Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность понятия «лексический навык»
Лексика является важной частью языка. В ее понятие входит всю совокупность лексических единиц.
В настоящем исследовании важно рассмотреть не только понятие «лексика», а особенности ее обучения и формирование у обучающихся лексических навыков.
Лексический навык понимается как процесс выбора определенных лексических единиц в соответствии с контекстом, лексико-грамматическими особенностями и культурой языка.
Изучению лексического навык посвящены труды многих известных отечественных лингвистом и методистов (И. А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, А.М. Шамов).
Лексический навык основывается на том, что в процессе речевого общения лексические единицы выстраиваются в определенной семантической цепочке. Поэтому выбор нужной лексики должен отвечать ее значению, который действуют в форме слов и выражений .
Лексический навык начинает формировать уже в процессе начального изучения языка в младших классах.
Е.И. Пассов и И.Н. Дмитрусенко отмечают, что лексический навык имеют сложную структуру и выделяют три основополагающих компонента в его составе:
1) вызов лексической единицы из памяти;
2) объединение лексической единицы с предыдущими и последующими единицами;
3) определение конформности выделения лексической единицы по содержанию .
Отдельные компоненты лексического навыка не существуют изолированно, их развитие происходит в тесной связи с предыдущим и последующими.
Согласно Н.Д. Гальсковой лексические навыки делятся на две группы:
– продуктивные лексические навыки, то есть навыки выбора и использования слов в речи и письме;
– рецептивные лексические навыки, т.е. навыки распознавания и понимания слов во время чтения и прослушивания .
Лексический навык можно понимать как сочетание лексики в форме слов, словосочетаний, правил их употребления в различных грамматических конструкциях.
В основе лексики лежит слово, а именно словарный запас.
Словарь – это то количество слов, которые использует субъект в процессе своего общения.
В педагогической науке словарь может быть как активным, так и пассивным.
Активный словарь состоит из слов, которые наиболее часто используются в речи и понимание которых субъектов происходит на подсознательном уровне. Об объеме активного словаря можно судить в процесс речевого и письменного общения.
Пассивный словарь состоит из слов, которые субъект знает, но редко используется в процессе речи и письма.
С точки зрения иноязычного обучения существует еще один вид словаря – потенциальный, т.е. это те лексические единицы, которые обучающиеся могут понять из контекста на основе собственных знаний и речевого опыта .
Конкретизация целей иноязычного обучения определяет набор тех лексических единиц, которые должны быть включены в активный словарь обучающихся на каждом этапе иноязычного обучения. При этом отмечается, что пассивный словарь шире активного в более чем четыре раза. Данный факт определяется тем, что в процессе иноязычного общения обучающиеся не должны переводить все слова, а угадывать их значение, исходя из контекста.
В процессе общения субъект на основе своего речевого опыта и знаний языка трансформирует лексику согласно лексико-грамматическим особенностям языка и использует их для передачи информации. Все это содержится в понятии «лексическая компетенция», которая позволяет судить об уровне развития лексики обучающихся.
Обучение лексике на каждом этапе иноязычного обучения основывается на способностях обучающихся и тех речевых ситуациях, которые наиболее приближены к их возрасту. Например, в начальной школе это может быть лексика по теме «Моя семья», «Мои питомцы», «Мой дом». На средней ступени обучения лексика усложняется и обучающимся могут быть предложены темы «Моя профессия», «Мое хобби», «Мой день» и др. Такое распределение лексике получило название тематические примитивы.
Под тематическими примитивами понимаются темы, которые максимально адаптированы и понятны обучающимся на определенном этапе возрастной периодизации .
Комплектование тематических примитивов в контексте примерной рабочей программы по английскому языку позволяет максимально полно и эффективно обеспечить накопление и систематизацию лексических единиц у обучающихся.
Таким образом, основой лексического навыка, представляющего собой синтезированный процесс выбора лексической единицы, является лексическое распознавание, которое действует в виде лексических динамических связей, словосочетаний, исходя из их значения и сочетания с другими лексическими единицами языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелов, В. эванс. – 15-е изд,. перераб. И доп. – Москва : Express Rublished : Просвещение, 2023. – 73 с. –ISBN
2. Бадалян А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113.
3. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В. С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
4. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
5. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
6. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
7. Коваленко Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 29.10.2023).
8. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2000. – 232 с.
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. — 276 с.
10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2014. - 239 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
12. Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский язык). – М., 2023. – 142 с.
13. Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2016. - Вып. 3. - С. 13-19.
14. Шамов, А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2014. - Вып. 2. - С. 2-10.
15. Шибко, Н.Л., Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. / Н. Л. Шибко. – СПб.: Златоуст, 2015. – 336 с.
16. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – Москва: ВК, 2012. - 335 с.