Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одно из ведущих мест, в системе показателей, которые характеризуют эффективность производства и реализации, по праву принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость, как качественный показатель отображает все стороны производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
При производстве продукции важную роль играет не только высокое качество, но и затраты на изготовление продукта. В современных рыночных отношениях именно это определяет конкурентоспособность предприятия и его финансовое состояние в целом.
Себестоимость представляет собой оценку стоимости выпущенной продукции, учитывая затраты на сырье и материалы, энергию и топливо, оплату труда и налоги, и другие издержки.
При правильном анализе себестоимости, предприятие в силах снизить затраты на производство, тем самым увеличить объемы выпуска продукции и получить более высокую прибыль, потому как снижение издержек при производстве поможет предприятию правильно вписаться в экономику региона и страны в целом.
Актуальность данной темы состоит в том, что себестоимость напрямую связана с прибылью предприятия, которая является главной конечной целью каждой организации. В настоящее время, в условиях совершенной конкуренции, предприятие не может просто поднять цены на выпускаемую продукцию, для получения максимальной прибыли, так как покупатель, имея огромный выбор в определенном сегменте рынка, «уйдет» к конкуренту с более низкими ценами. Поэтому каждый раз руководству организаций требуется проводить анализ себестоимости продукции, а так же разрабатывать и внедрять новые методы, направленные на минимизацию издержек при выпуске и реализации продукции и, за счет этого влиять на снижение себестоимости продукции.
Целью написания работы является рассмотрение оценки себестоимости продукции.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы анализа себестоимости продукции;
- провести оценку экономической эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования является ПАО «Русолово».
Предметом исследования являются показатели деятельности ПАО «Русолово».
Отдельные вопросы, касающиеся управления себестоимостью продукции предприятия рассматривали такие автора как: И.С. Гукова, В.В. Жильченкова, А.В. Сиволап, В.К.В. Тюрев, Е.А. Шаньшурова, и др. В исследовании И.С. Гуковой предложена разработка практических рекомендаций по повышению эффективности системы управления затратами на предприятии. В работе В.В. Жильченкова исследованы особенности управления затратами на промышленном предприятии в период кризиса.
Для проведения исследования использованы следующие методы: обзор литературы, обобщение, сравнение, анализ, синтез.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В любом предприятии при производстве продукции (выполнении работ, услуг) возникают различные затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы должны окупаться при реализации продукции. Возмещение расходов за счет полученной выручки обеспечивает непрерывность деятельности предприятия. Поэтому необходимо установить такую цену на продукцию, которая удовлетворит покупателей и обеспечит не только покрытие расходов, но и получение прибыли.
В ходе производственно-хозяйственной деятельности на любом предприятии используется живой и овеществленный труд. Участвуют как работники, так и происходят затраты на сырье и материалы, топливо, электроэнергию, аренду и амортизацию и т.д. Затраты можно определить как используемые в натуральной форме ресурсы, а издержки производства – это те ресурсы, которые используются в стоимостной форме. Себестоимость продукции можно определить как группу всех элементов затрат, каждая из которых влияет на величину производства. На структуру себестоимости имеют непосредственное влияние: характер деятельности предприятия, трудоемкость производства, величина потребляемых материалов и энергоресурсов в зависимости от специфики производства и техническая оснащенность предприятия [5, с. 89].
Себестоимость является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем эффективнее используются производственные ресурсы, тем ниже себестоимость продукции.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет следующие функции:
- учетную - учет и анализ потребления ресурсов в производственном процессе и реализации продукции;
- расчетную - формирование на предприятии цены на продукцию;
- аналитическую - использование при анализе и расчете прибыли, маржинального дохода, рентабельности и др.
При разделении себестоимости по отраслям, с учетом преобладания определенных элементов в разных сферах деятельности, выделяют:
- материалоемкие отрасли (в основном задействованные материалы и сырье).
- энергоемкие отрасли (отрасли, а которых максимально использованы энергоресурсы).
- фондоемкие отрасли (крупнейший блок в производстве составляют основные фонды).
- трудоемкие отрасли (рабочая сила).
По вариантам подсчета, себестоимость подразделяется на:
- плановую – расчет основан на плановых (бюджетных) нормах периода;
- нормативную – считается на нормы и цены, актуальные на начало периода;
Фактическую – отражает сложившиеся в периоде затраты.
По последовательности формирования различают себестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную и полную.
В таблице 1, представленной на основании предлагаемых Керимовым В.Э. критерием, дается пояснение по каждому из 4 видов расходов, показывая, что каждый из них является большой совокупной группой затрат.
Наибольший удельный вес в расходах организаций составляют затраты на производство и продажу продукции. Совокупность данных затрат составляет себестоимость продукции, которая является одной из основных экономических категорий [16, с. 282].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027.
2.Бикметова З.М. Механизм обеспечения финансовой безопасности предприятия / З.М. Бикметова // Инновационное развитие экономики. – 2019. – №1(43). – С. 370-380.
3.Билалова Л.А. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5. - С. 664-670.
4.Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 382 с.
5.Богомолова Е.В. Экономический анализ: учебное пособие / Е.В. Богомолова. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. – 389 c.
6.Большаков С.В. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / С.В. Большаков. – М.: Русайнс, 2022. – 378 c.
7.Бочкова С.В. Анализ финансовой отчетности / С.В. Бочкова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 292 c.
8.Бренерман М.Х. Комплексный анализ: учебное пособие / Т.В. Бренерман. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2020. – 127 c.
9.Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2021. – 451 с.
10.Восколович Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 324 с.
11.Галямова Д.Ш. Сущность и значение оценки финансового состояния / Д.Ш. Галямова // В сборнике: Образовательная система: вопросы современного этапа развития научной мысли сборник научных трудов. Казань, 2020. – С. 202-206.
12.Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
13.Герасимова Е.Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, Д.В. Редин. - М.: Форум, 2019. - 432 c
14.Грозина Э.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. Часть 2. Учебное пособие / Э.В. Грозина. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2019. – 146 с.
15.Добросердова И.И. Финансы предприятий / И.И. Добросердова, И.Н. Самонова, Р.Г. Попова. – СПб.: Питер, 2022. – 332 с.
16.Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2021. -744 с.
17.Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предпр.: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2019. – 447 с.
18.Зигангиров А.М. Задачи, значение и понятие анализа финансового состояния предприятия / А.М. Зигангиров // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2020 материалы IX Международной молодежной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 190-194.
19.Игонина Л.Л. Финансовый анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Игонина. - М.: Русайнс, 2020. – 336 с.
20.Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: Инфра-М, 2020. - 415 с.
21.Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев – М.: Изд-во «Проспект», 2018. – 384 с.
22.Коршунов В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 347 с.
23.Кузина Е.Л. Финансовые результаты предприятия. Учет. Анализ. Аудит / Е.Л. Кузина. – М.: ПРИОР, 2020. – 162 с.
24.Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы : учебник для вузов / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 354 с.
25.Малышенко В.А. Стратегический финансовый анализ как метод изучения комплексной финансовой устойчивости предприятия / В.А. Малышенко. - М.: Русайнс, 2020. - 457 с.
26.Маркарьян Э.А. Финансовый анализ (для бакалавров) / Э.А. Маркарьян. - М.: КноРус, 2019. - 524 с.
27.Никитушкина И. В. Корпоративные финансы : учебник для вузов / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; под общей редакцией И. В. Никитушкиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 521 с.
28.Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности / Р.В. Савкина. – Москва: КноРус, 2022. – 211 с.
29.Финансы : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 491 с.
30.Финансы организаций: управление финансовыми рисками : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. П. Хоминич [и др.] ; под редакцией И. П. Хоминич, И. В. Пещанской. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 345 с.