Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема игнорирования законов и неуважения к правовой системе была актуальна с самого начала появления юридических институтов в нашей стране и продолжает оставаться такой и в настоящее время.
В настоящее время Российская Федерация является молодым государством, которое только начинает свой путь и стремится к созданию правового государства. Из-за того, что правовой нигилизм может разрушить основы и стабильность государства, изучение этого явления всегда остается актуальным и имеет большое социальное, правовое, политическое и практическое значение.
В разные исторические эпохи этой проблеме уделяли внимание ученые и практики, писатели и поэты, а также государственные деятели. В настоящее время проблема правового нигилизма еще не полностью изучена, не разработаны эффективные способы ее преодоления, и с развитием современного общества наблюдается все большее проявление этого явления.
Правовой нигилизм - это форма социального нигилизма, которая проявляется в общем отрицательном и неуважительном отношении к праву, закону и нормам, и характеризуется низким уровнем знаний в юридической сфере и отсутствием правового воспитания у большинства населения. Он является одним из основных препятствий для развития правового государства.
Объектом курсового исследования является изучение общественных отношений, связанных с проявлением правового нигилизма, как социально-правового явления.
Предметом курсового исследования является изучение закономерностей проявления правового нигилизма в России.
Целью данной курсовой работы является полное изучение явления правового нигилизма, его различных проявлений и поиск способов его преодоления.
С учетом поставленной цели, определяются следующие задачи:
- изучить определение правового нигилизма;
- изучить источники и причины распространения правового нигилизма;
- рассмотреть различные формы правового нигилизма;
- изучить понятие правового воспитания;
- проанализировать факторы, способствующие преодолению правового нигилизма.
Основой для проведения курсового исследования являются различные методы изучения социально-правовых явлений, включая общенаучные и специальные подходы, такие как диалектический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, анализ, синтез, системный метод и другие.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили труды известных ученых, среди которых можно назвать Бабаева В.К., Бугаенко Ю.Ю., Каландаришвили З.Н., Бирюкова С.В., Исакова И.Н., Лохоновой Г.М. и других.
Представляется, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при чтении дисциплин «Теория государства и права».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения о правовом нигилизме в российском обществе
1.1. Понятие правового нигилизма
Нигилизм - это философская позиция, которая выражается в отрицании смысла человеческого существования, важности общепринятых моральных и культурных ценностей, не признании каких-либо авторитетов. Он выражает негативное отношение человека к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, а иногда и ко всем аспектам человеческой жизни. Нигилизм является одной из форм социального поведения и мышления. Он возник давно, но наибольшее распространение получил в прошлом веке, особенно в Западной Европе и России .
В целом, при изучении понятия правового нигилизма, важно обратиться к истории развития права.
В Древнем Востоке и в античных государствах (Греции и Риме) основными проблемами общества были вопросы, связанные с государством и правом. Переход от первобытного общества к раннеклассовому обществу и формам политической организации жизни общества сопровождался процессом социального разделения населения и усиления борьбы между различными слоями общества. В таких условиях возникали законы, которые играли важную роль в регулировании общественной жизни. Например, пифагорейцы считали послушание закону высшей добродетелью, а сам закон - великой ценностью (это пример отсутствия правового нигилизма).
Нигилизм был связан с левыми философами, такими как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другими. Это направление имеет различные проявления, включая моральный, юридический, политический, идеологический и религиозный. В зависимости от того, какие ценности отвергаются и какая область знания или общественной практики обсуждается - культура, наука, искусство, этика, политика, экономика - нигилизм может принимать различные формы и иметь различные оттенки и переходы. Каждый из этих вариантов имеет свою собственную историю.
Немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби ввел термин «нигилизм» в западную философскую мысль. Многие философы использовали это понятие. Ф. Ницше понимал нигилизм как осознание того, что как христианская идея трансцендентного Бога, так и идея прогресса являются иллюзорными и несостоятельными. М. Хайдеггер считал нигилизм главным течением в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе .
По словам В.А. Туманова, правовой нигилизм представляет собой отрицательное и скептическое отношение к праву, включая полное отсутствие веры в его способность решать социальные проблемы в соответствии с принципами справедливости.
В 1978 году в Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Правовой нигилизм - это течение общественного и политического мышления, отвергающее важность права и считающее его наименее эффективным способом управления общественными отношениями».
Профессор С.С. Алексеев подчеркивал, что изучаемое нами явление является «неприятием права, закона и правовых структур, регулирующих общественные отношения».
Профессор Венгеров представляет две точки зрения на правовой нигилизм. Во-первых, это отрицательная и деформированная сторона правосознания, которая критически относится к закону и требует его неуважения и нарушения. Во-вторых, правовой нигилизм и его противоположность - законность - не только являются частью духовной жизни общества и правосознания, но также являются характеристикой определенной реальной ситуации в обществе.
В первом случае Венгеров сравнивает правовой нигилизм с законностью, которая проявляется в уважении и соблюдении закона, укреплении законности и понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае он утверждает, что нигилизм является не только психологическим, но и социальным состоянием общества. Однако правовой нигилизм может достигать таких масштабов, что приведет к разрушению правовой системы, включая ее правовые и законодательные элементы.
Профессор В.Н. Пристенский исследует эту проблему с философской, а не юридической точки зрения. Философский подход к праву не заменяет юридический, а выражает и реализует философскую природу и точку зрения, определяя последнюю. Философия может и должна раскрыть в праве то, что она раскрывает в мире в целом, так как истина является лишь фрагментом мира и не имеет своей логики, отличной от логики мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бугаенко Ю.Ю. Деформирующее влияние правового нигилизма на правовую культуру // В сборнике: Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества Сборник материалов V-ой международной научной читательской конференции. 2020. С. 19-23
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / под редакцией В.К. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. С. 381.
3. Бирюков С.В. Правовая культура: учебное пособие для вузов / С.В. Бирюков. – М.: Юрайт, 2020. 126 с.
4. Гибадатов Э.Н. Правовой нигилизм и гражданское общество в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2020. № 1. С. 144-150.
5. Горохова С.С., Гуков А.С., Попова О.В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А.П., Николюкин С.В. М.: Юрайт, 2022. С. 210.
6. Исаков И.Н. Правовая система общества: основные характеристики / И.Н. Исаков. Учебное пособие. М.: Правовая культура, 2019. 204 с.
7. Каландаришвили З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. М.: ИВЭСЭП, Знание, 2023. С. 90.
8. Карташов В.Н. Юридическая культура, антикультура и ответственность. Учебник. Ярославль: Филигрань, 2019. С. 241.
9. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2020. С. 219.
10. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений / И.Ю. Козлихин. – М.: Проспект, 2021. С. 170.
11. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2021. 337 с.
12. Лохонова Г.М. Формирование правосознания и правовое воспитание студенческой молодежи. М.: Правовая культура, 2023. С. 41.
13. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Триада ЛТД, 2020. 204с.
14. Оразалиева А.М., Ажиметова З.А. правовой нигилизм и правовой идеализм как формы деформации правосознания // Юридическая мысль. 2022. № 6 (74). С. 63-67.
15. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. С. 290.
16. Протасов В.Н. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2022. С. 201.
17. Романенко Д.И. Предмет теории государства и права как объект научных дискуссий в юриспруденции / Д.И. Романенко // Альманах молодого исследователя. 2021. № 5. С. 12-14
18. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Инфра - М, 2018. 272 с.
19. Сенин И.Н. Правовое регулирование и правовая система / И.Н. Сенин. Юридический вестник ДГУ, 2020. С. 20.
20. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.Н. Марченко; Моск. гос. ун˗т им. М.В. Ломоносова. – Изд. 2˗е, перераб. и доп. Москва: Проспект, 2023. 250 с.
21. Теория государства и права: учебник / У.Э. Батлер, З.Ш. Гафуров, Г.И. Денисов и др.; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); под общ. ред. О.В. Мартышина. – 3˗е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2023. 420 с.
22. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 2021. № 1. С. 121.