Фрагмент для ознакомления
2
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы.
Все исследователи детской речи, такие как В.П.Вахтеров, М.П.Феофанов, В.П.Добромыслов, А.Н.Гвоздев и другие, отмечают у детей выраженность глагольности в речи. По мнению ученых, в старшем дошкольном возрасте речь в основном имеет предикативный характер, то есть большую часть значимых слов занимают выражения предикативных отношений.
Большое количество глаголов в детской речи и ее предикативность отражают особенности внутренней речи. Особую сложность для дошкольников с дизартрией представляет овладение лексикограмматическими категориями. Анализ развития речи дошкольников с дизартрией показывает существенные отклонения от возрастных норм, ограниченность словарного запаса, особенности его использования и стойкий аграмматизм, что связано с недостаточно развитой у них импрессивной и экспрессивной сторонами речи. Именно у этой группы детей особенные затруднения возникают в овладении предикативной лексикой.
Определение структуры дефекта при дизартрии на современном этапе развития науки невозможно без учета данных психолингвистики о процессе порождения речи. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы из-за недостаточно развитых операций внешнего оформления высказывания, таких как голосовые, темпо-ритмические, артикуляционно-фонетические и просодические. В последнее время внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания, таким как расстановка пауз, выделение акцентом отдельных элементов высказывания и использование нужной интонации, в контексте изучения взаимосвязи семантики и синтаксиса. Просодические нарушения при дизартрии могут приводить к особенным семантическим нарушениям и усложнять коммуникацию. Затруднения в развернутом высказывании при дизартрии могут быть вызваны не только моторными проблемами, но и нарушениями языковых операций на уровне выбора необходимого слова. Ребенок может испытывать трудности в поиске нужного слова, что проявляется в затруднении включения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений.
Анализ развития синтаксиса детской речи с психолингвистических позиций А.А. Залевской, А.А. Леонтьевым, Л.В. Сахарным, А.М. Шахнаровичем позволил изучить категории психологической предикативности. В рамках онтогенеза развития детской речи, А.М. Шахнарович выделяет различные формы предикации в порядке их появления: утверждения (фиксация определенной деятельности), фиксация определенного действия, выражение качества, атрибуция предмета.
Исследование речи дошкольников с дизартрией на основе указанных положений выявило общие и специфические особенности в овладении предикативным словарем. Как описывается в работах Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Л.А. Мелеховой, Н.В. Серебряковой, выявленные нарушения лексико-грамматического характера у дошкольников с дизартрическими расстройствами объясняются трудностями моторной реализации речи и незрелостью парадигматического и синтагматического аппаратов языка, которые участвуют в организации процессов выбора слов и их грамматической структуризации.
Следовательно, представление о процессе овладения предикативной лексикой зависит отформированности операций выбора и комбинирования синтаксических, лексических, морфологических и фонематических языковых единиц, уровень которых в значительной степени определяется формой речевой патологии. Это подразумевает необходимость дифференцированной работы по формированию лексической структуры речи для обеспечения адекватного понимания словесной информации детьми с дизартрией.
В своих работах Р.И. Лалаев и Н.В. Серебряков описывают такие нарушения глагольной лексики у детей с ОНР III уровня, как ограниченность словарного запаса, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, неточное использование слов-действий, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей и трудности с актуализацией словаря.
Дошкольники понимают значение многих слов, поэтому объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, в экспрессивной речи они испытывают затруднения в использовании слов и актуализации словаря. В глагольном словаре дошкольников с ОНР III уровня преобладают слова, обозначающие действия, выполняемые ребенком ежедневно.
Одной из особенностей словаря детей с ОНР III уровня является неточность в использовании слов, проявляющаяся в вербальных парафразиях. Существует множество различных способов неправильного употребления слов у детей с ОНР III уровня.
В одних случаях дети используют слова в слишком широком понимании, а в других – слишком узком. Иногда дети с ОНР III уровня используют слово только в определенном контексте, и не применяют его в других ситуациях. Поэтому их понимание и использование слова имеет ситуативный характер.
В данной группе детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Неспособность детей различать некоторые действия приводит к использованию глаголов с более общим, недифференцированным значением. Группировка глаголов вызывает наибольшие трудности у детей с ОНР III уровня, поскольку они часто указывают лишнее слово. Это свидетельствует о несформированности структуры значения глагола и является препятствием для общей классификации.
Глагол, из всех частей речи, обладает наибольшим потенциалом для развития синтаксической структуры речи детей, поскольку он является неотъемлемой частью предикативной основы предложения.
Поэтому исследование речи детей с дизартрией позволило выявить общие и специфические особенности овладения глагольным словарем, включая несоответствие возрасту словарного запаса у детей с ОНР III уровня, расхождение между активным и пассивным словарем, преобладание слов, обозначающих ежедневные бытовые действия, отсутствие знания синонимов глаголов, отсутствие знания различных действий, характерных для одного объекта, затруднения в использовании глаголов в переносном значении, частичное владение грамматическими формами словоизменения и способами словообразования, а также затруднения в использовании правильного согласования существительных и глаголов, образовании временных форм глагола и изменении глаголов в настоящем времени по лицам.
Таким образом, в результате теоретического анализа исследований глагольной лексики, было выявлено, что глагол представляет наибольшие возможности для развития синтаксического строя речи детей, потому что он принимает непосредственное участие в создании предикативной основы предложения, и играет огромную роль, в порождении речевого высказывания. Так же, что процесс овладения предикативной лексикой зависит от сформированности операций выбора и комбинирования синтаксических, лексических, морфологических и фонематических языковых единиц, уровень которых в значительной степени определяется формой речевой патологии. 17 Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме, что связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. Именно у данной категории дошкольников отмечаются специфические трудности в овладении предикативной лексикой.
Особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Глагольный словарь является одной из ключевых составляющих развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Однако у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдаются определенные особенности в формировании и использовании глаголов.
Первая особенность связана с ограниченностью глагольного словаря у таких детей. В силу недоразвития речи и ограниченных коммуникативных возможностей, они имеют меньший запас глаголов по сравнению с детьми с нормальным развитием речи. Это затрудняет детей в выражении своих мыслей и эмоций с помощью глаголов, а также в формировании адекватных предложений и текстов.
Вторая особенность связана с нарушениями в использовании временных форм глаголов. Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня могут иметь затруднения в определении временной характеристики происходящих событий и действий. Например, использование неправильных времен глаголов, неразвитость навыка правильного образования прошедшего времени и слабая осознанность разницы между настоящим и прошедшим.
Третья особенность связана с малой грамматической разнообразностью глагольных форм. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдается тенденция к однообразному использованию глаголов в предложениях и текстах. Они могут ограничиваться лишь несколькими глагольными формами, избегая сложных грамматических конструкций.
Четвертая особенность связана с затруднениями в использовании глаголов в контексте. Условный контекст, ассоциации и связи между глаголами и другими частями речи могут быть непонятными для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В результате, наблюдается недостаточное понимание значения глаголов и их использование в соответствии с ситуацией.
Таким образом, особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня включают ограниченность словаря, затруднения в использовании временных форм, малую грамматическую разнообразность и затруднения в использовании глаголов в контексте. Для преодоления этих особенностей необходима систематическая и целенаправленная работа со специалистами, включающая упражнения на обогащение глагольного словаря, тренировки по правильному использованию временных форм и создание контекстового понимания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]. - М.: АСТ: Астрель, 2017. – 331 с
2. Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/257035/
3. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед.
– 2014. - № 1. – С. 34 – 40.
4. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов, кн. V : Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 480 с.
5. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования [Текст] / В.В. Виноградов // Русский язык в школе. 1951. -№ 2. - 1-10 c.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст] Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2020. 316 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Выготский Л.С. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2021.- 500-507 с
8. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. /АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук – СПб., 2019.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.
– СПб.: Питер, 2019. – 458 с.
10. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. С. ;2021.
11. Дмитриева А.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида. (Начальные классы): Учебное пособие. М.: МПСИ, 2019. – 128 с.
12. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л. – М: «Астрель», 2015. – 1168 с
13. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. – Екатеринбург, 2016. – 316 с.
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 2014. - 96 с.
15. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]
/ Е.А. Земская. - М., 2020. – 328 с.
16. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография [Текст] / А. Г. Кузнецова. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2019. – 152 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] — СПб.: СОЮЗ, 2019. — 160 с
18. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Избр. тр. / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с.
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. – М.: Смысл, 2020. – 287 с
20. Леонтьев, A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. Вопросы порождения речи и обучения языку. [Текст] / Леонтьев A.A. - М.: Наука, 2017.-С. 6-16.
21. Логопедия [Текст]: Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.- 680 с
22. Лопатина, Л.В Логопедическая работа в группах дошкольников со стѐртой формой дизартрии. [Текст] /, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. - СПб.: Образование, 2014. - 92 с.
23. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2021.- 56 с.
24. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова [Текст] // Логопед в детском саду. – 2019. – № 8 (43). – С. 22- 27.
25. Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология 2019. №4; с.21-36
26. Правдина, О.В. Логопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001/index.shml
27. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников” Учебнометодическое пособие [Текст]/ Под редакцией Волосовец Т.В.
– М., 2019. – 143 с.
28. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис. канд. пед. Наук. [Текст] / Серебрякова Н.В. -СПб., 2016.-16 с.
29..Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. [Текст] / Ткаченко Т. А. – М.: Гном и Д, 2019.-25 с.
30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду// Дефектология. – 2015. -№6. –с.55- 62.
31. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах: Уч. пос.Т.1 [Текст]/Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой. – Мн.: ВЛАДОС,2017. – 345 с
32. Чиркина, Г.В., Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. [Текст] / Чиркина Г.В Дефектология. -2017. -№ 4. - 71 -76 с.
33. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2015.- 96с.
34. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы общения в онтогенезе// Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. [Текст] / Шахнарович A.M. - М. Просвещение, 2019. - С. 148-233.
35. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л.Б. Халиловой. [Текст] / Шаховская С.Н. М.: Экономика, 2017. - 240-250 с.
36. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова. –М.: Лабиринт, 2014. – 330 с
37. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
38. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д.Б.Эльконин. М.: Педагогика, 2019.-380с.