Фрагмент для ознакомления
2
Суть взаимодействия аппарата управления и крестьян заключалась в том, что последние должны были регулярно выплачивать подати в той ситуации, если они владели землями и обрабатывали их. При этом в большей степени эти подати имели натуральный, а не денежный характер, т.е. могли быть выражены трудовой повинностью, поземельным вложением или приношением, которое могло иметь различный характер в зависимости от возможностей крестьянина [Шарков 2014].
Кроме того, Древний Китай был настолько мощным и авторитетным государством, что взимал дань с соседних стран, что было уникальным случаем в истории Древнего мира.
Различные ведомства занимались важными управленческими вопросами. В частности, первое осуществляло взимание с крестьян различных податей, второе – военными вопросами, в частности, контролем действий крестьян, которые несли военную обязанность, третье – проблемами земледельческого характера, в том числе организацией и проведением работ по ирригации, которые были очень важны для древнекитайского государства и общества [Замов 2017].
После прихода к власти Ван Мана общественный строй в Древнем Китае в некоторой степени изменился. Прежде всего, новый царь отменил возможность покупать и продавать рабов. Также он ввел судебную систему, которая придавала древнекитайскому государству характер правового. Судебные органы не существовали отдельно от аппарата управления, однако были выделены специальные чиновники, которые занимались судебными вопросами и осуществляли судопроизводство [Куренкова, Стависская, Абрамова, 2024].
Основой общественного строя Древнего Китая было наличие семей, в рамках которых жили все граждане. Древнекитайское общество было исключительно патриархальным, при этом существовали так называемые «свободные общинники» [Замов 2017].
Период Цинь в некоторой степени трансформировал общественный строй в Древнем Китае, появилось множество знатных людей, которые обладали богатством и высоким социальным положением. Были введены ранги знатности, которые можно было не только получить в соответствии со своим социальным положением, но и купить. При этом самым большим авторитетом в древнекитайском обществе пользовалась военная знать, которая имела большие полномочия, нежели гражданская [Шарков 2014].
Правовая система Древняя Китая была основана на идеях конфуцианства с некоторым влиянием легистской идеологии. В основе правовой системы – определенные моральные принципы, законы в этот период не вводились, поскольку считались вторичными по отношению к нравственным и моральным ценностям [Пивоваров 2015].
Учитывая недостаточное развитие института частной собственности в Древнем Китае, нельзя говорить о сложившейся системе имущественных отношений, которая бы регулировалась правовой системой. Правовые споры в большей степени возникали в семейных отношениях, а также в связи с совершением различных уголовных преступлений. Однако в последнем случае вина определялась не тяжестью поступка, совершенного древним китайцем, а тем, в каком душевном состоянии он находился во время совершения преступления [Семенова, Лужина, Васнецова 2023].
1.2. Особенности взаимодействия Древнего Китая с иными цивилизациями древности
Все межгосударственные отношения, которые выстраивались у Древнего Китая с соседними и дальними цивилизациями, формировались в связи с обусловленностью историческим развитием и существованием неких уже сложившихся для Древнего Востока форм межкультурных взаимодействий, которым следовал и Древний Китай. Важно отметить, что, в первую очередь, взаимоотношения с другими цивилизациями у Древнего Китая строились на основе культурных и торговых связей, поскольку именно ресурсами такого порядка Древний Китай обладал в большей степени [Баринова 2014].
В древний период наблюдалось существенное взаимовлияние цивилизаций, особенно древневосточных, друг на друга. Это отразилось во всех аспектах общественной и политической жизни, может наблюдаться потомками в предметах искусства, которые дошли до наших дней. Особенно это касается тех аспектов, которые развивались в Древнем Китае в бронзовый период [Гусаков 2009].
Все взаимодействия, которые осуществлял Древний Китай с другими цивилизациями, в частности, с территориями, которые впоследствии вошли в состав России, характеризуются в научной литературе как этнокультурные. Здесь можно говорить о том, что государства и территории обменивались не только культурными традициями, но и различными технологиями производства, поскольку уже в древний период активно осуществлялось открытие, добыча и обработка различных материалов, которые могли использоваться для производства различных предметов [Китайская цивилизация 2014].
Во II столетии до н.э. Китай стал наращивать политические и культурные связи с западными цивилизациями, что объяснялось активным развитием торговли, которая была выгодна обеим сторонам. В этот период сформировалось два основных типа построения отношений Древнего Китая с другими цивилизациями, которые представлены на рисунке
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринова, Е.Б. Генезис отношений Китая с Центральной Азией в домонгольское время / Е.Б. Баринова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-otnosheniy-kitaya-s-tsentralnoy-aziey-v-domongolskoe-vremya (дата обращения: 30.03.2024).
2. Баринова, Е.Б. Этнокультурные отношения Китая с народами Центральной Азии в древности и Средневековье / Е.Б. Баринова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnye-otnosheniya-kitaya-s-narodami-tsentralnoy-azii-v-drevnosti-i-srednevekovie-1 (дата обращения: 30.03.2024).
3. Замов, Э.А. Общественная мысль стран Востока / Э.А. Замов. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 150 с.
4. Гусаков, В.В. Западная политика империи Хань: предпосылки, стратегия, результаты / В.В. Гусаков // Россия и АТР. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnaya-politika-imperii-han-predposylki-strategiya-rezultaty (дата обращения: 30.03.2024).
5. Китайская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам конференции. В 2-х т. / Отв. ред. В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 393 c.
6. Куренкова, Ю.В., Стависская, И.Т., Абрамова, С.А. Традиционные аспекты изучения общественного строя древнекитайского государства: теория и методология исследования / Ю.В. Куренкова, И.Т. Стависская, С.А. Абрамова // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 2. История и культура. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2024. – С. 126–140.
7. Пивоваров, Н.Д. Источники древнекитайского права / Н.Д. Пивоваров // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-drevnekitayskogo-prava (дата обращения: 31.03.2024).
8. Семенова, А.С., Лужина, О.Ю., Васнецова, Д.В. Современная интерпретация представлений о правовой системе Древнего Китая / А.С. Семенова, О.Ю. Лужина // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2023. – № 12. – С. 56–68.
9. Чертановская, А.М., Харитонова, Л.В., Борисенко, И.С. Международно-правовые нормы в договорном праве Древнего Востока (на примере древнекитайской правовой системы) / А.М. Чертановская, Л.В. Харитонова, И.С. Борисенко // Известия Тульского государственного университета. – 2024. – № 1 (123). – С. 89–100.
10. Шарков, А.В. Социальная функция государства в Древнем мире (на материале Китая) / А.В. Шарков // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-funktsiya-gosudarstva-v-drevnem-mire-na-materiale-kitaya (дата обращения: 30.03.2024).
11. Яковлева, В.А., Самарина, С.С., Плотникова, Т.В. Правовая система Древнего Китая / В.А. Яковлева, С.С. Самарина, Т.В. Плотникова. – Тамбов: Семестр, 2023. – 158 с.