Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня наблюдается снижение интереса к такому феномену как авторский кинематограф советской эпохи, несмотря на его особую историческую и культурную ценность. Между тем средства киноязыка позволяли режиссерам транслировать идеи, ценности и смыслы, отражающие основные процессы развития общества.
Актуальность
В современном мире роль авторского кинематографа занимает значимую позицию в жизни общества, так как является мощным механизмом воздействия на сознание людей. Советское авторское кино имеет свои особенности, путь становления и популярность. Советские режиссёры часто использовали символические образы и метафоры, чтобы выразить собственные идеи. В современном мире советский авторский кинематограф является примером для многих режиссёров (не только России, но и мирового кино), которые используют его элементы в собственном творчестве и вдохновляются им. Без опоры на историю становления отечественного авторского кинематографа, его методов и специфики, сложно понять современный авторский кинематограф и прогнозировать его развитие в будущем.
Автор данного исследования обращается к проблеме взаимосвязи между социокультурными процессами и спецификой развития киноязыка отечественного авторского кино.
Цель исследования: выявить специфику авторского отечественного кинематографа
Объект исследования: отечественный кинематограф
Предмет исследования: авторское кино в пространстве отечественного киноискусства
Задачи исследования:
1) Изучить историю развития отечественного кинематографа, включая этапы становления авторского кино, исходя из социокультурных особенностей;
2) Изучить теоретические источники, посвященные характеристике отечественного авторского кинематографа и его специфики.
3) Проанализировать особенности авторского кинематографа разных периодов СССР (на материале избранной фильмографии);
4) Выявить специфику авторского отечественного кинематографа.
Методология исследования:
В ходе данного исследования поменялся историко – культурный и Киноведческий подход, а также искусствоведческий и аналитический методы.
Степень теоретической разработанности
Изучением данной темы авторского кино в отечественном кинематографе занимались известные киноведы, такие как Ю.В. Голубева, Н.М. Зоркая, Н. Самутина, С.А. Тугуши и др.
Глава 1. История развития отечественного кинематографа
Первым советским фильмом считается фильм «Уплотнение», снятый по сценарию наркома просвещения Анатолия Луначарского и выпущенный 7 ноября 1918 года, еще до декрета о национализации. 21 декабря 1925 года 27-летний Сергей Эйзенштейн выпустил на экраны фильм «Броненосец Потемкин», который, несмотря на провал в отечественном прокате, стал важной вехой в развитии мирового кинематографа и впоследствии неоднократно признавался одним из лучшие фильмы в истории. Работы Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина и других режиссеров заложили основу «кино масс», противостоящего старому кино, — главными героями в их фильмах были не отдельные личности, а массы, и зачастую, хотя и не всегда не было традиционной структуры сюжета. В то же время такие фильмы, как «Человек с киноаппаратом», «Конец Петербурга», «Октябрь», «Земля» и другие обогатили советский и мировой кинематограф новыми приемами съемки и монтажа, вошедшими в арсенал кинематографистов всего мира[2].
В 1930-е годы, с установлением единоличной власти Сталина, произошел своеобразный разрыв со стилем предыдущего десятилетия: в 1934-1935 годах в прокат вышли три фильма, положившие начало новому вектору развития советского кино. все последующие десятилетия - «Веселые ребята» Григория Александрова, «Юность Максима» Козинцева и Трауберга и «Чапаев» братьев Васильевых. «Чапаев», вышедший хронологически первым, имел особенно громкий успех, став поистине первым советским кассовый хит - его посмотрело около 60 миллионов человек. Эти фильмы ознаменовали возврат от «кино масс» к классическому построению сюжета во главе с персонажем, которому зритель мог сопереживать. Сталин, лично участвовавший в создании подавляющее число фильмов этого периода, одновременно выполняя функции заказчика, зрителя и цензора (а зачастую и редактора сценария), фактически руководили этим процессом, одним из проявлений которого была централизация кинопроизводства. В феврале 1933 года при Совете Народных Комиссаров СССР было образовано Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ), которому в мае было поручено управление всеми союзными и республиканскими кинотрестами. Сначала его возглавил старый большевик Борис Шумяцкий, оказавшийся таким образом первым настоящим руководителем всего советского кино, а 7 января 1938 года его сменил старший майор госбезопасности Семен Дукельский, добившийся создания Комитет по кинематографии, который объединил кинопроизводство, кинопрокат, кинообразование, кинопечать, организацию кинофестивалей, кинопроизводство и т. д. Фактически, именно Дукельский создал систему киноменеджмента, существующую и сегодня[3].
Советский кинематограф готовился к мировой войне с середины 1930-х годов: военная тематика все чаще звучала даже в, казалось бы, совершенно «мирных» фильмах, таких как «Цирк» Григория Александрова, «Трактористы» Ивана Пырьева, «Бойцы» Ивана Пырьева. Эдуард Пензлин и др. Возникло целое направление «оборонного кино», направленное на моральную подготовку населения к предстоящему конфликту – «Если завтра война», «Граница заперта», «Эскадрон № 5», «Глубокая Рейд» и др. Военно-исторический жанр, сформировавший у советских людей чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Режиссеры, снимавшие революционные фильмы в предыдущее десятилетие, все чаще обращались к русской истории в предвоенные годы: Всеволод Пудовкин снял фильмы «Минин и Пожарский» и «Суворов», Владимир Петров — «Петр Великий», Игорь Савченко — « Богдан Хмельницкий». Особенно громкой оказалась премьера фильма Эйзенштейна «Александр Невский», который имел огромный успех у зрителей и стал единственным фильмом Эйзенштейна, полностью окупившим себя в прокате. В 1941 году на первом вручении Сталинских премий в области искусства и литературы все эти фильмы были удостоены премий 1-й степени.
С началом войны массово создавались «Сборники боевых фильмов»: короткометражные фильмы на военную тематику, собранные в один фильм. Всего за год их было выпущено двенадцать штук. Три киносборника были сняты, но так и не выпущены. 307 человек работали фронтовыми кинооператорами, часто снимая в самых жарких местах: во время наступления, на плацдармах, с воды и воздуха. Каждый второй из них был ранен на поле боя, каждый четвертый погиб. В 1942 году по материалам, отснятым во время контрнаступления под Москвой, режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин смонтировали фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который в следующем году первым среди советских фильмов получил премию «Оскар» за лучший документальный фильм. фильм. Среди других выдающихся документальных работ военного времени — «Сталинград» Леонида Варламова, «Битва за нашу Советскую Украину» Александра Довженко, «Берлин» Юлия Райзмана и др.
За годы войны кинопроизводство в год сократилось более чем в три раза - западная часть страны лежала в руинах, финансы и ресурсы требовались в первую очередь для восстановления разрушенной экономики, преодоления голода, создания ядерного оружия и средств его доставки, поэтому В 1948 году руководством ВКП(б) было принято решение вдвое снизить стоимость кино. Сокращение кинопроизводства привело к тому, что короткий период с 1948 по 1952 год вошел в историю как «маленькие фильмы». В то же время резкой критике подверглись многие режиссеры тех лет: Луков, Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, Трауберг. Поскольку к каждому произведенному фильму предъявлялись чрезвычайно высокие требования (несмотря на сокращение производства, ожидалось, что доходы от киноиндустрии будут только возрастать), а снимать на современные темы в новых условиях мало кто решался, главным жанром в кинофильме стала кинобиография. конец 1940-х годов - вышли такие фильмы, как «Адмирал Ушаков» и его продолжение «Корабельные штурмовые бастионы», «Тарас Шевченко», «Композитор Глинка», «Мичурин» и др.[5]
Несмотря на начало Холодной войны, советские фильмы в этот период успешно продавались за рубежом. Так, в 1949 году они были закуплены для показа в 48 странах, включая капиталистические страны и их колонии. В некоторых странах, таких как Албания, Северная Корея и Монголия, советское кино занимало 100% местного проката. В то же время т. н. «трофейные фильмы», полученные от Рейхсфильмархива в качестве репараций от Германии, и некоторые западные фильмы, подаренные советскому правительству во время войны, — «Бэмби» Уолта Диснея, «Багдадский вор» Александра Корды, «Ураган» Джона Форда, и т. д. Абсолютным чемпионом проката киносерией «Тарзан» того периода стала серия фильмов, четыре части из которых вышли в 1952 году.
Пиком периода «маленького кино» стал 1951 год, когда во всем Советском Союзе было выпущено всего 9 полнометражных фильмов. Сталин, отчасти инициировавший такую политику, поскольку с возрастом уже не мог лично контролировать создание такого же количества фильмов, как десятилетием ранее, понимая, что всю отрасль можно загнать в тупик, на XIX съезде партии он выступил с предложением расширить кинопроизводство. В результате к 1953 году удалось восстановить довоенный уровень, выпустив 41 полнометражный фильм, а к 1956 году их годовое количество превысило сотню. Поскольку прием во ВГИК не уменьшался даже на пике «маленькой картины», число дипломированных режиссеров в стране росло год от года – впоследствии именно молодое поколение, пришедшее в кино в этот период, стало основным движущим фактором. сила советской «новой волны». При этом цветное кино перестает быть экзотикой: фильм-сказка Александра Птушко «Каменный цветок» стал первым в Союзе, снятым на многослойную цветную пленку[6].
После смерти Сталина Министерство кинематографии СССР, существовавшее в 1946–1953 годах, было преобразовано в Главное управление кинематографии (Главкино или Киноуправление) при Министерстве культуры – главным министром кино остался многолетний Иван Большаков. руководитель кино до февраля 1954 года, пока его не сменил Николай Семенов. Несмотря на то, что Семенов ранее был заместителем Большакова и частично отвечал за политику «маленького кино», именно он вместе с первым главой Минкульта Пантелеймоном Пономаренко начал постепенную либерализацию кинопроизводства. Под их руководством во всех советских республиках были созданы киностудии, в 1957 году состоялся учредительный пленум Союза работников кинематографии (СРК) СССР, первым председателем Оргкомитета которого был Иван Пырьев, ряд кинотеатров за десятилетие увеличилось в 2,5 раза и к 1960 г. превысило 100 000 [2] (т. е. за эти годы было создано больше кинотеатров, чем за предыдущие полвека)[7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочкова Н.И. Характеристика патриотического компонента и воспитательные возможности российских масс-медиа // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 234-238.
2. Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 293-306.
3. Оришев А.Б. «Крыса на подносе»: власть и кинематограф против
абстракционизма // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 11.
4. Н. А. Агафонова «Общая теория кино и основы анализа фильма». 2021. С. 93-96.
5. Потапенко А.А., Медовкина Л.Ю. Современный российский кинематограф как инструмент формирования политического имиджа России // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2020. Т. 2. № 12-1. С. 199-203.
6. Каукина Р.Н. Становление кинематографа в дореволюционной России // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17). С. 125-128.
7. А. Федоров «Анализ аудиовизуальных медиатекстов»М.: Просвещение, 1983. 287 с.
8. Оришев А.Б. Образ Петра I в дореволюционном кинематографе // Социокультурные преобразования Петра I в системе его комплексных реформ: проекты, реальность, последствия. Краснодар: КГИК, 2022. С. 119-124.
9. Бехер А.В., Лонина С.Л. Российский кинематограф начала XX века // PR и реклама: традиции и инновации. 2012. № 7-2. С. 203-205.
10. Майоров Н.А. 120 лет кинематографа в России 1816-2016 // Мир техники кино. 2016. Т. 10. № 1. С. 32-40.
11. Яковлева И.Ю., Высоких Т.В. Кинематограф в Советской России // Кино -искусство, технологии, коммуникация. Труды научно-практической конференции. 2016. С. 18-23.
12. Ларионов А. Такое вот кино // Советская Россия. 1996. 12 марта. С. 4.
Список литературы
13. Бахтин М. К переработке книги о Достоевском // Эстетика словесного творчества. Москва : Искусство, 1986. 343 с.
14 Блейман М. Архаисты или новаторы? // Искусство кино. 1970. № 7.
15. Голубева Ю.В. «Авторские фильмы советского кинематографа 1960-1970-х гг.» Москва : знание, 1976. 107 с.
16. Зайцева Л. К проблеме жанров поэтического кино // Актуальные проблемы теории кино. Жанры кино. Москва : Искусство, 1979. 220 с.
17. Иванова т. «Трудно» — «ещё труднее» — «совсем трудно» // Советский экран. 1969. № 24.
18. Кино: энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1986.
19. Княжицкий А. Притчи. Москва : МИРОС, 1994. 23 с.
20. Лексикон неоклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. Москва : РОССПЭН, 2003.
21. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея // Киноведческие записи. 2002. № 60. С. 25—42.
22. Тугуши С. А. «Авторское кино» как феномен культуры XX века» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2. С. 259—263.
23. Фомин В. Правда сказки. Москва : МАТЕРИК, 2001. 71 с.
24. Шенгелая Э. «На крыльях притчи» // Кинопанорама. Вып. 3. Москва : Искусство, 1981. 286 с.
25. Алексеева Л., Голдберг П. Поколение оттепели. Предисловие к русскому изданию. URL: https://royallib.com/read/alekseeva_lyudmila/pokolenie_ottepeli.html#1190295 (дата обращения 02.03.2024)
26. Бахман Г. О природе ностальгии. Интервью с Андреем Тарковским вел Гидеон Бахман // Медиа-архив «Андрей Тарковский». URL: http://www.tarkovskiy.su/texty/ Tarkovskiy/Bachmann.html (дата обращения 03.03.2024)
27. Грушин Б.А. Четыре жизни России. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001
28. Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
29. Дондурей Д. Кинопрокат: жемчужина индустрии развлечений //Отечественные записки. 2005. №4. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_25-pr.html (дата обращения 25.03.2024)
30. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М.: Белый город, 2014. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=14128720 (дата обращения 20.03.2024)
31. Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «застоя»: [Электронный ресурс] // Вестник университета. 2016. №6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kinorepertuar-i-zritelskie-predpochteniya-v-epohu-zastoya (дата обращения 20.03.20240)
32. В. Куренной «Философия фильма : упражнения в анализе». М.: Канон+, 2015.
33. Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: Росспэн, 2010. 287 с.
34. Свирский Г. На лобном месте: литература нравственного сопротивления 194686 гг. Лондон: OVERSEAS, 1979. М.: КРУК, 1998. URL: http://lib.ru/NEWPROZA/ SWIRSKIJ/svirsky1.txt (дата обращения 01.05.2018)
35. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре. Замысел и его реализация // Медиа-архив «Андрей Тарковский». URL: http://www.tarkovskiy.su/texty/uroki/uroki2.html (дата обращения 28.04.2018)
36. Ю. А. Русина «История советского кино», М.: Союзинформкино,1986.
37. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391/page/ 1 (дата обращения 06.03.2017).
38. Храмов В.Б. Советское кино как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-kino-kak-fenomen-sovetskoy-kultury.pdf (дата обращения 15.04.2018)