Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Одной из главных целей школы на современном этапе является подготовка детей к систематически и целенаправленному обучению, формирование положительной мотивации учебной деятельности.
В современных условиях начального обучения необходимо прививать ученикам любовь, желание, интерес к изучению всех предметов, в том числе русского языка. Именно развитие у учащихся устойчивого интереса к данному предмету, формирует у них позитивное отношение к учебной деятельности, побуждает их к творческой самостоятельности, ведет к успешному разрешению проблемно-поисковых ситуаций в младшем школьном возрасте.
На пути формирования мотивации к изучению русского языка младшими школьниками стоит ряд препятствий:
во-первых, в классах с каждым годом присутствует все большее количество учащихся, для которых русский язык не является родным, при этом учебники, программы, традиционные методики ориентированы на детей, для которых он родной;
во-вторых, представление языка как свода правил, а не как «живую» систему, которая меняется со временем и под воздействием различных факторов, но при этом хранит важную культурную информацию о народе – носителе языка;
в-третьих, перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей и интересов учащихся;
в-четвертых, в связи с развитием интернета дети меньше общаются друг с другом, соответственно, снижается потребность в грамотной устной и письменной речи как инструмента коммуникации.
Для развития мотивации обучения нужны стимулирующая среда и целенаправленное воздействие через систему педагогических приемов.
Поэтому общие условия педагогического стимулирования на уроках следует сочетать с применением широкого диапазона методических приемов, которые «прямо работают» на мотивационный компонент урока. К мотивационному компоненту урока нужно подбирать интересный материал, который стимулирует эмоции и чувства учащихся, используя широкий спектр игр.
Объект: учебная деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Предмет: процесс формирования мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка.
Цель: разработка дидактических материалов для формирования мотивации младших школьников в учебном процессе.
Задачи:
1) Раскрыть понятие учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
2) Определить способы повышения учебной мотивации у школьников на уроках русского языка.
3) Подобрать диагностирующий материал для оценки уровня учебной мотивации на уроках русского языка.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Вопросы повышения мотивации у младших школьников к изучению русского языка
1.1. Понятие учебной мотивации и её особенности в младшем школьном возрасте
Проблемой мотивации учебной деятельности занимались многие ученые. В отдельное направление исследования личности эта проблематика окончательно оформилась только к концу XX века.
По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой» [4, с. 181]. А.К. Маркова дает следующее определение учебного мотива: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [12, с. 19].
Содержательные характеристики учебных мотивов, описанные А.К. Марковой, являются ключевыми для понимания мотивации учебной деятельности ученика. Рассмотрим каждую из них более подробно:
1) Наличие личностного смысла учения: личностный смысл учения означает, что ученик осознает ценность и важность процесса обучения для себя. Это связывает обучение с его собственными целями и интересами, помогает ему понять, почему ему нужно изучать определенные предметы и как они могут быть полезны в его жизни. Наличие личностного смысла стимулирует ученика быть самодисциплинированным и стремиться к успеху.
2) Действенность мотива: действенность мотива указывает на его реальное влияние на учебную деятельность и поведение ученика. Если мотив имеет личностный смысл и значимость для ученика, то он, как правило, оказывает реальное влияние на его активность, инициативу и развернутость в учебе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева О.С. Мотивация на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества школьного филологического образования / О.С. Андреева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 5–1 (81). – С. 3-10
2. Ахметзянова Ф.Ш. Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования / Ф.Ш. Ахметзянова // Академическая публицистика. – 2020. – № 7. – С. 99-108.
3. Биба А.Г., Князева Л.С. Условия реализации системнодеятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе / А.Г. Биба, Л.С. Князева // Наука и школа. – 2020. – № 6. – С. 203-211
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2014. - 352с.
5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М.: АСТ–Пресс, 2010. – 256 с.
6. Бондаренко М.А. Приемы повышения мотивации учащихся к изучению русского языка / М.А. Бонадаренко // Самарский научный вестник. – 2015. – № 1 (10). – С. 44-48.
7. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, А.Н. Сиднева, Д.В. Пшеничнюк // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2019. – № 4 (104). – С. 31-40.
8. Застенчик Е.А. Роль и место мотивации к учебной деятельности на современном уроке русского языка / Е.А. Застенчик // Культурная жизнь юга России. – 2015. – № 4. – С. 149-152
9. Кокова Е.А. Опыт исследования по формированию мотивации письменной речи у младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Кокова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12–2. – С. 147-153.
10. Колоскова Т.А., Тупицына Е.Ю. Педагогические технологии как средство формирования интринсивной мотивации на уроках русского языка / Т.А. Колоскова, Е.Ю. Тупицына // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2021. – № 2. – С. 13-19.
11. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: Основные понятия и проблемы / Ляшенко М.В. [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11. - № 1. - С. 53–73.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
13. Мзокова Л.А. Совершенствование коммуникативных УУД у младших школьников как условие повышения качества образования / Л.А. Мзокова // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2019. – № 1 (14). – С. 63-66.
14. Павлова Н.А. Возможности игровой деятельности для формирования пунктуационных умений младших школьников / Н.А. Павлова // Известия Института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 1. – С. 102-107.
15. Рождественская Р.Л., Алейник А.И. Формирование умения учиться в процессе организации самостоятельной деятельности младших школьников на уроках русского языка / Р.Л. Рождественская, А.И. Алейник // Гуманитарнопедагогическое образование. – 2017. – Т. 3. № 2. – С. 76-81.
16. Сафарова Ф.Х. Мотивация как один из путей повышения знаний учащихся по русскому языку / Ф.Х. Сафарова // Вестник Науки. – 2020. – Т. 3. № 3 (24). – С. 14-17.
17. Шулекин А.Д., Буханкова А.А. Роль эмоционального настроя в мотивации обучения на уроках русского языка и литературы / А.Д. Шулекин., А.А. Буханкова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2016. – № 2. – С. 221-225.