснованности получения прибыли по той номенклатуре товаров, по которой данные предприятия являются монопо-листами.
При этом контроль осуществляется федеральными или местными органа-ми, на которые возложены функции регулирования цен и контроля за их приме-нением.
Некоторые экономисты утверждают, что государственное регулирование цен в рыночных условиях недопустимо, поскольку рынок имеет механизм са-морегулирования. Однако на практике это не зависит от вмешательства прави-тельства. При чрезмерном государственном регулировании цен ослабляются рыночные механизмы и возникает риск утраты рыночных ориентиров; если гос-ударство полностью отказывается от участия в формировании цен и их регули-ровании, основы экономики разрушаются, государство теряет один из важней-ших методов борьбы с монополией, а рыночные отношения и финансовое по-ложение многих компаний становятся довольно нестабильный.
Государственное регулирование цен меняется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, увеличения дефицита отдельных продуктов, необходимости быстрой реструктуризации экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.
В странах с динамичной и сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и нестабильной экономикой и слабой конкуренцией. По мере стабилизации экономики масшта-бы государственного регулирования сокращаются и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. После создания на рынке конкурент-ных условий государственное регулирование цен снижается.
Таким образом, политика государственных доходов имеет большое значе-ние для эффективного влияния на размер и структуру рынка. С его помощью определяется объем платежеспособного спроса населения. Величина располага-емого дохода зависит от общей суммы заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат.
Политика доходов правительства также применяется к корпоративным доходам. Он будет реализовывать эту политику, облагая налогом прибыль предприятий.
Государство может активно воздействовать на рынок с помощью допол-нительных методов. К ним относятся финансовые отношения, налоги, государ-ственное ценообразование на определенные товары и другие.
2.3. Влияние ценовых и неценовых методов государственного ре-гулирования рынка на экономику
В современных условиях цена играет значимую роль в экономике, подчи-няя производство общественным потребностям через механизм спроса, создает стимулы для снижения издержек, связанных с производством и реализацией продукции, а также для внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйственную практику. Как известно, в силу несовершенства рыночного ме-ханизма, государство зачастую вмешивается в его функционирование, в том числе и в процесс ценообразования, однако последствия такого вмешательства не всегда можно оценить положительно. С одной стороны, оно содействует раз-витию рыночных отношений, конкуренции, выполняет антициклическую функ-цию, сглаживая при этом социально-экономические последствия инфляции, а с другой, – блокирует конкурентный механизм установления цен. Вот почему по-лучивший столь широкое освещение в научной литературе вопрос, связанный с государственным регулированием цен, является дискуссионным и актуальным, а его изучение позволяет углубить представление о роли государства в ценообра-зовании и эффективности методов регулирования цен. Цена сложная экономи-ческая категория. В ней фокусируются такие экономические отношения в обще-стве как производство, реализация товаров (услуг), формирование их стоимо-сти, а также создание, распределение и использование денежных накоплений. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.
Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.
В зависимости от степени свободы от государственного вмешательства при формировании, цены делятся на свободные, регулируемые и фиксирован-ные. Следует отметить, что фиксированные цены не характерны для рыночной экономики и могут устанавливаться в редких случаях (например, при высоких темпах инфляции).
Величина регулируемых цен определяется госорганами с учетом измене-ния экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы то-варов. Свободные рыночные цены – формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов.
Сфера деятельности свободных цен впоследствии должна расширяться.
В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Государственные цели в области регулирования цен
Необходимость государственного регулирования на рынке потребитель-ских товаров определяется следующими факторами (рис. 2.2):
Рис. 2.2. Факторы, влияющие на необходимость государственного регулирова-ния
Очевидно, что государственное регулирование цен, является неотъемле-мой составляющей ценовой политики государства, представляющей собой ком-плекс мер, направленных не только на осуществление регулирования цен в эко-номике, но и контроля за их соблюдением. В свою очередь, ценовая политика государства выступает частью более общей государственной политики – эконо-мической, которая, как полагает В. И. Кушлин, призвана способствовать:
развитию рыночных отношений;
свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств;
защите частной, государственной, муниципальной и иных форм соб-ственности;
созданию условий для честной конкуренции;
преодолению инфляционных процессов;
достижению экономической и социальной защиты населения и др .
Еще более конкретный перечень целей государственного регулирования цен приводится Е.В. Стрижовым, в частности, отмечающим, что государствен-ное регулирование цен осуществляется в целях:
согласования интересов субъектов рыночной экономики (производите-лей, потребителей, государства);
обеспечения экономической безопасности страны;
защиты отечественных производителей;
защиты наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
создания условий для нормальной конкуренции;
оказания влияния на деятельность предприятий монополистов;
ограничения инфляционного роста цен;
ограничения резкого роста цен на факторы производства;
поддержания ценовых пропорций.
Первичной формой государственного воздействия на цены, на котором, по сути, основываются методы прямого и косвенного регулирования, является наблюдение за ценами, осуществляемое статистическими органами, научно-исследовательскими центрами. Цель такого наблюдения состоит в измерении стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повыше-ния заработной платы, пенсий, пособий, а также оценке влияния роста цен на из-держки производства и национальную конкурентоспособность.
На основе имеющихся форм и методов регулирования цен, в зависимости от целей и факторов влияющих на необходимость государственного регулиро-вания, была разработана схема взаимосвязи основных элементов механизма гос-ударственного регулирования цен (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема взаимосвязи основных элементов механизма государственного регулирования цен
Данная классификация позволяет более детально рассмотреть механизм государственного воздействия на цены. А также понять степень вмешательства государства в процесс ценообразования.
Во многом положительные стороны государственного регулирования цен вытекают из целей этого направления государственной политики. Например, за-мораживание цен, ограничение цен или размер прибыли в сочетании с контро-лем над заработной платой помогают сдерживать инфляцию посредством поли-тики доходов, призванной положить конец спирали заработной платы и цен. Ис-пользование государством косвенных методов регулирования цен, в том числе снижение налоговой ставки или полное освобождение от налогов, субсидирова-ние производителей, производящих товары первой необходимости, способству-ет обеспечению равного доступа населения к этим товарам независимо от уров-ня доходов граждан. Содействие развитию конкуренции может осуществляться путем установления субсидий отечественным производителям или введения им-портных пошлин, которые выступают в качестве ограничительных мер, связан-ных с установлением барьеров для входа импортеров на внутренний рынок. Обеспечение конкурентной среды может быть достигнуто и государством путем установления фиксированных цен, ценовых лимитов, максимальных норм рен-табельности, максимальных значений посреднической и торговой наценок. Эти правительственные меры применяются к компаниям во избежание завышения цен.
Таким образом, государственная ценовая политика реализуется посред-ством комплекса мер, оказывающих прямое и косвенное влияние на цены, слу-жит средством реализации основных функций государства в экономической и социальной сфере и имеет различные последствия для экономики как целое и его отдельные субъекты. По этой причине при осуществлении государственного регулирования цен необходим комплексный подход, позволяющий учитывать интересы разных субъектов рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок – это совокупность продавцов и покупателей, ко-торые вступают друг с другом в экономические отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг с использованием механизма переговоров цен, осно-ванного на спросе и предложении.
Рынок можно описать через его структуру, которая формируется благода-ря различным субъектам и объектам рыночных отношений. Субъекты рынка – это лица или организации, взаимодействующие в сфере купли-продажи. Это мо-гут быть домохозяйства, предприятия, фирмы и даже государство. Они могут одновременно выступать продавцами и покупателями на рынке в зависимости от потребностей и возможностей. Объекты рынка это те товары и ресурсы, ко-торыми обмениваются субъекты.
Рыночный механизм представляет собой систему экономических отноше-ний, которая приводится в действие посредством движения цен и основана на свободе предпринимательства и стремлении хозяйствующих субъектов удовле-творить свои интересы.
Методы регулирования рынка делятся на прямые (ценовые) и косвенные (неценовые). Государственное регулирование цен на конкурентных рынках осу-ществляется путем сочетания прямых и косвенных методов.
Метод прямого (ценового) воздействия государства на цены представляет собой административное вмешательство государства в процесс установления цен, правил ценообразования с целью ограничения ценовой конкуренции, стаби-лизации или сдерживании производства различных товаров. К методам прямого государственного регулирования цен относятся: замораживание цен, установле-ние фиксированных цен, установление пределов цен, установление предельного норматива рентабельности, установление предельных значений посреднических и торговых надбавок, декларирование цен, установление гарантированных цен, установление рекомендательных уровней цен.
Метод косвенного (неценового) воздействия государства на цены – это вмешательство государственных органов исполнительной власти не непосред-ственно в процесс ценообразования, а через систему факторов, косвенным обра-зом влияющих на цены через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.
Во многом положительные моменты государственного регулирования цен исходят из целей данного направления государственной политики. Ценовая по-литика государства реализуется комплексом мер прямого и косвенного воздей-ствия на цены, служит средством реализации основных функций государства в экономической и социальной сфере и имеет различные последствия для эконо-мики в целом и отдельных ее субъектов. В силу этого при осуществлении госу-дарственного регулирования цен необходим комплексный подход, позволяю-щий учитывать интересы различных субъектов рыночной экономики.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Байрамов Х. Методы регулирования рынка // Матрица научного позна-ния. 2023. № 3-2. С. 128-130.
2. Булгаров М.А., Кондакова Л.Д., Мурашкина А.А. Роль государства в экономике: эволюция взглядов // Эпомен. 2019. № 24. С. 69-68.
3. Жиряева Е.В., Наумов В.Н. Является ли российская экономика рыноч-ной? // Управленческое консультирование. 2022. № 9(165). С. 79-94.
4. Илаева З.М., Дендиева Л.Р. Роль факторов человеческого развития в отраслях экономики // ФГУ Science. 2022. № 4(28). С. 103-108.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник для академического бака-лавриата. М.: Юрайт, 2023. 459 с.
6. Князев Ю.К. Усиление плановых начал в российской рыночной эконо-мике // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 2. С. 23-36.
7. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник. М.: Экономика, 2016. 495 с.
8. Мамаев И., Чумакова М.К. Методы и формы государственного регули-рования цен // Актуальные проблемы функционирования финансового механиз-ма регионов: сборник материалов II Всероссийской научно-практической кон-ференции, Махачкала, 07 декабря 2017 года. Махачкала: ООО «Апробация», 2017. С. 267-272.
9. Макарищев К.В. Рынок, его сущность и функции. Особенности в совре-менных российских условиях // Современные проблемы науки и образования: материалы VIII ежегодной международной научно-практической конференции, Ессентуки, 28 декабря 2022 года. Ессентуки: Ессентукский институт управления, бизнеса и права, 2022. С. 98-104.
10. Миркин Я.М. Трансформация в социальную рыночную экономику ‒ миф или реальность для России? // ЭВР. 2021. №1(67). С. 48-53.
11. Меджитова А.Т., Меджанова Л.З. Роль государства в регулировании ценообразования // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материа-лов XIV международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 22 мая 2019 года. М.: Научно-издательский центр "Империя", 2019. С. 150-154.
12. Рассихина А.М. Исследование механизма и проблем государствен-ного регулирования ценообразования: автореферат диссертации на соискание академической степени магистра. Комсомольск-на-Амуре 2015. 25 с.
13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. М.: Форум, 2020. 608 с.
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2022. 1056 с.
15. Тахумова А.А., Булгаров М.А. Концепции и модели государствен-ного регулирования экономики // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Сара-тов, 10 июня 2021 года. М.: Добросвет, 2021. С. 426-432.
16. Фридман М. Свобода выбирать: наша позиция. М.: Новое издатель-ство, 2019. 355 с.
17. Ходжагулыев А., Кабаев Ч., Мамметдурдыев М. Структура и типы рынка в экономической теории // Ceteris Paribus. 2023. № 4. С. 128-130.
18. Экономическая теория: учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.]; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. М.: Юрайт, 2023. 542 с.
19. Яндарбаева Л.А., Костоева А.А. Сущность рынка: функции и ры-ночная инфраструктура // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-7. С. 156-158.
20. Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. URL: https://www.heritage.org/index/.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней